Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–7-й классы

Татьяна Меркушева


Татьяна Леонидовна МЕРКУШЕВА — учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских», г. Пермь.

Мир ребёнка в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»

I. Вводная часть

На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова «Железная дорога», рассматривали художественный приём, который использовал автор в стихотворении. Как он называется?

(Антитеза.)

— Что противопоставляется в стихотворении?

(Гармоничность природы и несправедливость общества.)

Один из героев этого стихотворения — ребёнок. Именно через ребёнка острота противопоставления передаётся с особой силой.

Сейчас я прочту вам отрывок из одного уже известного вам рассказа. В нём тоже есть герой-ребёнок и яркая антитеза.

— Узнаёте ли вы этот рассказ? Кто его автор?

(А.Чехов. «Ванька».)

— Что заставило Ваньку написать письмо?

— Дойдёт ли оно? Почему? А если бы дошло?

— Почему Чехов так заканчивает рассказ?

Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него тоже есть рассказы о несчастной судьбе детей. Один из самых известных — «Петька на даче».

II. Беседа по рассказу

— Как жилось Петьке в парикмахерской?

— Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (Портрет героя.)

— Какие чувства он испытал, когда узнал о поездке на дачу?

— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?

— Какие сравнения использует автор при описании местности, которую проезжает Петька? Почему описывает мельчайшие детали?

— Как изменилась внешность Петьки на даче?

— Как чувствовал себя Петька на природе?

— Как встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался? Почему закричал?

— Как господа отнеслись к горю мальчика?

— Как ведёт себя Петька в поезде, когда едет в город?

— Почему автор не описывает красоту природы, ведь мальчик возвращается той же дорогой?

— Чем была для Петьки поездка на дачу?

— Какие чувства вызвал у вас мальчик?

— Как автор относится к Петьке?

III. Обращение к живописи

Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. По­смотрите на картину Маковского «Свидание».

— О каком свидании идёт речь? Опишите героев картины. Почему они не смотрят друг другу в глаза?

— Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?

— Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?

IV. Обобщение

На доске вы видите два эпиграфа к сегодняшнему уроку. Прочитайте их. Почему они такие разные? Каким должно быть детство? Какое оно было у детей бедняков? От кого зависит жизнь детей? Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребёнка как можно счастливее?

V. Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос: “Почему рассказ называется «Петька на даче»?”

2. Если вас затронула эта тема, вы можете прочитать следующие произведения: А.И. Куприн. «Белый пудель»; М.Горький. «Дед Архип и Лёнька»; Л.Н. Андреев. «Ангелочек»; В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

Рейтинг@Mail.ru