Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2007

Курсы повышения квалификации

Педагогический университет «Первое сентября»

Татьяна Рыжкова


Проектирование уроков литературы

Учебный план курса

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы проектирования урока и системы уроков. Что определяет структуру урока? Нет правил без исключений.

18

Лекция 2. Взаимосвязь целеполагания и результативности системы уроков (урока). Кому и зачем нужны цели урока? Как сформулировать цель в диагностической форме? Как в целях спрятан урок и как его отыскать? Что такое учебная задача и как она связана с целями урока?

Контрольная работа № 1.

19

Лекция 3. Проектирование этапов подготовки к восприятию произведения и выявления специфики его восприятия. Какие функции выполняет каждый этап урока в структуре целого? Как выбрать один из множества вариантов и как его реализовать? Что делает учитель и что делают ученики?

20

Лекции 4. Проектирование этапа изучения произведений. Что и зачем изучаем? Как изучаем? Сколько учебных задач можно решить на одном уроке? Проектирование этапа изучения эпических произведений. Как выбрать форму урока, путь и приёмы изучения? Что делает учитель и что делают ученики? Когда и зачем можно отклоняться от выбранного пути и можно ли предвидеть эти отклонения? Как и зачем сталкивать разные интерпретации эпического произведения?

21

Лекция 5. Проектирование этапа изучения лирических произведений. Как уравновесить субъективное восприятие лирики? Возможные и невозможные формы урока и приёмы анализа текста. Творческая деятельность учеников при работе с лирическим произведением.

22

Лекция 6. Проектирование этапа изучения драматических произведений. “Арсенал” учителя. Как выбрать форму урока и приёмы в зависимости от уровня литературного развития учеников? Когда и как смотреть спектакль? Инсценирование и театрализованные игры на этапе изучения.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. Зачем нужно подводить итоги? Как сделать общение неформальным? Кому и как нужно объяснять домашнее задание?

24

Лекция 8. Проектирование промежуточного и итогового контроля. Как подобрать домашнее задание для разных учеников? Какими могут быть тесты по литературе и что они могут проверить? Как проверить домашнее задание, не потеряв при этом времени? Что показывает контрольная работа и кому она нужна? Работы диагностические и/или контрольные?

Итоговая работа.

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2008 г.

Драматических

Лекция 7. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания

1. Проектирование этапа обобщения

Этап обобщения завершает изучение произведения и учебной темы. В младших классах он занимает по времени минут пять (если речь идёт о произведении), в среднем звене рассчитан на четверть или половину урока, а в старших классах может потребовать от одного до нескольких уроков. Занятие, завершающее изучение темы, может длиться целый урок и в младшем звене.

Этап обобщения (или, как его называют, заключительное занятие) — это прежде всего подведение итогов работы, которую проделали ученики под руководством учителя; это момент осознания того, что им удалось сделать, что они узнали и чему научились. Особенно важна такая рефлексия для учеников 5–6-х классов, которые только овладевают приёмами работы с текстом, учатся вести диалог с учителем, автором и одноклассниками. Поэтому в 5–6-х классах каждый урок, независимо от того, входит он в систему или нет, завершается обобщением. Ребёнок должен уйти домой, осознав, что произошло на уроке, ради чего он трудился.

Для более старших учеников этап обобщения — это другой вид рефлексии, проверка собственных сил в творческой деятельности, создание собственной интерпретации текста. Их рефлексия будет проявляться не в воссоздании того, что же они делали на уроках и зачем, а в самостоятельном общении с произведением, которое, оказывается, далеко не исчерпано на уроках. Уроки в системе, конечно, завершаются выводами, но собственно обобщение происходит после изучения текста как целого.

Рефлексия и творчество требуют не повторения в сжатой форме того, что происходило на уроках, а переноса полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. Эту ситуацию и должен создать на уроке учитель.

Рассмотрим, как организуется этап обобщения в 5–6-х классах. Для этого обратимся вновь к уроку по феерии А.Грина «Алые паруса» (6-й класс) [См. лекцию 4].

