События и встречи
События и встречи
Единый государственный экзамен по
литературе.
Демонстрационный вариант КИМ 2008 г.
Текст печатается с сохранением всех орфографических особенностей размещённого в Интернете варианта. Сокращён ради экономии места текст стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!», ранее опубликованный в «Литературе» (см. № 21/2007).
Пояснения к демонстрационному варианту
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2008 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2008 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2008 года, приведён в кодификаторе, помещённом на сайтах www.ege.edu.ru и www.fipi.ru
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип “С”), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С3.
Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шёпотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — Теперь мячик жди — отсылать назад.
— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.
— Ничего, гранату... — отвечал он.
“Ну-ка, наша Матвевна”, — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
“Ишь, задышала опять, задышала”, — говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
— Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...
“Ну, за что они меня?..” — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
— Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать ещё что-то, как ещё ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.
Солдаты засмеялись.
(Л.Н. Толстой. «Война и мир»)
B1
Какое сражение описывается в приведённом фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Ответ: ___________________________________.
Укажите фамилию одного из главных героев романа, по достоинству оценившего действия батареи Тушина и заступившегося за “маленького капитана” перед начальством.
B2
Ответ: ___________________________________.
Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
C1
С каким эпизодом Бородинской битвы, изображённой в романе, перекликается приведённый фрагмент и в чём смысл этой параллели? (Свой ответ обоснуйте.)
B3
Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего “текучесть” внутренней жизни человека, её изменчивость?
Ответ: ___________________________________.
B4
Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего.
Ответ: ___________________________________.
B5
Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента).
Ответ: ___________________________________.
B6
Какой приём использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с “мощным мужчиной” и страх перед начальством?
Ответ: ___________________________________.
B7
Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным “Матвевной”)?
Ответ: ___________________________________.
C2
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: “Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный», видимый Тушин”.
C3
В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведённого эпизода, и как они перекликаются с толстовской “мыслью народной”?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C4–С6 (см. текст стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» в № 21/2007, с. 36).
C4
Как вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?
B8
Укажите название авангардистского течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский и принципы которого отчасти нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!».
Ответ: ___________________________________.
B9
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторенное обращение лирического героя в приведённом стихотворении).
Ответ: ___________________________________.
B10
Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие (“в метелях полуденной пыли”)?
Ответ: ___________________________________.
B11
Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк (“значит — это кому-нибудь нужно? // Значит — это необходимо…”).
Ответ: ___________________________________.
B12
Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
Ответ: ___________________________________.
C5
Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придаёт ей особую выразительность?
C6
В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»?
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только одно из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
C7.1
Как вы понимаете слова И.А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
C7.2
На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший “лирическую дерзость” поэта?
C7.3
В чём заключается праведничество Матрёны и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Ответы к заданиям В1–В12
№ задания |
Ответ |
В1 |
Шенграбенское |
В2 |
Болконский |
В3 |
диалектика души |
В4 |
наслаждение |
В5 |
сравнение |
В6 |
контраст <или> антитеза |
В7 |
деталь |
В8 |
футуризм <или> кубофутуризм |
В9 |
кольцевая <или>кольцо |
В10 |
метафора |
В11 |
анафора <или> единоначатие |
В12 |
риторический |