Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2007

Архив

Литературная карта

Дон Кихот без Церетели

Всемирная слава романа «Дон Кихот» общеизвестна. А по славе — и памятники. В честь героев Сервантеса они сооружаются по всему миру. Разумеется, на родине писателя, в Испании, их сотни, если не тысячи.

Статья опубликована при поддержке компании «ФасадКерамика». Официальный представитель продукции концерна «АВС-Klinkergruppe» в России, и один из ведущих поставщиков фасадной плитки, термопанелей, тротуарной и напольной плитки, предлагает вам посетить свой официальный сайт http://www.termopaneli.ru/ и подробно ознакомиться со широким спектром услуг, который способна предоставить эта компания.

Самый известный и самый величественный памятник Сервантесу и его героям стоит в Мадриде, недалеко от королевского двора — на площади Испании (см. фото). Установка памятника была приурочена к трёхсотлетию со дня смерти Сервантеса (1547–1616).

На фоне небоскрёба, появившегося позднее, возвышается огромный светлый обелиск, на вершине которого земной шар, поддерживаемый человеческими фигурами. У подножия обелиска на высоком постаменте — автор великого произведения с книгой в правой руке. Перед ним, на постаменте пониже, — Дон Кихот и Санчо Панса.

Справа и слева — женские фигуры. Говорят (я в Мадриде, увы, не была), что это два образа Дульсинеи: одна — “грубая сельская девица”, какой была в жизни, другая — “хрупкая изящная светская дама”, какой её представлял себе Дон Кихот.

А копии мадридского памятника героям Сервантеса (только этой части, без всего остального) стоят в разных городах Испании и других стран мира. Например, в Брюсселе, на площади с таким же названием — “Площадь Испании”. Отличается сооружение от мадридского несколько необычным постаментом, представляющим собой плиту на высоком цилиндрическом основании, вроде столика на одной ножке.

Ещё один памятник Дон Кихоту и Санчо Пансе установлен в испанском городе Севилья. У этого монумента тоже есть копии. Одну из них в столице Мексики Мехико увидел в 1925 году Маяковский и описал в цикле «Моё открытие Америки»: “Новой и хорошей вещью мне показался памятник Сервантесу… Возвышающаяся площадка, обнесённая каменными скамейками, посредине фонтан, очень нужный в мексиканской жаре. Скамейки и низкие стены выстланы плитками, воскрешающими в простеньких лубочках похождения Дон Кихота. Маленький Дон и Санчо Панса стоят по бокам. Никаких изображений усатого или бородатого Сервантеса”.

Копия севильского памятника, по всей вероятности, установлена и в Германии, в городе Хемнице (бывший Карл-Маркс-Штадт).

Перечислить все города и страны, в которых герои Сервантеса увековечены в скульптуре (вместе с автором или без него), действительно не представляется возможным. По их названиям можно изучать всемирную географию: Буэнос-Айрес (Аргентина), Габрово (Болгария), Гавана (Куба), Омск (Россия) и многие другие, не говоря уже о самой Испании.

Интересно, что, создавая образ Дон Кихота, скульпторы часто и охотно экспериментируют с формой и материалом, видимо, стремясь найти такие средства искусства пластики, которые помогли бы в передаче характера литературного персонажа. Но в иных случаях результатом творческих усилий ваятелей оказывается только поверхностно-пародийный, шутовской образ героя, в других же ощущается щемящий трагизм и глубина личности благородного и нелепого рыцаря.

Любопытен гаванский Дон Кихот, а говоря о нашей стране, упомянем весьма необычную работу Александра Капралова в Омске. В скором времени памятник Дон Кихоту появится, возможно, и в Москве, о чём не так давно сообщали средства массовой информации.

Памятник же самому Сервантесу установлен в нашей столице ещё в 1981 году в рамках культурного обмена с Мадридом: они нам — Сервантеса (стоит в Парке Дружбы у Речного вокзала), мы им — Пушкина. К сожалению, не знаю, какой именно Пушкин украшает Мадрид, а вот московский Сервантес представляет собой копию монумента, установленного в столице Испании ещё в 1835 году.

