Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2007

События и встречи

События и встречи

В дни подготовки к форуму словесников в Москве мы получили много писем из регионов по проблеме выпускных экзаменов по литературе. Публикуем три обращения из весьма удалённых друг от друга городов России, подписанные целыми учительскими коллективами. Напоминаем, что наша газета предоставляет трибуну для выражения различных точек зрения на одну из острейших проблем, стоящих сейчас перед российским литературным и — шире — гуманитарным — образованием. Все материалы даются без стилистической правки.

Открытое письмо
в редакцию газеты «Литература» издательского дома «Первое сентября»

Уважаемый главный редактор!

Мы, учителя русского языка и литературы г. Якутска, слушатели автор­ских курсов проф. М.Я. Мишлимович, прочитав и обсудив открытое письмо коллег из г. Омска и Омской области, опубликованное в № 17 вашей газеты, испытали чувство глубокого удовлетворения.

Наша республика была одним из первых регионов России, включившихся в эксперимент по внедрению ЕГЭ, однако исключение литературы из числа предметов, подлежащих обязательной итоговой аттестации, за эти годы уже принесло печальные результаты: в старших классах заметно понизилась мотивация к изучению нашего предмета, незаменимого в процессе нравственного развития личности; снизилось качество сочинений претендентов на золотую медаль, упал общий уровень работ участников Государственной олимпиады.

Разделяя и одобряя предложения омских учителей, вносим небольшое уточнение. Возможно, оценку по русскому языку следует выставлять комплексно: части А и Б плюс грамотность части С (как это было при обязательном сочинении).

Ввиду отсутствия финансирования мы не можем отправить своего делегата на предстоящий в ноябре форум словесников, поэтому просим огласить там наше письмо.

Сеничева Н.К., Митюкова Н.Э., Чакина О.В., Бояркина Л.Л., Сюндюкова Г.Б.,
Загудаева О.Г., Игнатьева Т.А., Мурзабаева Г.Е., Александрова О.И. Малеева Е.А.,
Григорьева Е.С., Захарова М.С., Колесова Л.Н., Коновалова М.Е., Гомзякова А.О.,
Ефимова Т.И., Рашевская Н.Н., Мержевич М.В., Котельникова Е.В., Бороздунова Л.В.,
Зайченко А.И., Мишлимович М.Я.


Открытое письмо

Ершову Андрею Геннадиевичу,
Генеральному директору ФИП;
В редакцию газеты «Литература»
издательского дома «Первое сентября»
от учителей русского языка и литературы г. Сочи

Уважаемый Андрей Геннадиевич! Уважаемый Сергей Владимирович!

Проблемы, которые связаны с литературой как учебным предметом в период перехода к новой форме аттестации, вызвали необходимость письменного обращения к вам.

Мы, преподаватели русского языка и литературы, понимаем важность и своевременность изменений, которые происходят в образовании, актуальность перехода к новым формам итоговой аттестации. Именно поэтому считаем целесообразным обращение к вам по поводу итоговой аттестации по литературе. Мы глубоко убеждены, что экзамен по литературе должен оставаться обязательным для всех выпускников.

Перевод литературы в разряд предметов по выбору, по нашему глубокому убеждению, умаляет значение её. Литература — это предмет, который не только даёт определённые знания, формирует ключевые компетентности учеников. Это единственный предмет в школе, который формирует личность школьника, его творческое воображение, учит самостоятельно и оригинально мыслить, воспитывает эмоциональную культуру, способствует духовному становлению гражданина России.

Развитие нашей школы невозможно без уважительного отношения к национальному духовному опыту, без современного урока литературы, ориентированного на диалог с писателем, на эстетическое и духовное сопереживание, на создание условий для исследовательской деятельности учащихся, без обязательного экзамена по литературе, позволяющего объективно, всесторонне и полно оценить уровень речевой компетентности школьников.

Мы понимаем, что экзамен по русскому языку не может не быть обязательным при проведении итоговой аттестации выпускников. В связи с этим предлагаем объединить экзамен по литературе и по русскому языку, который может носить как прежнее название «Аттестационный экзамен по литературе и русскому языку», так и новое — «Экзамен по русской словесности». При этом части А и Б, позволяющие проверить знания выпускников на базовом и повышенном уровнях, будут по русскому языку. Часть С может представлять сочинение-миниатюру, написанное на основе анализа эпизода, лирического стихотворения, включённых в стандарты литературного образования, или развёрнутый ответ на проблемный вопрос. При этом время проведения экзамена должно быть увеличено до четырёх часов.

Считаем, что без литературы, “защищённой” обязательным экзаменом для выпускников, решение вопросов гражданского, этического, эстетического, духовного воспитания школьников в России невозможно.

Г.С. Капитонова, С.А. Винокурова, Г.М. Кукушкина, Р.А. Кочканян, М.М. Эксузян,
Е.В. Солодовник, Н.Г. Кардава, Н.Д. Эристави, Г.В. Глухова, Е.В. Мальнева, К.Ч. Даржания.


Координаторам форума словесников

Обращение

Уважаемые коллеги, учителя русского языка и литературы, методисты, организаторы форума словесников!

Учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города Соликамска Пермского края активно включились в процесс обсуждения вопроса о проведении выпускного экзамена по литературе.

Педагогическое сообщество словесников г. Соликамска обращается к форуму с просьбой учесть следующие предложения и пожелания, выработанные в ходе обсуждения данного вопроса.

1. Экзамен по литературе в 11-м классе как обязательный необходим, так как литература — это один из основных учебных предметов, формирующий духовно-нравственную основу русской нации, призванный научить детей критически мыслить, формулировать и излагать собственное мнение в спорных вопросах, развивающий уст­ную и письменную речь повышающий в целом культурный уровень молодого поколения.

2. Проведение экзамена по литературе в форме ЕГЭ считаем нецелесообразным и неприемлемым, так как большое разнообразие учебных программ, их свободный выбор учителем не позволяют достичь единства в содержании курса литературы в объёме и глубине изучаемого материала. Следовательно, не может быть единой формы проведения экзамена для всех школ РФ. Кроме того, считаем, что экзамен по литературе, предмету, призванному развивать устную и письменную монологическую речь, формировать навыки анализа художественного текста, воздействовать на эмоциональную сферу детей, не может проводиться с использованием тестовых технологий, которые и составляют основу ЕГЭ.

3. Наиболее приемлемыми формами сдачи выпускного экзамена по литературе считаем ныне существующие: устно (по билетам), изложение с элементами сочинения, сочинение, реферат, собеседование.

Учителя русского языка и литературы
г. Соликамска Пермского края.

Рейтинг@Mail.ru