В конце урока «Лонгрен и мир Каперны» ребята отвечают на диагностические вопросы, сформулированные в целях урока.

1. В чём состоит конфликт между Лонгреном и жителями Каперны и каковы его причины?

2. В чём состоит роль морского пейзажа?

3. Как и почему автор относится к Лонгрену, Меннерсу, жителям Каперны и родителям Артура Грэя?

По сути, эта часть урока и есть этап обобщения: ведь выводы уже звучали на уроке, вопросы же требуют объединить в ответе результаты всех наблюдений. Но этап не сводится только к ответам на эти вопросы. Нужно, чтобы ребята смогли объяснить, что они сделали, чтобы найти ответы, что помогло им выполнить задания учителя. Поэтому нужно сопроводить вопросы дополнительным заданием: объяснять свои суждения, мотивировать их. Тем самым мы направляем внимание учеников на элементы художественной формы феерии, на способы выражения в эпическом произведении авторского отношения и авторской позиции.

Этап обобщения после изучения всей феерии планируется таким образом. Разрешив центральную проблемную ситуацию, создаём новую. Наша задача — предложить ребятам такое задание или такой вопрос, ответ на который они в принципе могут найти уже без нашей помощи, вспомнив, о чём говорилось на уроках, и посмотрев на текст с новой точки зрения. В этом случае такой точкой станет художественная форма, вернее, необычный жанровый подзаголовок, данный «Алым парусам» А.Грином, — феерия.

— Что такое феерия1? Почему Грин так странно определил жанр «Алых парусов»?

Для ответа на этот вопрос ученики должны обратиться не только к содержанию произведения, но и его форме.

— Как построены «Алые паруса»? Какие цвета присутствуют в главах? О чём говорят вам названия глав?

— Почему автор нарушает хронологию событий?

— Что получилось бы, если бы Грин поменял местами 3-ю и 4-ю главы?

Проводим композиционный эксперимент.

Вариант первый. Глава «Накануне» следует за первой главой, то есть перед нами сначала рассказ о дет­стве Ассоль, а потом — вдруг — расписанный до деталей один день, наполненный странными предчувст­виями. Откуда они появились? Читатель ещё не может почувствовать аромата счастья, так как ничего не знает об Артуре Грэе, который “родился капитаном, хотел быть и стал им”.

Вариант второй. Глава «Накануне» — после главы «Грэй». Казалось бы, снято противоречие: в двойной экспозиции нам представили героев. Но действие замедлится и снимется флёр неожиданности встречи, её видимой невероятности. Есть и ещё одна деталь: деятельное начало в феерии — именно Грэй, и от главы о его становлении мы, естественно, оказываемся опять в Лиссе. Автору не приходится делать композиционных скачков: Грэй сам “привёл” нас к Ассоль, умеющей верить и ждать.

Подводим итоги наблюдений. Семь глав… Почему именно такое число выбирает Грин? Как окрашена каждая глава?

Семь частей, каждая окрашена в свой цвет — а в целом сияние радуги. Семь нот в гамме, семь глав, у каждой своя мелодия — а в финале “волшебный неземной голос”. 7 — заветное, счастливое число...

Динамичность сюжета, яркость красок, волшебство, сказочность, цельность героев, их устремлённость к Мечте — вот что роднит литературную феерию с феерией театральной, вот что дало Грину право именно так определить жанр своего произведения.

Если ученики смогут подойти к этому выводу самостоятельно, значит, они действительно поняли и почувствовали, как форма связана с содержанием, как помогает автору раскрыть его. Таким образом, готовность ребят к обобщениям показывает учителю, насколько выросли его ученики (забегая вперёд, скажем, что это одна из форм контроля).

