Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2007

События и встречи

События и встречи

Единый государственный экзамен по литературе.
Демонстрационный вариант КИМ 2008 г.

Текст печатается с сохранением всех орфографических особенностей размещённого в Интернете варианта. Сокращён ради экономии места текст стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!», ранее опубликованный в «Литературе» (см. № 21/2007).

Пояснения к демонстрационному варианту

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2008 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2008 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2008 года, приведён в кодификаторе, помещённом на сайтах www.ege.edu.ru и www.fipi.ru

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип “С”), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С3.

Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шёпотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — Теперь мячик жди — отсылать назад.

— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

— Ничего, гранату... — отвечал он.

“Ну-ка, наша Матвевна”, — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

“Ишь, задышала опять, задышала”, — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

“Ну, за что они меня?..” — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

— Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать ещё что-то, как ещё ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

B1

Какое сражение описывается в приведённом фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Ответ: ___________________________________.

Укажите фамилию одного из главных героев романа, по достоинству оценившего действия батареи Тушина и заступившегося за “маленького капитана” перед начальством.

B2

Ответ: ___________________________________.

Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

C1

С каким эпизодом Бородинской битвы, изображённой в романе, перекликается приведённый фрагмент и в чём смысл этой параллели? (Свой ответ обоснуйте.)

B3

Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего “текучесть” внутренней жизни человека, её изменчивость?

Ответ: ___________________________________.

B4

Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего.

Ответ: ___________________________________.

B5

Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента).

Ответ: ___________________________________.

B6

Какой приём использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с “мощным мужчиной” и страх перед начальством?

Ответ: ___________________________________.

B7

Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным “Матвевной”)?

Ответ: ___________________________________.

C2

Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: “Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный», видимый Тушин”.

C3

В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведённого эпизода, и как они перекликаются с толстовской “мыслью народной”?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C4–С6 (см. текст стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» в № 21/2007, с. 36).

C4

Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?

B8

Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого отчасти нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!».

Ответ: ___________________________________.

B9

Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведённом стихотворении).

Ответ: ___________________________________.

B10

Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие (“в метелях полуденной пыли”)?

Ответ: ___________________________________.

B11

Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк (“значит — это кому-нибудь нужно? // Значит — это необходимо…”).

Ответ: ___________________________________.

B12

Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Ответ: ___________________________________.

C5

Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придаёт ей особую выразительность?

C6

В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

C7.1

Как вы понимаете слова И.А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

C7.2

На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший “лирическую дерзость” поэта?

C7.3

В чём заключается праведничество Матрёны и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)

Ответы к заданиям В1–В12

№ задания

Ответ

В1

Шенграбенское

В2

Болконский

В3

диалектика души

В4

наслаждение

В5

сравнение

В6

контраст <или> антитеза

В7

деталь

В8

футуризм <или> кубофутуризм

В9

кольцевая <или>кольцо

В10

метафора

В11

анафора <или> единоначатие

В12

риторический

Рейтинг@Mail.ru