Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 7-й классПамятник Илье Муромцу в городе Муром Владимирской области (фото с сайта http://www.murom.ru/photos/wp_ermishin/).

Лариса Торопчина


Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА — учитель литературы московской гимназии № 1549.

Изучая былины

В начале 7-го класса школьники приступают к изучению русских былин. Им уже знакомы сказки и мифы. Былины хотя и связаны с этими жанрами, существенно от них отличаются. Литературоведы называют былину “стихотворным сказанием, в котором отражена реальная историческая основа (курсив мой. — Л.Т.) и изображаются герои и события, созданные народной фантазией” (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 9 класс. М.: Дрофа, 2000. С. 282).

Обращаясь к анализу былин, следует помнить, что семиклассникам уже хорошо известно содержание многих произведений этого жанра, а кроме того, они владеют определёнными навыками анализа художественного текста — и это должно быть учтено при разработке учителем творческого домашнего задания. С одной стороны, оно может носить элементы поискового характера (работа со словарями и справочниками, со сборниками малоизвестных былин), с другой — это будет детальное исследование языка и стилистики конкретных произведений из учебника-хрестоматии. В конце изучения можно провести зачётный семинар по теме «Русские былины: герои, проблематика, жанр, язык», вопросы для которого ученикам следует дать заранее. Следует отобрать и конкретный текстовый материал для прочтения и последующей работы с ним.

Обычно на уроках анализируют две былины — «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник», предлагая в качестве дополнительного материала произведения «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец». Слабые учащиеся вполне могут ограничиться прочтением этих текстов; те же, кто склонен к поисковой деятельности, могут расширить круг чтения, включив в него, например, былины об Алёше Поповиче, о боярском сыне Дюке Степановиче, “торговом госте” Садко, богатом воеводе Чуриле Плёнковиче, именитом вельможе из Новгорода Ставре Годиновиче и другие.

Задания для итогового семинара тоже следует дифференцировать. Слабые ученики могут, опираясь на статью из учебника-хрестоматии, приготовить ответы на вопросы.

— К какому роду литературы относятся былины?

— Какой жанр фольклора мы называем былиной? Что вам известно о времени и месте формирования и развития этого жанра фольклора?

— Какие циклы былин вам известны? Приведите примеры.

— Дайте сравнительную характеристику двум былинным героям (Вольге и Микуле Селяниновичу, Святогору и Илье Муромцу, Илье Муромцу и Добрыне Никитичу — по выбору).

— Воспитанию каких нравственных качеств способствовали и способствуют русские былины?

Более сильным учащимся можно, помимо данных вопросов, предложить анализ проблематики прочитанных произведений, определение характерных для этого жанра устного народного творчества тропов.

Наконец, тем, кто захочет более глубоко заняться изучением былин, например написать исследование по данной теме, следует рассмотреть такие аспекты, как «Время и пространство в былинах», «Историческая реальность и народный вымысел в былинах», «Элементы языка различных временных периодов в русских былинах», «Былинные персонажи и их исторические прототипы», «Русские былины и летописи».

Полагаю, будет интересной и познавательной и другая форма зачётной работы. Можно предложить ученикам сделать презентацию с подбором необходимого иллюстративного материала. Сюда подойдут, например, репродукции картин В.М. Васнецова «Три богатыря» и «Витязь на распутье», И.Е. Репина «Садко», фрагменты кинофильмов «Илья Муромец», «Садко», анимационных фильмов о русских богатырях. Можно также отобрать фрагменты из литературных произведений, в которых появляются герои или звучат мотивы русского былевого эпоса: поэма Н.М. Карамзина «Илья Муромец», поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», баллады А.К. Толстого «Курган», «Илья Муромец», «Змей Тугарин». В качестве музыкального сопровождения устного выступления можно использовать фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Богатырской симфонии» А.П. Бородина, симфонии Р.М. Глиэра «Илья Муромец», оперы А.Г. Гречанинова «Добрыня Никитич». Урок такого типа можно провести как интегрированный — совместно с учителями музыки и изобразительного искусства.

Интеграция возможна и в том случае, если учащиеся захотят продолжить работу по исследованию русских былин и выберут темы «Отражение эпохи Киевской Руси в былевом эпосе», «Исторические персонажи и их прототипы в былевом эпосе», «Русские летописи и былины» — семиклассники вправе рассчитывать на помощь учителей литературы и истории.

Особое внимание необходимо обратить на богат­ство народного языка в былевом эпосе: ученики — с помощью учителя или самостоятельно — поработают с этимологическими и толковыми словарями, познакомятся с историческими комментариями, которые, как правило, есть в сборниках былин. Здесь они смогут почерпнуть сведения о незнакомых ранее (диалектных или устаревших) словах, достаточно часто встречающихся в текстах.

