Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–8-й классы

Любовь Матюха


Любовь Васильевна МАТЮХА — учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 4», г. Нижний Ломов Пензенской области. Победитель нашего конкурса в номинации «Первый урок».

В стране Литературии

Я проработала в школе 27 лет. Уроки русского языка и литературы стараюсь проводить так, чтобы детям было на них интересно, а я бы испытывала после урока удовлетворение. Поэтому использую разные формы занятий. Ведь важно, чтобы каждый урок ребята воспринимали как открытие, с нетерпением ждали его.

Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. А дети, кроме того, любят всё необычное. Поэтому я стараюсь использовать элемент игры на многих уроках русского языка и литературы. Особенно важен он во время первых уроков после каникул, когда сразу войти в рабочий ритм трудно и учителю, и ученикам. Значит, эти первые уроки не могут быть обыкновенными: они должны давать заряд в восприятии следующих уроков.

Представляю вашему вниманию четыре вводных урока литературы (в 6, 7, 8 и 9-м классах), действие которых происходит в стране Литературии (придумала эту страну много лет назад радиопередача, а мне понравился сам образ).

На этих уроках мы повторяем ранее изученные произведения, знакомимся с учебником, закрепляем сведения по теории литературы, стараемся развивать память и речь.

Работа учеников на этих вводных уроках-играх, как правило, очень активна и приносит хорошие результаты (обычно итог урока — не менее десяти отличных и хороших оценок). А главное — положено начало интереса к урокам литературы в новом учебном году, у учеников возникает желание идти на эти уроки.

Вводный урок в 6-м классе

Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.

Ребята! Сегодня вы должны завоевать право называться гражданами страны Литературии — Страны литературных героев. Начнём путешествие по этому необыкновенному государству.

Как и всякая страна, Литературия разделена на области. В каждой области Литературии живут герои определённых произведений. Чтобы стать гражданами этой страны, нужно много знать, а для этого — много читать. Мы проведём конкурс между рядами на знание литературы. А сначала — разминка.

1-й ряд

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор... (Айболит).

— А кто автор книги об Айболите? (К.И. Чуковский.)

2-й ряд

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся… (Чиполлино).

— А кто создал этого героя? (Джанни Родари.)

3-й ряд

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил).

— Кто автор книги о Крокодиле Гене и его друзьях? (Э.Успенский.)

— Посмотрите, где в Литературии живут эти герои?

(Айболит — в Поэзии, Чиполлино и Крокодил Гена — в Прозе.)

Первый раунд посвящён Поэзии. Ещё малышами мы слышим строки колыбельной песни: “Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай”. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их, например, на празд­никах и вечерах. А кто-то из вас стихи уже и пишет… Без поэзии история человечества немыслима. Настоящие стихи помогают человеку увидеть мир с необычной точки зрения, почувствовать его глубину.

Раунд наш будет проходить так: я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд — вспомнить и прочитать фрагменты, назвать фамилии авторов.

1-й ряд: “зелёный”, “том”, “учёный”, “кругом”.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
                     
(А.С. Пушкин)

2 ряд: “берёза”, “окном”, “снегом”, “серебром”.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
               
(С.А. Есенин)

3-й ряд: “недаром”, “пожаром”, “отдана”.

Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана.

                   (М.Ю. Лермонтов)

А теперь просмотрите оглавление учебника и назовите поэтов, чьи стихи мы будем изучать на уроках литературы в 6-м классе, но не изучали ранее. (Ответы учащихся.)

Во втором раунде мы попадаем в область прозы. Докажите, что вы очень внимательно читаете произведения, не пропуская описаний. Нужно прослушать характеристику и описание поступков действующего лица книги (из тех, что изучали, и тех, что будем изучать в 6-м классе) и назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

1-й ряд: “Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит… Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные… А одёжа такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь”.

(Хозяйка Медной горы; П.Бажов. «Уральские сказы».)

2-й ряд: “Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя”.

(Пятница; Д.Дефо. «Робинзон Крузо».)

3-й ряд: “Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершен­ствовал диковинку заморскую — подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он всё же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждёт ничего хорошего”.