Этап обобщения можно организовать с помощью произведений других видов искусства, предлагая ребятам сопоставить литературный текст с его интерпретацией или даже с разными интерпретациями. В этом случае стоит помнить, что, выбирая интерпретации, нужно руководствоваться принципом эстетической ценности произведений искусства и не включать в урок суррогаты. Кроме того, чтобы урок не рассыпался на мелкие осколочки, лучше, если ребята будут сравнивать интерпретации текста, относящиеся к одному виду искусства: либо к музыке, либо к изобразительному искусству, либо к кино, либо к театру. Если же есть желание показать ученикам, как переведён текст на языки разных искусств, то тогда целесообразно использовать групповую форму работы: каждая группа сравнивает текст с одним из его переложений, а потом уже делится своими наблюдениями и суждениями с одноклассниками. Но такая форма приемлема для хорошо подготовленных учеников и хорошо подготовленного учителя, владеющего языками разных искусств достаточно свободно.

На стадии проектирования этапа учитель отбирает материал и готовит вопросы и задания для каждой группы или класса.

Этап обобщения в старших классах может проходить в виде театрализованной игры. Приведём пример такой игры, завершающей работу с драмой А.Н. Островского «Гроза».

Кто виноват в доведении до самоубийства Катерины Кабановой?

Действующие лица:

персонажи драмы «Гроза»: Кабанова, Дикой, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Кулигин, Феклуша, Глаша; а также: судья, адвокаты, прокуроры, секретарь суда, судебный пристав, 12 присяжных, зрители.

К этому уроку ученики начинают готовиться, как только они познакомились с текстом пьесы. На каждую роль сначала назначается несколько учеников, отбор происходит в процессе изучения пьесы (выразительное чтение по ролям, элементы инсценирования позволяют сделать его наиболее точным). На роли прокурора и адвокатов назначаются ученики с развитым логическим мышлением и хорошей речью. Каждый участник получает конкретное задание и консультируется с учителем и его помощником-судьёй.

Задания для прокурора (или прокуроров, их может быть несколько)

Прокуроры, изучив материалы следствия (пьесу Островского):

1. Составляют обвинительное заключение по плану:

1) описывают событие: как жертва была доведена обвиняемыми до преступления;

2) формулируют обвинения подсудимых (каждого конкретно);

3) приводят доказательства их вины: те факты, которые могут быть расценены как доведение жертвы до самоубийства.

2. Составляют вопросы к каждому свидетелю. Вопросы должны выявить именно то, что деяние имело место быть, что подсудимый совершал это деяние и что он виновен в совершении этого деяния, был ли злой умысел или деяние совершено по неосторожности, без злого умысла, был ли сговор между обвиняемыми.

3. Составляют заключительную обвинительную речь, в которой должны убедить присяжных в виновности обвиняемых.

Задания для адвокатов

Адвокаты, изучив материалы следствия:

1. Составляют вопросы к свидетелям. Вопросы должны либо выявить факт невиновности обвиняемого, либо смягчить его вину, доказать отсутствие злого умысла.

2. Составляют заключительную речь, в которой должны убедить присяжных в невиновности обвиняемых или по крайней мере в том, что деяние было совершено без злого умысла, по неосторожности (в первом случае — оправдательный приговор, во втором — обвинительный, но суд может смягчить приговор).

В прениях по делу прокуроры и адвокаты могут ответить на речь противника, обменяться репликами, но право последней реплики всегда принадлежит адвокату.

Задания для актёров

Необходимо посмотреть на события, изображённые Островским в пьесе, с точки зрения своего персонажа и подготовиться излагать события от его имени. Необходимо продумать детали костюма, манеру дер­жаться, особенности речи, найти характерные обороты, фразы, которые мог бы произнести персонаж, отвечая на вопросы о жизни города, о его жителях, о семье Кабановых. Многие вопросы будут обсуждаться на уроках, поэтому следует внимательно выполнять задания, связанные со своей ролью. Актёр фиксирует собранный материал в тетради или папке (описывает внешность героя, особенности его речи, манеры поведения; характеризует своего героя: жизненные принципы, отношения с людьми, система ценностей, черты характера; записывает ключевые фразы персонажа).

Действие I. Суд.