Внимательно прочитав текст произведения, поработав над его словарным составом, можно выяснить, на какой территории оно создавалось, так как в нём часто отражены обычаи и традиции той или иной местности, использована диалектная лексика. Например, в былине «Вольга и Микула Селянинович» воссоздана картина пахоты именно на северных землях, сплошь усеянных мелкими (“омешики по камешкам почиркивают”) и крупными (“большие-то… в борозду валит”) “каменьями” (валуны в северных губерниях остались после ледникового периода) и невывернутым “пеньём-кореньем”, характерным не для южнорусских плодородных нив, а для суровой северной пашни.

Былины о Добрыне Никитиче созданы на южных, киевских землях, и многие исследователи считают, что прообразом этого богатыря явился исторический дядя князя Владимира Святославича, брат его матери Малуши, а в художественных текстах встречаются элементы южнорусской лексики, в том числе и географические названия. Так, например, герой (былина «Добрыня и Змей») купается в «Пучай-реке» — это, вероятно, историческая небольшая речка Почайна, приток Днепра, в которой происходило крещение киевлян. В былине «Женитьба князя Владимира», где отражён исторический факт сватовства киевского владыки к половецкой княжне Рогнеде, мы встречаемся с богатырём по имени “Дунай сын Иванович”, случайно убившим во время состязания по стрельбе из лука свою жену Настасью Романовну и неродившегося ребёнка. Дунай не перенёс горя и заколол себя, а из крови его потекла “Дунай-река”.

Наконец, произведения, связанные с именем Ильи Муромца, выступавшего в защиту народа не только от нападения врагов, но и от притеснения киевского князя, созданы, по мнению историков литературы, на территории средней Руси. Так, наименования Муром, Карачарово встречаются в былинах как обо­значения малой родины богатыря. Кстати, известно, что жители города Мурома с давних пор считали богатыря своим земляком, а память о нём ещё в ХVI веке сохранялась в названиях: Ильинская улица, Богатырёва гора, Скокова гора (последнее обозначало улицу, по которой будто бы Илья выехал — поскакал — на свершение богатырских подвигов).

Интересен не только словарный состав былин, но и структурные и стилистические особенности жанра. Русские былины всегда пелись, а точнее, сказывались мерным, торжественным речитативом. Не случайно исполнителей таких произведений называли сказителями. Для былевого эпоса характерен особый зачин, в котором, как правило, указывается время или место действия, называется герой, о котором пойдёт речь. Далее сказитель обрисовывает героя произведения, показывает его необычное поведение (“Он стоял заутреню во Муроме, ай к обеденке хотел поспеть он в стольный Киев-град”, — говорится о действиях Ильи Муромца), незаурядную внешность (пахарь Микула Селянинович, например, обут в богатые “сапожки зелен сафьян”, одет в “кафтанчик чёрна бархата” и идеально красив: “глаза да ясна сокола, а брови у него да чёрна соболя”, кудри, “что не скачен ли жемчуг рассыпаются”). Этот приём позволяет уже при завязке действия выявить особую роль народного героя, подчеркнуть значительность его образа.

Затем медленно и плавно развёртывается основное действие былины, где сказитель обычно живописует подвиги русского богатыря, используя гиперболу: “А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего”, Илья едет “по раздольицу чисту полю во тую силушку великую” и “бьёт-то силу, как траву косит, — у Ильи сила не уменьшается”. Гипербола типична и для изображения врагов Руси: Тугарина Змеевича, Идолища Поганого, Соловья-разбойника и других. Пользуясь гиперболой, сказитель ясно высказывает отношение как к народным любимцам, так и к врагам родной земли.

Интересно, что для важных моментов былинного повествования характерен приём троичности. На рубежах родины стоят три главных богатыря: Илья, Добрыня и Алёша (исследователи отмечают, что число “три” раньше имело условное значение множественности). Сказитель пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени: герой совершает три поездки богатырские; три года, три месяца да “ещё три дня” просит сроку у Калина-царя князь Владимир, чтобы с почестями встретить его в Киеве; трижды бьётся Илья Муромец с Сокольником, своим неузнанным сыном; наконец, три чары вина выпивает богатырь на “почестном пиру” у князя.

Мерная речь сказителя завершается традиционной для этого вида устного народного творчества концовкой: “А тут той старинке и славу поют, а по тыих мест старинка и покончилась”, “То старина, то и деяние”, “А с той поры, с того времени а стали Дюка стариной сказать, отныне сказать да и до века”. Конечные слова былин (так называемый исход) создают ощущение полной завершённости рассказа.

Хорошо, если все эти аспекты былин будут затронуты на уроках. По ним можно задать и основные вопросы на итоговом зачёте.

Рейтинг@Mail.ru