(Левша; Н.Лесков. «Левша».)

А теперь проведём аукцион: «Кто лучше всех знает произведения Н.В. Гоголя?» (Назвавший последним произведение Гоголя получает приз — книгу или набор открыток.)

Третий раунд  художественный: вам предстоит создать иллюстрации к драматургическим произведениям, которые вы знаете. Рисуем коллективно, по рядам, а потом отгадываем.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Теперь вы с полным правом можете называться гражданами страны Литературии — и готовиться к новым путешествиям!

Вводный урок в 7-м классе

Для урока нам понадобится карта-схема «По дорогам и тропам Литературии» (прикалывается на доску) и карточки. В игре от каждого ряда принимает участие один человек (по очереди). В трудном случае помогает весь ряд. Продвижение по карте происходит с помощью флажков разного цвета: ответил на вопрос — перекалывай флажок на следующий этап. Вопросы записаны на карточках (каждую карточку мы нумеруем; если вопросов несколько, то номера присваиваются вопросу). Сами произведения, вопросы и иллюстративный материал вы можете заменить в соответствии с вашей программой. Мне здесь было интересно показать идею урока-игры.

Учитель. На первом уроке в прошлом году мы соревновались за звание гражданина страны Литературии. А теперь мы с вами превращаемся в путешественников, идущих по дорогам и тропам этой необыкновенной страны. Попасть в неё не так просто. Нас пропускает Учёная Говорящая Ворона (№ 1). Вспомните, в каком произведении мы с ней встречались? (Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».) Учёная Ворона загадывает загадки.

1. Не огонь, а жжётся.

2. Нос стальной, хвост льняной.

3. Кто говорит молча?

4. Не портной, а всю жизнь с иголками.

Затем мы должны пройти через Сказочную чащу (№ 2–3). В ней обитают герои русских народных сказок. Каких? («Репка», «Лиса и Волк», «Курочка Ряба»). Чем народная сказка отличается от литературной?

Впереди новое препятствие — Сонное озеро (№ 4). Кто не перейдёт его вовремя — надолго заснёт. Чтобы переправиться, вспомните пословицы и поговорки о книге, знании, учении. (Наука и труд дивные всходы дают; Ученье — свет, неученье — тьма; Учение — путь к умению; Красна птица перьем, а человек уменьем.)

А здесь нас ждёт Весёлый Карандаш (№ 5). Он хочет, чтобы художники с каждого ряда нарисовали за одну минуту любого героя литературного произведения.

Чтобы взобраться на Поэтическую гору (№ 6), нужно угадать, герои каких литературных сказок здесь изображены. (А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Ш.Перро. «Кот в сапогах»; Н.Носов. «Приключения Незнайки».)

Перед нами — Заколдованный замок (№ 7–10). Трудно в него попасть, трудно из него выбраться. Здесь много тайных ходов. Каждый ход — загадка. Попробуем войти в него.

  • Что за поэт здесь изображён? (А.С. Пушкин.) Что вы знаете о нём?
  • Иллюстрации к каким произведениям Пушкина изображены на карточке? («Зимнее утро», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
  • Вопрос классу: Какие произведения А.С. Пушкина будут изучаться в 7-м классе?
  • К какому стихотворению эта иллюстрация? (С.Есенин. «Берёза».)
  • Вопрос классу: Стихотворения каких поэтов мы будем изучать в 7-м классе?
  • Кто автор этих стихотворных сказок? Как они называются? (К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Доктор Айболит».) Что вы знаете о К.И. Чуковском?

Выйдя из замка, мы подошли к полю, но не к обычному, а к Былинному (№ 11–12). Что такое былина? Кто является её героями? (Богатыри.) К какому роду литературы относятся былины? (Эпос.) Чтобы богатырь пропустил вас через Былинное поле, отгадайте, к какой былине эта иллюстрация. Какие ещё былины вы знаете?

Теперь перед нами Острова Любви (№ 13). Чтобы через них перебраться, назовите произведения, сюжет которых связан с любовью героев. Это и любовь к матери, к близким, и любовь к женщине.

