Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2007

События и встречи

Трибуна: обсуждаем ЕГЭ

О едином государственном экзамене по русскому языку

Из решения методического объединения учителей русского языка и литературы
Парфинского района Новгородской области от 17 октября 2007 г.

В ходе обсуждения демоверсии ЕГЭ по литературе на методическом объединении прозвучали следующие замечания.

1) Количество времени, выделяемого на выполнение заданий, явно недостаточно.

2) Некоторые задания (В-4) имеют несколько вариантов ответа.

3) Неточность формулировки заданий. Задание В-3. Формула “маленький человек” имеет в каждый период истории литературы разное понимание. Такие герои, как Червяков (А.П. Чехов «Смерть чиновника»), Саранин (Ф.Сологуб «Маленький человек»), не способны “в определённых обстоятельствах раскрыться с неожиданно яркой стороны”. Они созданы авторами заданно серыми, обыкновенными и скучными.

4) Подробный и аргументированный ответ на четыре страницы текста С-7 без наличия текстов произведений проблематичен. (Вспомним, что сочинение по открытым темам на 6 страниц писалось в течение шести часов с использованием текстов произведений и словарей, а результаты были плачевны.) Зачем же давать детям невыполнимые задания? Статус литературы как предмета от этого не повысится, читать больше дети не станут, а процесс обучения окончательно превратится в натаскивание.

5) Вместе с тем задания С-3, С-6 вызвали интересные варианты ответов учителей, предположений по поводу сквозных тем и проблем в произведениях русской литературы и решение уделить более пристальное внимание подобным вопросам в ходе анализа произведений.

По поводу формы проведения экзамена по литературе были высказаны следующие предложения.

1. Совместить экзамен по русскому языку и литературе, предоставив для анализа художественный текст (задание С).

2. Оставить экзамен обязательным в существующих формах (по билетам, в форме реферата). ЕГЭ сделать для детей, сдающих экзамен как вступительный, вне зависимости от профиля обучения (ученики школы, где нет филологического профиля, могут, тем не менее, захотеть поступить на филфак).

3. В качестве ЕГЭ предложить интерпретацию поэтического и прозаического текстов, которыми можно пользоваться во время экзамена.

Руководитель методического объединения
И.Н. Евлампиева