Нельзя не сказать о знаменитом Дон Кихоте работы известнейшего российского скульптора Николая Силиса. Этот Дон Кихот не прикован к постаменту — одному на всю жизнь. Но зато он может странствовать, участвуя в экспозициях. Например, я обнаруживала его через Интернет то в Москве, то в Ярославле (на выставке «Скульптура в пленэре»; www.artmuseum.yar.ru/index.php): сидит себе на травке и с грустным умилением рассматривает цветочек.

Как бы ни ценили великую книгу в мире и даже в самой Испании, главная точка на карте для этого романа, безусловно, определена уже его заглавием — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Жители Ла-Манчи — большого района к югу от Мадрида — верят, что Дон Кихот действительно жил в этих местах. А поскольку конкретное место, откуда он отправился в странствия, автором не названо, исследователи ищут его родину. И тех, кто мог бы быть прототипами героев. Единого мнения ни по поводу родины, ни по поводу прототипов у исследователей нет. На роль родины претендуют разные ламанчские местечки со звучными испанскими названиями.

Одно из таких местечек — город Алькасар-де-Сан-Хуая, о котором можно прочитать в статье А.Красикова (Красиков А. Он был манчего и храбрый кабальеро // Вокруг света. 1980. № 2; www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/). На площади Алькасара — памятник Дон Кихоту и Санчо Пансе. Вот как описывает этих героев автор статьи: “Алькасарский Дон Кихот, как мне показалось, слишком моложав и щеголеват; да и Санчо не похож на того, каким я привык его себе представлять: он напоминает скорее озорного мальчишку, чем простоватого крестьянина”. Также автор статьи рассказывает об алькасарском краеведе — исследователе творчества Сервантеса Анхеле Лихеро, который осуществил “привязку” романа к местности, вычислил, изучая архивные и другие документы, многих реально существовавших “двойников” героев романа (на каждого из 669 героев, принадлежащих ко всем слоям общества, у него были заведены специальные карточки).

Ещё одно подобное местечко — Аргамасилья-де-Альба, здесь тоже установлены фигуры Дон Кихота и Санчо Пансы.

Небольшую статую Дон Кихота, одиноко стоящего с копьём у колодца во дворе постоялого двора, можно увидеть в городке Пуэрто-Лапис, куда также не зарастает народная тропа.

Обычно Дон Кихот бывает увековечен в компании с его верным оруженосцем либо в одиночестве, а вот в Тобосе, как и следовало ожидать, мы увидим его коленопреклонённым перед прекрасной Дульсинеей.

К этом городке есть даже дом-музей Дульсинеи. По сути это краеведческий музей, воссоздающий особенности быта времени действия романа. Как утверждают исследователи, в XVI веке здесь действительно жила некая донья, ставшая прототипом героини. Но музей этот появился не только из простой читательской любви тобосцев к великому писателю, прославившему их город. Оказывается, в годы войны с Наполеоном Дульсинея… спасла город от артиллерийского обстрела. Да-да! “Когда генералу Дюпону доложили, что перед ним тот самый Тобосо, где жила возлюбленная Дон Кихота, он отказался от обстрела, не пожелав войти в историю как военачальник, разрушивший родной город великой литературной героини” (Середа С. Теперь у Дон Кихота есть свой дом // Эхо планеты. 17.05.2002; www.archive.travel.ru/spain/5421.html).

А не так давно, в 2000 году, появился наконец памятник Санчо Пансе — одному, то есть без Дон Кихота, но, естественно, с ослом. Двухметровый бронзовый монумент (скульптор Фернандо Майораль) был изготовлен по заказу мэрии города Сьюдад-Реаль в Ла-Манче и установлен возле старинного двухэтажного здания, где спустя пару лет открылся музей Дон Кихота. Как обычно бывает в таких случаях, в музее хранятся экспонаты, относящиеся к эпохе действия романа, его издания на разных языках.

Дороги, по которым странствовали герои Сервантеса, теперь охотно осваивают многочисленные туристы. В Интернете можно найти немало маршрутов от разных фирм, но любые туры неизменно проходят через заветные места — Эль-Тобосо, Пуэрто-Лапис и др.

Что и говорить, книгу о Дон Кихоте знают все. Но вот что подумалось. Знать-то мы знаем, и даже пару-тройку подвигов Дон Кихота практически любой назовёт, в крайнем случае один-то уж точно — про ветряные мельницы… А что если теперь попробовать этот роман прочитать?! Или перечитать, если уже читали.

Валентина ШЕНКМАН