Мы прошли уже поля и горы, озёра, чащи и острова. А теперь перед нами Овраг Мудрости (№ 14). Чтобы не споткнуться в нём, назовите пословицы и поговорки о дружбе. (Один в поле не воин; Сам погибай, а товарища выручай; Друг познаётся в беде.)

А теперь — Дорога в прошлое (№ 15–17). Чтобы её пройти, нужно преодолеть несколько этапов.

  • К каким произведениям Н.А. Некрасова подойдут как иллюстрации эти репродукции? («Плач детей», «На Волге».) Какие ещё произведения Некрасова вы знаете?
  • Вопрос классу: Какие произведения Некрасова мы будем изучать в 7-м классе?
  • А какой герой изображён здесь? Откуда он? Кто автор произведения? (Ванька Жуков из рассказа А.П. Чехова.)
  • Что это за писатель? (Л.Н. Толстой.) Что вы о нём знаете?
  • Вопрос классу: Какое произведение Л.Н. Толстого мы будем изучать в 7-м классе?

Мы прошли по XIX веку, теперь нам предстоит пройти Мост в ХХ век (№ 18–19).

  • Герой какого произведения изображен? (А.М. Горький. «Воробьишка».)
  • Кто этот поэт? (В.В. Маяковский.) Что вы о нём знаете?
  • Вопрос классу: Какое произведение Маяков­ского мы будем изучать в 7-м классе?

Теперь нам нужно выйти за границу Литературии и вернуться в класс по Тропинке (№ 20). Для этого нужно просмотреть оглавление учебника и назвать современных авторов, чьи произведения будут изучаться в 7-м классе.

Вводный урок в 8-м классе

Это урок-детектив, который можно назвать «В кладовой тайн Литературии». Нам понадобится сама кладовая — дом (можно условный), сделанный из листов бумаги с заданиями. Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» (каждый ряд — команда).

Учитель. Сегодня у нас урок-детектив. Перед нами закрытая дверь в Кладовую литературных тайн. Чтобы открыть её, нужно назвать пароль: книги, в заголовки которых входят слова с корнем -тайн-. (Ж.Верн. «Таинственный остров»; А.Гайдар. «Военная тайна»; Г.Адамов. «Тайна двух океанов»; В.Корчагин. «Тайна реки злых духов».) Итак, дверь в кладовую открывается.

Как у всякого секретного помещения (а именно таким и является Кладовая тайн), у неё есть проходная. А царит в ней Хранитель тайн. Он задаёт свой вопрос: сюжеты каких произведений, которые будут изучаться в 8-м классе, связаны с тайной? Для ответа на него обратимся к оглавлению учебника. («Ревизор» Н.В. Гоголя — тайно едет ревизор. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова — тайна, которой окружены детство, родина Мцыри. «Парадокс» Короленко — тайна, связанная с человеком-уродом. «Песня о Соколе» Горького — тайна Сокола, как нужно жить. «После бала» Л.Толстого — тайное, чтобы никто не видел, наказание солдата.)

Мы в Зале любимых книг. Определите авторов и названия книг, которые упоминаются в стихотворении.

Как сказочное кружево, волшебный длится миг,
В старинном вальсе кружатся герои детских книг!
Здесь царь Салтан командует сложнейшей из фигур,
Со всей своей командою на бал пришёл Тимур!
К нам гости долгожданные спешат со всех сторон:
С царевной Несмеяною явился Робинзон!
Звеня большими шпорами, отважен и румян,
С друзьями мушкетерами танцует д’Артаньян.
С огромным дядей Стёпою семь гномов пляшут в ряд,
А он, усердно топая, одет как на парад.
Того, кто дружит с книжкою, ничуть не удивит
С весёлою мартышкою учёный Айболит.
Иванушка с Жар-птицею, прекраснейшей из птиц, —
Все сходят вереницею с распахнутых страниц.
И рады им мечтатели! И ждут и помнят их
Все новые читатели любимых детских книг!

Итак, выполнив предыдущее задание, мы получили возможность попасть в Зал литературных героев. И вновь тайны. Чтобы их раскрыть, ответим на вопросы, выполним новые задания.

