Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2007

События и встречи

Трибуна: обсуждаем ЕГЭ

О едином государственном экзамене по русскому языку

Открытое письмо министру образования и науки А.А. Фурсенко

Текст принят на собрании словесников Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга 9 октября 2007 г.

Уважаемый господин министр!

Учителя литературы и методисты-словесники Санкт-Петербурга всерьёз обеспокоены угрозой введения в нашей стране обязательного выпускного экзамена по литературе за курс средней школы в предлагаемом формате ЕГЭ.

Мы, как представители профессионального сообщества педагогов-практиков, осознаём опасность этого безвариантного нововведения.

Для нас очевидно, что неопределённость культурных приоритетов порождает гражданское безразличие, нравственную неразборчивость, эстетическую глухоту.

Что важнее? Сохранение традиционного опыта или следование новомодным тенденциям? Непреходящая ценность классической литературы становится весьма относительной истиной при стремлении найти универсальные утилитарные способы её осмысления. Как следствие — сложнейшие процессы приобщения к мировой и отечественной культуре должны на экзамене быть отражены в чётких и однозначных формулах. Многолетняя критика традиционных форм экзамена породила не преодоление формализма, а его торжество. Что же делать?

Мы призываем вновь и вновь осознать уникальность урока литературы.

Те немногие часы, когда ученики слушают и читают отечественную и мировую классику, помогают понять, чем жили люди раньше, что, кроме популярных ныне в молодёжной среде жажды накопления и получения быстрого удовольствия, занимало сознание разных поколений в России. Эти уроки в большей или меньшей степени оставляют свой след в душах школьников, это некая нравственная основа, без которой не появится ни любовь к Родине, родному городу, селу, ни чувство долга, ответственности за ближних, семью. Эта нравственная сторона литературы — неотъемлемая часть сознания многих ныне живущих людей, принадлежащих к уже сформировавшимся поколениям.

Есть и иная, не менее значимая для становления молодого человека сторона этого школьного предмета — эстетическая, и она в руках умелого учителя литературы становится для многих и многих школьников первой серьёзной встречей с искусством, оставляющим след в душе. Вспомним, что в основе анализа художественного текста в школьном изучении лежит целостное впечатление от него у учеников. Именно это целостное впечатление и разрушает тестовая форма ЕГЭ по литературе.

Приобщение к культуре, формирование вкуса, воспитание нравственности, пробуждение духовной жажды, развитие потребности читать, мыслить, творить — всё это цели и задачи уроков литературы. Всегда ли можно добиться намеченного, любой ли результат можно проконтролировать? Уникальность литературы как школьного предмета определяет и своеобразие подхода к формам итоговой аттестации.

Нам, представителям профессионального сообщества петербургских методистов и учителей-словесников, ясно, что единообразие форм проведения выпускного экзамена по литературе в 11-м классе невозможно, так как это противоречит природе литературы как искусства слова, воздействующего на душу человека.

Желание уравнять шансы выпускников во всех регионах и сделать единую оценочную шкалу даёт сильный аргумент в пользу ЕГЭ, но на практике контрольно-измерительные материалы по литературе не отражают сущности этого предмета. Идея введения единого экзамена как гаранта объективности и единства требований не может быть осуществлена в нашем предмете, ибо, во-первых, в искусстве подобный поход неприемлем, а во-вторых, позиция вузов, устанавливающих собственный рейтинг оценок, лишает подобную форму её первоначального смысла.

Мы убеждены, что формы экзамена должны быть различными для базового и профильного уровней обучения, учитывать специфику регионального компонента в зависимости от вида образовательного учреждения. Убеждены и в том, что заслужившая особое признание в среде старшеклассников гимназий, лицеев и школ с ученическим научным обществом защита исследовательских работ должна быть одной из форм выпускного экзамена для учеников, обучающихся в старших классах по литературе на “4” и “5”.

В зависимости от уже перечисленных факторов, регион/город должен иметь право выбора формы выпускного экзамена по литературе из зарекомендовавших себя ранее:

  • устный экзамен по билетам,
  • собеседование,
  • сочинение по данному на экзамене тексту известного по школьной программе писателя,
  • защита исследовательской работы.

Вместе с тем мы убеждены и в необходимости сохранения обязательного выпускного экзамена по курсу литературы, как то было столетия подряд в нашей стране, что является условием устойчивой мотивации школьников к занятию учебным предметом.

Особенно важно сохранить обязательный экзамен по литературе за курс средней школы в связи с тем, что литература — единственный предмет эстетического цикла, сопровождающий школьника с первого по выпускной класс. Не будем лишать литературу её своеобразия. Оставим за ней статус особого предмета. Пусть ученик и учитель выберут форму обязательного экзамена по литературе.

Полагаем, что коллеги в нашей стране поддержат выдвинутые в этом обращении предложения петербуржцев. Надеемся, что Форум словесников России примет решение, призванное стимулировать духовное и нравственное развитие школьников, к чему своей природой и содержанием стремится предмет “литература”.

Методисты и учителя литературы Адмиралтейского,
Василеостровского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского,
Красносельского, Московского, Невского, Пушкинского, Петроградского,
Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга,
методисты-словесники СПбАППО.