Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №/


Литературная карта

В ожидании монумента Хлестакову

Герои Гоголя обрели скульптурную плоть в начале ХХ века, когда подобные случаи в России были ещё довольно редки. Можно вспомнить, пожалуй, только памятник И.А. Крылову работы П.К. Клодта, появившийся в 1855 году в Санкт-Петербурге. На гранитном постаменте памятника Крылову — горельефы героев его басен.

Тот же формальный принцип для создания скульптурного портрета Гоголя (фигура писателя — круглая скульптура, персонажи — рельеф) использовал Николай Андреевич Андреев, создавший один из лучших памятников писателю. Однако в отличие от клодтовского памятника, в котором изображения героев выполняют декоративную функцию, Андреев сумел передать самый дух творчества Гоголя.

На каждой из четырёх сторон гранитного пьедестала — бронзовые барельефы. Для изображения героев скульптор не только использует другой вид пластики, что достаточно традиционно для того времени. Контрастируют и способы изображения писателя и его персонажей. Как отмечает С.Орлов в статье «Автор и его герой», “Андреев решил памятник в двух эмоционально-смысловых планах — реалистический психологический портрет (фигура Гоголя) и портрет условный, острогротесковый (персонажи)”. Разглядывать гоголевских персонажей в исполнении Андреева чрезвычайно интересно. Ощущаешь, с какой любовью относился мастер к творчеству Гоголя, как он чуток к его художественному миру.

Остаётся добавить, что открытие памятника, приуроченное к столетию со дня рождения писателя, состоялось 26 апреля 1909 года (архитектор Ф.Шехтель). В начале 1950-х памятник, не соответствующий оптимистическому духу советской эпохи, был перенесён с Гоголевского (Пречистенского) бульвара на Суворовский (Никитский) бульвар.

До конца ХХ века о появлении памятников каким-либо гоголевским героям ничего не было слышно. А на рубеже веков прокатилась волна моды на создание камерных, лишённых официально-патриотического характера произведений скульптуры, и мода эта не обошла стороной и Гоголя. Наверное, самым необычным из новых памятников стал памятник Носу из одноимённой повести, что, собственно, вполне соответствует духу гоголевского творчества.

В 1995 году на фасаде одного из домов в Санкт-Петербурге была установлена памятная доска из цветного мрамора с барельефом в виде носа. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, кому принадлежит сей орган, в правом верхнем углу доски наискосок выгравировано: “Нос майора Ковалёва”.

Памятник Носу установлен по инициативе организаторов фестиваля «Золотой Остап», скульптором является Резо Габриадзе, а весит мраморный «Нос» около ста килограммов.

Зачастую всё, что связано с Гоголем, бывает овеяно некой тайной, даже мистикой, поэтому не могу ручаться за точность нижеследующей информации. В частности, в разных источниках называются разные адреса дома, на котором находится барельеф. Одни утверждают, что это дом № 38 на Вознесенском проспекте, другие называют дом № 11. Когда я летом 2003 года попыталась отыскать эту санкт-петербургскую достопримечательность, поиски оказались безуспешными. Что интересно, прохожие, к которым приходилось обращаться за помощью, удивлялись, что такой памятник вообще существует. Только одна женщина сообщила, что памятник, наверное, украли. И действительно, в истории мраморного «Носа» подобный факт существует: осенью 2002 года «Нос» был похищен, и, говорят, нашли его только в 2003 году на лестничной площадке расположенного неподалёку дома. Злоумышленники, похоже, так и остались неизвестны; не значит ли это, что памятник Носу майора Ковалёва перенял привычки своего литературного собрата?

И в конце скажу о памятнике, которого пока нет, но очень хочется, чтобы он появился.

Вот уже десять лет ждёт своей реализации идея саратовцев об установке памятника Хлестакову (как известно, “профинтивший дорогою денежки” Хлестаков едет домой, в деревню Подкатиловку Саратовской губернии; подробности см. на сайте К.М. Захарова «Кириллица» — http://www.kirrzah.ru/index.php).

Идея эта принадлежит декану филфака Саратовского государственного университета Валерию Владимировичу Прозорову. Для её популяризации, начиная с 1998 года, саратовские филологи проводят фестиваль, названный в честь героя Хлестаковским. Фестиваль открывается 1 апреля, в день рождения Гоголя, совпавший по новому стилю с Днём смеха. Не чуждые юмора саратовцы гордятся своим литературным земляком, считают, что “в Хлестакове отразились некоторые свойства саратовцев, какими они виделись Гоголю: склонность к творчеству («Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой»), богатая фантазия («У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»), любовь к театру («каждый день ты доставай в кеятр билет») и несомненный артистизм” (Прозоров В.В., Захаров К.М. Иван Хлестаков и Саратовский край // http://www.comk.ru/HTML/prosorov_doc.htm).

Символический первый кирпич уже заложен, а в 2001 году губернатором Саратовской области подписано распоряжение о сооружении памятника Хлестакову… Может быть, эту идею удастся воплотить в жизнь к двухсотлетию со дня рождения Гоголя?

Валентина Шенкман
Рейтинг@Mail.ru