Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2007

Есть идея!

Задание со звёздочкой*

ВОПРОС.

Наш вопрос адресован пяти-шестиклассникам.

В книге А.Милна «Винни-Пух и все-все-все» (перевод Б.Заходера) есть такой фрагмент. Во время дождя, продолжавшегося много дней к Кристоферу Робину прилетела Сова, чтобы узнать, как он поживает. Дом Кристофера Робина оказался со всех сторон окружённым водой.

— Слушай, Сова, — сказал Кристофер Робин, — до чего здорово! Я живу на острове!

— Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, — сказала Сова.

— Что, что?

— Дождик был, — пояснила Сова.

— Да, — сказал Кристофер Робин, — был.

— Уровень паводка достиг небывалой высоты.

— Кто?

— Я говорю — кругом воды много, — пояснила Сова.

— Да, — согласился Кристофер Робин, — очень много.

— Однако перспективы быстро улучшаются. Прогноз показывает...

Тут Кристофер Робин прервал разговор о погоде, потому что ему нужно было выяснить, как пережидает дождь Винни-Пух. Подумайте, как бы продолжила фразу Сова и как бы она “перевела” её для Кристофера Робина. За счёт чего возникает в этом диалоге комический эффект? Какое свойство текста можно было бы удачно проиллюстрировать этим примером?

ОТВЕТ.

Комический эффект возникает в этом диалоге из-за того, что его участники используют реплики разного стиля. Принадлежность к какому-то стилю — одно из важных свойств текста. Не понимая соответствующего стиля, не умея им пользоваться, можно попасть впросак или показаться смешным (как это происходит с Совой в диалоге).

Какие же стили нужно знать? Помимо бытового, разговорного, которым мы пользуемся в живом устном общении, есть стили книжные, предназначенные для письма. Если вы пишете официальный документ, то нужно выбрать официально-деловой стиль. В нём не место разговорным словам; всё должно быть чётко, сжато, бесстрастно. Например, так: “Прошу предоставить мне очередной отпуск с такого-то по такое-то число”. Если вы опоздали в школу, вас могут попросить составить объяснительную записку. Для неё тоже нужен официально-деловой стиль: “Я, Иванов Иван, опоздал сегодня в школу по причине перебоев в работе городского транспорта”. Если же вы начнёте свою объяснительную записку примерно так: “Вышел я утром из дома, а на остановке народу — тьма! И троллейбусов, как назло, не видно...”, то в лучшем случае вы рискуете переключить свою объяснительную записку в литературно-художественный стиль. Если ваш директор человек с юмором, а вам удалось написать остроумно и тонко, то, скорее всего, вас простят. Но лучше не рисковать и написать документ так, как полагается именно документу. К тому же литературно-художественный стиль гораздо сложнее, чем официально-деловой, так как в нём нет жёстких правил, устоявшихся штампов, готовых образцов (неслучайно в любом учреждении имеются образцы заполнения документов; художественная же книга, наоборот, тем лучше, чем меньше она напоминает другие, чем менее она шаблонна).

При подготовке рефератов, докладов пользуются научным стилем. Цель этого стиля — помочь слушателю или читателю получить из текста наиболее полную информацию по какой-либо научной проблеме. Поэтому в текстах, написанных в этом стиле, часто используются термины. Правда, неумеренное использование терминов ведёт к созданию псевдонаучного стиля. Не нужно злоупотреблять непонятными словами, иначе вы рискуете написать бессмыслицу типа: “С точки зрения банальной эрудиции и научной деградации мы не можем игнорировать тенденции парадоксальных эмоций”.

Особый стиль сложился в средствах массовой информации — газетах, журналах, на телевидении и радио. Его часто называют публицистическим стилем. С его помощью можно рассказать о последних событиях в общественно-политической и экономической жизни.

Смешение стилей часто используется писателями для создания комического эффекта. Вот какое заявление написал в целях шутки В.Ардов: “Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, каковые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые”.

А Сова, если бы её не перебили, могла бы сказать, например, так: “Прогноз показывает, что в ближайшие дни осадки пойдут на убыль, атмосферный фронт покинет регион и ситуация стабилизируется”. По-простому это значило бы: “Скоро дождь кончится и станет сухо”.

Подготовил Сергей ВОЛКОВ.