Действие II. Присяжные обсуждают вопросы и выносят своё решение.

Действие III. Зрители пьесы обсуждают:

1) удалось ли ученикам-актёрам справиться со своими ролями, воссоздать образы героев Островского в новых обстоятельствах;

2) насколько убедительны были прокурор и адвокаты;

3) справедливое ли решение вынесли присяжные.

Ещё она нетрадиционная форма обобщающих уроков — встреча учеников с героем произведения. Конечно, этот герой должен вызвать у ребят множество вопросов. Тогда изучение произведения становится подготовкой к встрече: ученики, осмысляя взгляды героя, пытаются найти в них противоречия, сформулировать, в чём выражается их несогласие с героем и т.п. Класс можно разделить на группы по темам предстоящей беседы. Каждая группа готовит свои вопросы герою, а принимать участие в обсуждении темы могут все. Если урок проводится в средних классах, то на роль героя приглашаем старшеклассника, наделённого актёрскими способностями, отлично владеющего текстом произведения, обладающего даром импровизации и самое главное — хорошо чувствующего и понимающего героя, которого ему предстоит играть, играть в ситуации неопределённой, непредсказуемой. Для старшей школы лучше пригласить на такую роль (например, Базарова) выпускника, так как маловероятно, что среди десяти-одиннадцатиклассников отыщется ученик, способный не просто сыграть Базарова, а стать им, переняв его мировоззрение и логику.

Конечно, такие уроки редко можно увидеть в школе, но дело не в частоте, а в качестве.

Викторины и конкурсы (например, по модели «Умники и умницы»), столь популярные в средней школе на этапе обобщения, имеют смысл и полезны для развития школьников только тогда, когда требуют не формальных знаний, а умений применять эти знания на практике, в новой ситуации, умений рассуждать, сравнивать, доказывать свою позицию. «Угадайка», которой часто заменяется обобщение, безусловно, развлечёт ребят, но вот принесёт ли пользу? Одно дело, когда ребёнок сам составляет кроссворд, другое дело, когда он его угадывает (это требует памяти, но не мысли). Впрочем, замечу, что и в составлении кроссворда польза есть только для очень слабых учеников (они хотя бы перечитывают текст).

Итак, этап обобщения необходим не только для подведения итогов и выводов, но и для рефлексии над прочитанным под новым углом зрения. Творческая деятельность на этапе обобщения актуальна для современной школы.

Проектирование этапа постановки домашнего задания

Этап постановки домашнего задания не имеет строго определённого места в структуре урока. Домашнее задание мы задаём тогда, когда это продиктовано логикой урока. Другое дело, что в конце урока необходимо напомнить ребятам о том, что они должны сделать дома, а главное, объяснить, зачем. Таким образом, домашнее задание — первый шаг в разрешении проблемной ситуации будущего урока; значит, проблемную ситуацию необходимо создавать в конце урока, а обострять и разрешать на следующем.

Очевидно, что чем чётче сформулировано задание, обстоятельнее мотивировано и подробнее прокомментировано, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. Чем младше ученики, тем серьёзнее следует относиться учителю к этому этапу: он не может проходить формально, так как является важнейшим элементом обучения. И ещё одно замечание: творческие задания не должны игнорировать жанровую специфику изучаемого произведения. Например, неумест­ными будут такие задания: подготовить пересказ эпизода фольклорной сказки от лица главной героини (или героя); подготовить рассказ о событиях от лица солдата (по стихотворению Лермонтова «Бородино»). А вот творческие пересказы со сменой повествователя будут полезны при изучении литературных эпических произведений: они требуют проникновения в психологию героя, понимания его внутреннего мира, передачи речевых особенностей — смены точки зрения, а значит, делают позицию читателя более объективной, приближенной к авторской.

