Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2007

События и встречи

События и встречи

Самое счастливое число

Много есть счастливых чисел на свете. Кому везёт с семёркой, кому с тройкой, а кто и вовсе ставит на зеро. Но, наверное, большинство из нас недоверчиво косится в сторону “чёртовой дюжины”. Директор и учителя Нижегородской гимназии № 13 убеждены — всё это предрассудки: “Тринадцать — для нас самое счастливое число. Ведь именно под этим номером живёт и развивается лучшая на свете школа”.

Когда в Нижнем возникла идея объединения городских гимназий в ассоциацию, то оказалось, что продвигать её в жизнь готов как раз коллектив гимназии № 13. Сентябрьскую конференцию, на которой было объявлено о начале создания АНГ (Ассоциация нижегородских гимназий), открыли, как вы догадались, тоже 13-го — чтоб уж всё наверняка сложилось удачно. И любимое число не подвело.

Научно-практическая конференция началась мастер-классом замечательного питерского методиста-филолога, доктора наук Н.М. Свириной (читатели нашей газеты хорошо знают её по ряду публикаций). Наталья Михайловна является научным руководителем Ассоциации гимназий Петербурга и приехала по приглашению нижегородцев поделиться с ними накопленным опытом: и педагогическим, и методическим, и организационным. Мощную поддержку получили организаторы конференции и от команды Вятской гуманитарной гимназии (В.В. Вологжаниной, Е.О. Галицких, Н.Г. Шиловой) — одной из старейших гимназий Приволжского округа. Нам приятно, что представитель газеты «Литература» был также специально приглашён на конференцию в Нижний и что именно на наших страницах появляется отчёт о ней и о начале создания АНГ.

Зачем вообще нужны ассоциации подобного рода? Разве мало “вертикальных” иерархических структур, на которых строится сегодняшняя система образования? Авторы идеи объединения убеждены, что только сетевое, горизонтальное взаимодей­ствие поможет школам разных типов активно отстаивать свою миссию в диалоге (а где-то и в борьбе) и с родительским сообществом, и с властью. Особенно же актуально это для гимназий, имеющих собственную важную миссию и отстаивающих в наш прагматический век ценности гуманитарного образования.

Хорошему образованию как воздух нужна питательная педагогическая среда. О роли этой среды в формировании ценностных ориентиров ребёнка говорили многие выступающие на конференции. Проанализировав опыт гимназиче­ского дореволюционного образования, Н.М. Свирина отметила, что оно базировалось на прочном жизненном укладе и имело чёткие общественные ориентиры. Сейчас мы лишены и того, и другого. Педагогическую образовательно-воспитательную среду нам предстоит воссоздавать, заботливо культивировать. Без объединения усилий добиться результата здесь невозможно.

Ассоциация позволит гимназиям перестать воспринимать друг друга как конкурентов, поможет выстроить открытое образовательное пространство. Внутри него можно и должно обмениваться методическим и организационным опытом. Интерес к чужому опыту и желание делиться своими наработками — одно из условий профессионального роста образовательного учреждения. Очень важно также соотнести друг с другом цели гимназического образования, отчётливо понять свою ответственность за воспитание личности с широким кругозором, гражданской позицией, за сохранение интеллигенции в стране.

Всем этим вопросам была посвящена конференция, которой устроители дали такое название: «Субъект образования как поликультурная личность». Помимо общих проблем гимназического образования на отдельных секциях были рассмотрены вопросы преподавания русского языка и литературы, изучения иностранных языков. Шёл разговор и о месте естественно-математических дисциплин в современной гимназии. Организаторы конференции (директор гимназии Н.А. Анищенко, завуч М.Ю. Борщевская, зав. кафедрой филологии гимназии М.И. Шутан, профессор НИРО Л.В. Шамрей) сумели сделать так, что все учителя и администраторы, приехавшие на конференцию из разных уголков Нижегородской области, нашли для себя интересный доклад, мастер-класс, заинтересованную аудиторию для дискуссии. Общее пожелание участников конференции — сделать её традиционной и снова собраться в Нижнем следующей осенью.

По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой закреплено решение о создании Ассоциации нижегород­ских гимназий “с целью формирования общей концепции гимназического образования в Нижнем Новгороде, координации работы гимназий города (области, региона), реализации совместных проектов”. Особо отмечено, что работа Ассоциации невозможна без участия в ней представителей науки, без сотрудничества с вузами и научно-методическими периодическими изданиями. Весьма нуждается Ассоциация в информационной, административной, научно-методической поддержке Нижегородского департамента образования. Надо сказать, что образовательные власти участвовали в подготовке конференции и планируют на специальном круглом столе обсудить с участниками конференции её итоги и перспективы АНГ. Знак отрадный. Хотелось бы, чтобы эти обсуждения вылились в конкретные шаги по поддержке столь значимой для всего Приволжского региона инициативы.

Материалы конференции будут напечатаны. Пока же вся информация о формировании Ас­социации нижегородских гимназий будет появляться на сайте гимназии № 13 (www.sch13.sandy.ru).

Особо отметим, что Ассоциация — это организация открытая. В неё могут вступить и не обязательно нижегородские гимназии.

Рады будут в Ассоциации педагогам и руководителям из других регионов, причём независимо от типа образовательного учреждения.

Поэтому всем, кому интересны проблемы по-настоящему гуманитарного образования, сообщаем, что на педагогической карте России появилась ещё одна “энергетическая точка”, ещё один магнит, сопротивляться воздействию которого скоро будет невозможно.

И не сопротивляйтесь. Следите — а мы вам в этом поможем — за развитием событий и планируйте поездку на следующую конференцию в Нижний осенью 2008 года.

Запишите адрес: 603155, Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, д. 63-в.

Номер гимназии вы, конечно, запомнили — самый счастливый.

Сергей ВОЛКОВ
Рейтинг@Mail.ru