Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 5–7-й классы

Наталия
ЦАРЕГОРОДЦЕВА


Наталия Вадимовна ЦАРЕГОРОДЦЕВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов, Кировская область, г. Яранск.

Литературные термины и понятия на уроке

Изучение основ теории литературы — важнейшая часть школьного литературного образования. Но как не оторвать теорию от живых произведений, как рассказать подросткам о литературной теории живо и занимательно? Как сделать эти знания основой литературной грамотности, которая необходима человеку на протяжении всей его жизни?

Такой же вопрос я задала себе, когда только пришла в школу и провела свой первый урок литературы.

Литературно-теоретические термины и понятия в 5–7-х классах усваиваются с великим трудом. Почему? Ответ очевиден: они не вызывают ярких образов, совершенно лишены эмоциональной окраски. Да и способен ли школьник без особой на то причины запомнить 145 терминов, которые ему понадобятся только на выпускном сочинении?

Оказывается, мир терминологии может заинтересовать любого, если показать путь, по которому можно идти, углубляя свои знания и повышая свой интеллектуальный уровень.

Всегда возникает вопрос: с чего и как начать анализ текста?

Для запоминания последовательности анализа художественного произведения рекомендую учащимся записать фразу с секретом.

Ты          Тема (о чём произведение)

Понял,    Проблема (вопрос, требующий разрешения)

Где         Герои

Следует  Сюжет (цепочка последовательных событий, действий)

Искать    Идея (цель, c которой автор взялся за перо)

Ответ?!   Особенности (художественные средства выразительности речи)

А ещё я придумала стихи о литературных терминах. Вот фрагменты из них.

Расскажу-ка я стихами
Речеведческий процесс —
Новое (поймите сами)
Вызывает интерес.

Тема — целый круг явлений,
То, о чём поведал гений,
А в идее (будь внимателен)
Отразилась мысль писателя.
Пафос — ясно без сомнения,
Есть настрой произведения.
И комический, и трагический,
И торжественно-героический.

Эпизоды, главы, части,
По своей законной власти
На свои позиции
Расставит композиция.

Конфликт — запомнить просто —
Закономерное противоборство.
А ещё запомни — это
Основа действия сюжета.

Чтобы лучше текст понять
И идейный смысл достать,
Нужно обратить внимание
На тропы и иносказания.
Троп — процесс употребления
Слова в непрямом значении.

То, что было неживым,
За мгновение изменит —
Превратит предмет в явление
Чудодейственное олицетворение.

Сопоставление двух явлений
Следует назвать сравнением.

Метафора — скрытое сравнение,
Основанное на уподоблении
По сходству или контрасту,
Его не рассмотрите ясно.
Эпос — объективный, детальный
Даст рассказ,
Приблизит максимально
К тому, что было, нас.
Лирика — особый род —
Душа то стонет, то поёт.
В стихах хранит из века в век
Живые чувства человек.
В центре лирики (внимание!) —
Образ, чувство, переживание.
Лирика — дама вздорная:
Форма её стихотворная,
Соразмерная, ритмичная, красивая,
Только очень уж субъективная.

После введения общих сведений по теории можно использовать простейшие виды упражнений-игр.

Игра 1

В нашей игре все слова начинаются с буквы “э”. Отгадываем остальные буквы, как в викторине «Поле чудес». В случае затруднений можно разрешить обратиться за помощью к терминологическому словарю.

Список терминов для этой игры: эпиграф, эстетика, эпитет, эпос, эклога, эссе, эпизод, эпилог, эпитафия, эллипсис.

Игра 2

Для игры потребуется комплект портретов писателей, отрывки из их произведений разных жанров.

Показываем портрет. (“Кто это?”) Обычно дети сразу отвечают, называя полное имя, уточняя, поэт или прозаик перед ними.

Затем читаем отрывок, спрашиваем: “Какие термины можно вспомнить, читая этот отрывок?” Когда получим ответ на вопрос, можно усложнить задание: “Назовите жанры, в которых работал поэт (прозаик)?”

Рейтинг@Mail.ru