Домашнее задание носит как обобщающий (проверить, как усвоен материал урока), так и подготовительный, опережающий характер (готовит к новому уроку); это сочетание функций всегда необходимо сохранять. Завершает изучение произведения итоговое домашнее задание, которое проверяется на этапе обобщения, а значит, так или иначе предлагает ученикам интерпретационную деятельность. Боль­шинство домашних заданий письменные, так как в классе нет времени на письменную работу. Письменная форма позволяет учителю проверить всех учеников, хотя, естественно, отнимает гораздо больше времени. Ставшие популярными в школе рабочие тетради помогают организовать домашнюю письменную работу, носящую подготовительный характер: сделать выписки из текста, которые понадобятся на уроке, ото­брать изобразительно-выразительные средства, составить план. Творческие письменные работы лучше выполнять в отдельных тетрадях, так как уместиться в отведённые издателями линеечки не всегда реально. Кроме того, творческие работы всегда требуют редактирования, а на новый вариант уже нет места.

Вопросы и задания для домашней работы объёмны, поэтому их невозможно записывать (слишком много времени уйдёт). Целесообразно использовать для этого уже напечатанные в учебнике и рабочих тетрадях. Но нельзя свести этап к перечислению номеров вопросов: необходимо объяснить, что именно должен сделать ученик, и дать время на то, чтобы дети могли прочитать задания и уточнить у учителя, как их нужно делать. Для учеников 5–6-х классов требуется алгоритмизация процесса подготовки: им нужно указать последовательность операций, которые они будут совершать. Поэтому важно, чтобы на уроке ребята уже встречались с подобными заданиями, тогда ученику будет легче понять, что он должен сделать. Так взаимодействуют между собой этапы поурочного обобщения и постановки домашнего задания.

Рассмотрим на примерах, как организуется этот этап в младшем и старшем звеньях средней школы.

5-й класс. Х.К. Андерсен. «Снежная королева». (В основе проекта этапа — учебник и учебные тетради «Литература. 5 класс» под ред. И.Н. Сухих, которые готовятся к изданию в издательстве «Академия».)

Система уроков предполагает движение по тексту вслед за автором, то есть от истории (сказки) к истории (сказке). [В зависимости от перевода можно увидеть разные обозначения глав: сказка, рассказ, история. Мы будем пользоваться первым и третьим обозначением.]

Домашнее задание № 1, которое даётся после знакомства ребят с Х.К. Андерсеном, сразу же после чтения сказки, но до её изучения в классе.

1. Подготовьте рассказ о Х.К. Андерсене. Что нового вы узнали об этом писателе? (Все предлагаемые здесь и далее вопросы есть в учебнике.)

Комментарий учителя. Для этого перечитайте статью в учебнике, составьте её план и подготовьтесь к пересказу по плану, как вы уже неоднократно делали. В отдельных изданиях сборников сказок Ан­дерсена есть материалы о жизни писателя — их можно включить в свой рассказ. Сравните, что вы знали об Андерсене и что нового добавилось к вашим знаниям. Сформулируйте чётко; чтобы не забыть, ответ можно записать в тетрадь.

2. Какие пословицы и поговорки о сердце человека вы знаете? Запишите их.

Комментарий. Если вы не можете вспомнить, посмотрите в сборниках пословиц (мы с ними работали, когда изучали фольклор), спросите у родителей и знакомых. Не забудьте сделать в тетради заголовок: «Пословицы и поговорки о сердце человека».

Задание, с одной стороны, направлено на систематизацию и закрепление знаний учеников о писателе, с другой стороны, направляет их поисковую деятельность, результаты которой понадобятся на следующем уроке.

Домашнее задание после работы со сказками 1 и 2

1. Вы прочитали сказку в переводе с датского языка. Переводчик стремится не исказить смысл и атмосферу произведения, создаваемую языковыми средствами. Кто перевёл сказку, напечатанную в учебнике? Кто ещё переводил эту сказку?

Комментарий. Для выполнения этого задания следует обратиться в библиотеку, реальную или виртуальную, и записать в тетрадь имена переводчиков. По желанию вы можете сравнить тексты одной из историй в разных переводах — см. задание 2.

