Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №/


Литературная карта

Пьедесталы и для короля, и для второгодника

На этот раз обратимся к памятникам, посвящённым литературным персонажам нежного возраста — детям.

Несмотря на всю разность писателей, о которых пойдёт речь, можно с уверенностью сказать, что объединяет их главное — искренняя любовь к детям, внимание к внутреннему миру ребёнка. Герои их книг тоже непохожи друг на друга… С кого ж начать?

Начну с Ивана Семёнова, перипетии школьной жизни которого отражены уже в названии книги. «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника, написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий, а также некоторой доли фантазии» — таково полное название весёлой повести пермского писателя Льва Ивановича Давыдычева, вышедшей в 1962 году.

Кто же такой Иван Семёнов? Ответ на этот вопрос читатель получает в самом начале (цитируем без сохранения особенностей авторского членения текста на абзацы):

“Иван Семёнов — несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому, что, между нами говоря, Иван не любит учиться, и жизнь для него — сплошная мука. Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет. И этот богатырь учится хуже всех в классе. А честно говоря, учится он хуже всех в школе. Обидно? Ещё как! Кому обидно? Да всему классу! Да всей школе обидно! А Ивану? А ему хоть бы хны! Вот так тип!”

В описании Ивана легко узнать типичного двоечника, которые не перевелись как подвид хомо студиозуса и по сей день. В общем, этакий советский вариант Митрофанушки. Разве что помоложе, поэтому мыслей о женитьбе у Ивана пока нет, а вот пенсию получать он не против и даже пишет в министерство, чтобы его “по здоровю” освободили “атучёбы”. Неисправимый фантазёр, мечтал Иван ещё и о славе: “…Прошло много-много лет, и в школе, в которой Иван учился, на стенах в каждом классе висят его портреты. А на здании прибита каменная доска, а на ней золотыми буквами написано: «В этой школе страдал и мучился, но с отличием её закончил замечательный, но самый несчастный человек на всём свете Иван Семёнов»”.

Мечты Ивана Семёнова о славе сбылись. В последние годы любовь пермяков к нему ещё более возросла. Кто-то собирается открыть под его именем кафе “для продвинутых двоечников”. Писатели Вячеслав Запольских и Владимир Киршин, например, создали Общество друзей Ивана Семёнова — для “пропаганды и развития пермской литературы, поиска и поддержки молодых талантов”. А совсем недавно Ивану даже установили памятник. Скульптура работы Николая Хромова и М.Васева, высеченная из цельного куска гранита, стоит теперь в скверике возле театра кукол.

Наверное, стоит сказать и о том, что популяризации книги способствовал снятый в 1965 году Константином Березовским фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», который получил главный приз на Первом всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Киеве, а юный актёр Володя Воробей — приз за лучшее исполнение детской роли. Как водится в таких случаях, ушастого круглоголового мальчика на роль главного героя утвердили не сразу. По мнению режиссёра, он не был похож на книжного Ивана Семёнова. И только благодаря поддержке автора повести Володя Воробей получил “добро” на съёмки. Зато теперь Ивана Семёнова невозможно представить в ином облике.

Признаем: бывший исполнитель роли к “своему” памятнику отнёсся скептически, назвал его неинтересным: “Это не памятник Ивану Семёнову, это скульптура, изображающая школяра. К Ивану Семёнову не имеет никакого отношения” (“59.ru” от 28 ноября 2006 (http://59.ru/generation/14.html?p=1))

Владимир Воробей ратует за то, чтобы в городе был памятник Льву Давыдычеву и аллея его имени, в которой обосновались бы многие известные герои талантливого дет­ского писателя, в том числе Иван Семёнов, но другой.

А теперь обратимся к произведению, написанному Янушем Корчаком — выдающимся польским педагогом, писателем, врачом. Возможно, сегодня, в начале пути, который нам предстоит пройти рука об руку с детьми, нелишне вспомнить о скорбном подвиге Януша Корчака, не в метафорическом, как принято говорить про педагогов, а в самом прямом смысле отдавшего свою жизнь детям. Отказавшись от возможности собственного спасения, 6 августа 1942 года Старый Доктор погиб в газовой камере фашистского концлагеря в Треблинке вместе с двумя сотнями своих воспитанников-сирот, о которых он заботился до самого конца.

Сейчас идеи Корчака хорошо знают во всём мире, в том числе и в нашей стране (было, однако, время, когда он обвинялся советскими идеологами в “абстрактном гуманизме”). Но особенно чтут память Корчака на родине. Скажем о том, что касается нашей темы.

Самое известное произведение из художественного наследия Корчака, адресованного детям, — повесть-сказка «Король Матиуш Первый», написанная в 1923 году (продолжение повести «Король Матиуш на необитаемом острове»). В 1958 году по мотивам повести был снят фильм (режиссёр Ванда Якубовская), а в 1961 году в польском городе Щецине, во дворе школы имени Януша Корчака, заглавному герою установлен памятник (скульптор Мечислав Вельтер; фотография памятника есть в книге: Яворский М. Януш Корчак. Варшава, 1984).

Король Матиуш — десятилет­ний мальчик, унаследовавший престол после смерти отца. “По­милуйте, господа, — возмущается министр просвещения, — ведь это абсурд! Король, который не умеет ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики!..” (Перевод с польского Н.Подольской). Юному королю выпадает на долю много испытаний и приключений. Читателям-детям должен быть интересен именно сюжетный план сказочной повести. То Матиуш, раньше грустно наблюдавший, как за дворцовой оградой дети играют в войну, сбегает, скрыв свой королевский сан, на войну настоящую. То он отправляется в опасное путешествие в Африку к вождю Бум-Друму. То в его королевстве дети и взрослые поменялись ролями: и вот теперь взрослые ходят в школу и учат уроки, а дети выполняют все их обязанности.

Однако читатели-взрослые видят в книге и другое. Повесть открыто назидательна. Герой не по годам мудр, хоть и ведёт себя как обычный ребёнок и совершает порой по неопытности ошибки, но сам же их впоследствии и осознаёт. Вот к каким выводам, например, он приходит на фронте: “Какой я был глупый, легкомысленный мальчишка! Мечтал, что поскачу на белом коне на войну, а жители столицы будут усыпать цветами улицы. А сколько погибнет людей, об этом я не думал”. И, конечно, красной нитью проходит в повести мысль о необходимости учиться. Сначала Матиуш мечтает о том, чтобы знания можно было получить в наследство вместе с короной (как Иван Семёнов мечтал “за один день выучить все учебники за все классы” — вечная мечта школьника!), потом автор не забывает постоянно напоминать о том, как охотно мальчик учится, даже на фронте: “Для поручика занятия с Матиушем были развлечением. А Матиушу очень хотелось учиться. Сидит он в окопе, учит географию…”

И, наверное, любой читатель понимает, что писателя тревожат вопросы об устройстве общества, о войне и мире, о воспитании и самовоспитании, о невозможности решить все проблемы по мановению волшебной палочки. Его отважного и честного героя скульптор изобразил погружённым в грустные раздумья над этими вечными вопросами.

Валентина ШЕНКМАН
Рейтинг@Mail.ru