Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9–10-й классы

Татьяна СТОРОЖЕВА


Татьяна Юрьевна СТОРОЖЕВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6, г. Петровск, Саратовская область. Победитель нашего конкурса в номинации «Первый урок».

Первый урок по теме «Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого»

Первый урок по теме «Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого» всегда посвящён личности писателя, его биографии. Я провожу этот урок в форме урока-открытия.

После изучения творчества Ф.М. Достоевского в программе идут Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой. Ребята не знают, кто будет следующим, поэтому на доске — закрытый портрет писателя. Всегда начинаю с сообщения о том, что одно известное произведение этого писателя я прочитала восемь раз, обращаясь к нему не только тогда, когда нужно было его изучать, но и в переломные моменты своей жизни. Это всегда создаёт интригу: никому из учеников и в голову не приходит, что можно столько раз читать «Войну и мир».

Учащимся предлагается на основании высказываний писателя создать характеристику его личности и в конце урока определить имя. Предлагаемые высказывания можно представлять в виде слайдов презентации, но, на мой взгляд, более рациональным будет постепенное появление высказываний на доске: это позволяет создать целостную картину личности писателя.

Что можно сказать о человеке, составившем для себя следующие правила жизни?

“1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...”

Ему показалось недостаточным образование в университете, и он определил для себя задачи на ближайшие два года.

“1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство — как теоретическое, так и практическое.

5. Изучить историю, географию, статистику.

6. Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи”.

Самое интересное, что многое из запланированного было выполнено. Что вы можете добавить к уже сложившейся характеристике писателя?

Он сам сформулировал своё жизненное кредо. Как вы понимаете эти слова, какую грань характера писателя они открывают?

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”.

Русское общество давно ищет ответ на вопрос “что делать?”. Наш же герой попытался на него ответить ещё в XIX веке. Согласны ли вы с ним? Какой человек мог бы так сказать?

“Что делать? — спрашивают одинаково и властители, и подчинённые, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?»... всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой”.

Он всегда боролся с насилием и злом. Прочтите его слова. Как они характеризуют человека? Согласны ли вы с ними?

“Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него — насилием”.

Он был требователен к каждой личности, потому что считал, что каждый наделён каким-то талантом, но не каждый открывает его в себе. Как характеризует писателя следующее высказывание, готовы ли вы с ним согласиться?

“Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

Писатель стал свидетелем исторических событий

  • 1853–1856 — Крымская война.
  • 1855 — смерть Николая I.
  • 1860–1870-е годы — реформы императора Александра II.
  • 1866 — покушение террориста Каракозова на Александра II.
  • 1871 — европейские катаклизмы. Парижская коммуна.
  • 1876 — возникновение террористической организации «Земля и воля».
  • 1877–1878 — русско-турецкая война.
  • 1881 — убийство террористами Александра II.
  • 1887 — попытка (не единственная) покушения на Александра III.
  • 1904–1905 — Русско-японская война.
  • 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.

Кто сможет ответить, о ком мы сегодня говорили?

Л.Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель.

Его дневниковые записи, мысли, разобранные нами на уроке, мы найдём на страницах знаменитого романа «Война и мир», любимые герои Толстого будут “путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать”. Другие будут жить спокойно, не меняясь, то есть, по Толстому, “душевно подло”. Мы увидим его отношение к войне и соотнесём с высказыванием о насилии. И сделаем ещё много открытий... Роман Толстого вечен, потому что неисчерпаем, именно это мы с вами, думаю, и определим на последних уроках по теме. А пока домашнее задание: напишите сочинение-размышление по одному из высказываний Толстого. Потом, после изучения романа, мы продолжим это сочинение, добавив в него примеры из романа.

Рейтинг@Mail.ru