2. Выпишите из второй истории примеры метафор, олицетворений, сравнений и эпитетов. Какие мысли и чувства вызывают эти художественные детали у вас?

Комментарий. На страницах (указываются) учебника есть статьи о метафоре, олицетворении и сравнении. Перечитайте их до выполнения задания. Ответы нужно давать конкретные для каждого тропа. Например, в сказке пятой старуха разбойница говорит о Герде: “славненькая, жирненькая”. Это эпитеты. Что в них интересного? (Уменьшительно-ласкательная форма.) Почему именно такую форму выбирает переводчик? Что изменится, если мы заменим их на “славную и жирную”? Думаем и записываем ответ. Ваша цель — найти хотя бы по одному примеру каждого тропа и определить их значение в тексте.

Домашнее задание после изучения сказки 3

1. Рассмотрите рисунок В.Алфеевского к эпизоду «Герда бросает башмачки в реку». Какие качества Герды отразил художник? Что в рисунке подсказало вам это? Какой показывает Герду в этом эпизоде Андерсен? Совпадает ли образ Герды, созданный В.Алфеевским, с образом Герды, созданным писателем? Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

Комментарий. Мы выполняли с вами на сегодняшнем уроке такую работу. Дома нужно вспомнить, как мы это делали.

2. Сравните образы женщины, умевшей колдовать, и Снежной королевы.

Комментарий. Мы сравнивали с вами образы персонажей, изучая сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Вы выполняли это задание письменно. Откройте свои тетради, там есть план сравнения образов персонажей.

3. Прочитайте самостоятельно по своей книге истории, которые рассказали Герде цветы. Сочините историю, которую мог бы рассказать ещё какой-либо цветок, и подготовьтесь её рассказывать.

Комментарий. Мы говорили на уроке о том, с какой целью Андерсен вводит в сказку эти истории. Вспомните, какие выводы мы сделали. Ваши истории должны носить такой же характер.

4. Перечитайте четвёртую и пятую сказки и подготовьте рассказ о воронах и разбойниках, которых встретила Герда, от её лица.

Комментарий. Вы уже выполняли подобные задания. Вспомним, что нужно сделать для подготовки такого пересказа. (Учитель спрашивает об этом учеников.)

Первое задание носит интерпретационный характер: дети самостоятельно работают с иллюстрацией, вспоминая материал урока (качества Герды), и учатся сравнивать образы, созданные в разных видах искусства. Второе задание тоже способствует формированию умения сравнивать: образ женщины, умеющей колдовать, рассмотрен на уроке, а к образу Снежной королевы дети должны обратиться самостоятельно, используя полученные на уроке умения. Первое и второе задания могут быть заданы не всем ученикам и выполняться по желанию (выбирают одно из двух). Третье задание — стилизация; оно проверяет, насколько усвоена пятиклассниками роль этого композиционного элемента. Оно способствует развитию как письменной, так и устной речи. Последнее задание нацелено на будущий урок и требует изменения точки зрения: перехода с авторской позиции на позицию героини. Таким образом мы избегаем соревнования с автором при пересказе и добиваемся от учеников большего проникновения во внутренний мир Герды.

Домашнее задание после изучения сказок 4 и 5

1. Какую роль играют в четвёртой сказке образы снов?

Комментарий. По сути, мы уже ответили на уроке на этот вопрос. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас самостоятельно написал ответ. (Таким образом мы развиваем письменную речь пятиклассников, учим их формулировать свои мысли.)

2. Сравните образы Герды и маленькой разбойницы, созданные Х.К. Андерсеном и художницей И.Архиповой. Какие качества каждой девочки подчёркивает художница?

Комментарий. Вы продолжаете сравнивать иллюстрации и текст литературного произведения. Подобную работу вы уже выполняли. Кто забыл, что нужно для этого сделать? (Если таковые находятся, то учитель просит других учеников объяснить, как нужно проводить сопоставление.)

3. Подумайте и подготовьтесь рассказать о том, как сложилась бы жизнь маленькой разбойницы, если бы она не встретилась с Гердой.

Комментарий. Учитель спрашивает учеников о том, что нужно для этого сделать, и уточняет их ответы.

4. Перечитайте шестую и седьмую сказки. Найдите в шестой истории описание войск Снежной королевы. Выпишите примеры олицетворений, эпитетов, сравнений. Какую атмосферу создают эти художественные детали, какие чувства вызывают?

5. Подберите эпитеты, характеризующие внешность Снежной королевы. Красива ли она?

Комментарий. Подобные задания вы уже выполняли. (Далее — см. выше.)

Домашнее задание после изучения всей сказки к обобщающему уроку

1. Всегда ли слово зеркало употребляется в сказке в своём прямом значении? С какими зеркалами вы встретились в сказке Андерсена?

2. Подберите и запишите эпитеты, характеризующие слёзы Герды в третьей, четвёртой, пятой, шестой и седьмой историях.

3. Попробуйте передать атмосферу каждой истории с помощью эпитетов и красок на цветовой шкале.

4. Сделайте серию иллюстраций к каждой истории и сопроводите их фрагментами из текста.

5. Запишите свои ассоциации к образам Герды, Кая, Снежной королевы. (Если ученики не знакомы с термином “ассоциации”, то учитель даёт комментарий и приводит примеры, которые записываются в тетрадь.)

6. Напишите отзыв об иллюстрациях одного из художников к сказке Андерсена.

Комментарий. В учебнике на странице (указывается номер) есть статья, прочитав которую, вы сможете выполнить это задание.

Домашнее задание после обобщающего урока

1. Как течёт время для разных персонажей сказки? Запишите свои размышления.

2. Что, по мысли писателя, может помочь людям избавиться от зла? Где обитает зло? Какими должны быть люди, чтобы зло оказалось бессильным? Запишите свои размышления.

Домашнее задание в старших классах не комментируется так подробно, если ученики уже приучены к самостоятельной работе дома. Если учитель обнаруживает, что такого умения у ребят нет, то он начинает терпеливо их этому учить (см. задания для 5-го класса). Домашнее задание в старших классах носит в основном опережающий характер, так как на уроке мало времени на размышления: этот процесс переносится домой, а урок только собирает наблюдения, мнения, суждения и уточняет их. Именно поэтому в старших классах так велика роль домашней подготовки: она обеспечивает эффективность урока в целом. А истоки этой эффективности — в 5–6-х классах.

Приведём пример организации домашней работы в 11-м классе при изучении некоторых тем лирики А.А. Ахматовой. Задания в старших классах ещё более объёмны, чем в младших, поэтому они часто даются по группам и распечатываются учителем.

Домашнее задание к уроку по теме войны в творчестве Ахматовой

1. Как в стихотворениях о Ленинграде выражено ощущение безраздельной общности поэта с городом? Определите, какие художественные средства помогают Ахматовой это сделать. Приведите примеры.

2. Почему в “военных стихотворениях” часто встречается местоимение “мы”?

3. Какие основные чувства и мысли высказаны Ахматовой в стихотворении «Клятва»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста. (Это задание даётся группе учеников.)

4. Почему в стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде» Ахматова описывает впечатление от звука летящего снаряда, а не взрыв? С помощью какого приёма Ахматова добивается ощущения ужаса у читателя? Как в этом стихотворении создаётся образ смерти? Как в стихотворении борются мотивы жизни и смерти? (Это задание тоже даётся группе.)

5. Почему в стихотворении «Мужество» Ахматова обещает сохранить не жизнь, а “великое русское слово”? Что такое слово для народа и для поэта? Как ритм стихотворения связан с его содержанием? (Задание для группы.)

6. Как Ахматова понимает свой долг перед бойцами и страной («А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Победителям»)? Как в этих стихотворениях развиваются мотивы жизни и смерти, какой побеждает и почему? (Задание для группы.)

Домашнее задание после урока по теме войны

1. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Ахматовой о войне. Подготовьтесь объяснять свой выбор.

2. Письменно ответьте на вопрос: “Как в стихотворениях Ахматовой о войне связаны мотивы жизни и смерти?” (Выполнение этого задания требует внимания ко всем стихотворениям Ахматовой, рассмотренных на уроке, поэтому его целесообразно озвучить в начале урока как проблемный вопрос.)

3. Подберите иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворениям Ахматовой о войне и объясните свой выбор. (Задание выполняется по желанию, это может быть результат групповой работы.)

Домашнее задание к уроку по стихотворениям Ахматовой о поэтическом творчестве

1. Перечитайте стихотворение «Творчество» («Тайны ремесла»). Выпишите из стихотворения слова, фиксирующие этапы творческого процесса. Каким предстаёт творческий процесс? Какими качествами обладает поэт? Как рождается стихотворение? (Задание для всех учеников, не выполняющих индивидуальные задания.)

2. Как во втором стихотворении цикла Ахматова отвечает на вопрос о том, что может быть предметом поэзии? Какими качествами должен обладать поэт, в чём его назначение: отражать или преображать мир? Своё мнение докажите примерами из текста. (Задание для всех.)

3. Сравните образы Музы из разных стихотворений Ахматовой: «Музе» («Муза-сестра заглянула в лицо…»), «Муза ушла по дороге», «Муза» («Когда я ночью жду её прихода…»), «Муза» («Как и жить мне с этой обузой…» из цикла «Тайны ремесла»). Чем похожи и чем различны образы? Как складываются отношения между поэтом и Музой? (Это задание выполняется индивидуально несколькими сильными учениками.)

4. Как отвечает Ахматова на вопрос о назначении поэта в стихотворении «Нам свежесть слов и чувства простоту…»? Своё мнение докажите анализом текста. (Задание выполняется индивидуально несколькими учениками.)

5. Перечитайте стихотворение «Читатель». Каким должен быть поэт, по мысли Ахматовой? О каком читателе мечтает поэт? Каким читатель предстаёт в стихотворении? О какой “немой исповеди” говорит Ахматова? Своё мнение докажите. Какие художественные средства помогают Ахматовой создавать образы читателя и поэта? (Задание выполняется индивидуально несколькими учениками.)

Домашнее задание после урока по теме поэта и поэзии

1. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений по теме и мотивируйте свой выбор.

2. Напишите, какие тайны ремесла открывает Ахматова своему читателю.

3. Задание по желанию: оформите цикл «Тайны ремесла» к отдельному изданию.

4. Задание по желанию (может выполняться группой учеников): подготовьте для издания сборник Ахматовой «Муза» (подберите стихотворения, которые войдут в сборник, расположите их в определённой последовательности, напишите аннотацию и вступительную статью, художественно оформите издание).

Вопросы для повторения

1. С какой целью проводится этап обобщения?

2. Как сделать этап обобщения неформальным?

3. Какие приёмы наиболее эффективны на этапе обобщения?

4. Чем и почему отличается этап обобщения в 5–6-х классах от аналогичного этапа в старших классах?

5. Кому и как нужно объяснять домашнее задание?

6. Какова взаимосвязь этапа обобщения и этапа постановки домашнего задания?

7. Какова специфика домашних заданий в младших и старших классах?

Примечание

1 Французское feerie от fee — фея, волшебство. Это либо театральное представление с неожиданными превращениями, элементами волшебства, либо цирковое представление с использованием различных эффектов — красочное и яркое.

Рекомендуемая литература

Корсакова М.Н. Об итоговых уроках литературы // Литература в школе. 1989. № 1. С. 63–66.

Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2-х ч. М.: Просвещение; Владос, 1995.

Нестерова Н.И. Специфика заключительного занятия по теме: «И.С. Тургенев в связи с формированием нравственных идеалов старшеклассников» // Творчество И.С. Тургенева: Проблема метода и мировоззрения. Орёл, 1991. С. 147–156.

Шаповалова Е. Завершая изучение М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература. 1997. № 6.