  • Кто мы? (В роли героев — ученики.)

А. Мой заветный пароль — Океан и Ассоль. Когда я был ещё маленьким мальчиком, во мне постепенно укладывалось огромное море. Я сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Вот почему я стал капитаном! На моём галиоте «Секрет» уже вся команда в сборе. И Ассоль ожидает нас на юге. (А.Грин. «Алые паруса» — Артур Грей.)

Б. Мой любимый вид транспорта — ядро. Каждый, кто усомнится хоть в одном слове, будет иметь дело с моей шпагой… из обломка земной оси! (Э.Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» — Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен.)

В. Однажды мне довелось встречать Новый год в Лилипутии. На ужин мне подали десяток быков, жаренных на вертеле, восемь вяленых баранов, 19 копчёных поросят и сотни две цыплят… И дюжину бочек с вином. (Д.Свифт. «Приключения Гулливера» — Лемюэль Гулливер.)

  • Мы уже изучали и будем изучать произведения, герои которых совершают преступления. Чаще всего это преступления нравственного характера: против окружающих людей, близких, против самих себя. Важную роль в раскрытии этих преступлений играют улики — вещественные доказательства. О каких преступлениях говорят данные предметы? В каких произведениях?

А. Кукла с растрёпанными волосами, раздетая, без глаз. (Е.И. Носов. «Кукла». Преступление — равнодушие, безразличное, а чаще жестокое отношение к окружающему.)

Б. Кинжал. (В.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Джульетта убивает себя кинжалом. Вражда двух семей, передававшаяся по наследству, погубила любовь.)

В. Телеграмма. (К.Г. Паустовский. «Телеграм­ма». Преступление — забывать о близких людях, которые ждут и любят.)

А вот маленькая потайная комната. Что за тайна здесь кроется? Чтобы перешагнуть её порог, нужно отгадать загадку.

Союз — мой первый слог,
Второй мой слог — предлог.
А целое — у молодца
Посередине лица. (Но–с.)

— С каким произведением связана эта отгадка? («Нос» Н.В. Гоголя.)

— “Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие”. Какое? (Исчезает нос с лица майора Ковалёва.)

Какова же разгадка тайны? Обычно во время расследования преступления выдвигаются версии. Что же произошло с носом майора Ковалёва? Каждая команда должна письменно составить свою версию.

Мы в последнем помещении Кладовой тайн — Зале литературоведения. Перед вами три отрывка из произведений, которые будут изучаться в 8-м классе. Чем они отличаются?

1.

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

(«Мцыри» М.Ю. Лермонтова.)

2. “Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблён ли я в Асю, но я много размышлял о ней, её судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал её, до тех пор она отворачивалась от меня”. («Ася» И.С. Тургенева.)

3.

Ромео. Меня перенесла сюда любовь,
Её не останавливают стены.
В нужде она решается на всё,
И потому — что мне твои родные!
Джульетта. Они тебя увидят и убьют.

(«Ромео и Джульетта» В.Шекспира.)

(«Мцыри» М.Ю. Лермонтова — поэма, лирическое произведение; «Ася» И.С. Тургенева — повесть, эпос; «Ромео и Джульетта» В.Шекспира — драма.)

В конце игры подводятся итоги.

Статья опубликована при поддержке компании " Titan-Мск" – одного из лидеров по производству и установке металлических дверей. К выбору двери всегда стоит подходить очень серьезно и ответственно. Ведь именно от ее надежности и качества во многом зависит Ваша безопасность и сохранность Вашего имущества. Необходимо знать, что по сравнению с конструкцией внешнего открывания металлические входные двери с внутренним открыванием, как правило, более уязвимы. Но исключения из правил есть! Компания "Titan-Мск" предлагает двери с внутренним открыванием со стальным листом толщиной не 2 мм, а как минимум 3мм. Кроме того, высокую прочность и надежность таким конструкциям обеспечивает большое количество как горизонтальных, так и вертикальных ребер жесткости, входящих в стандартную комплектацию. Поверхность дверного полотна выдерживает серьезное механическое воздействие и не деформируется, такой дверной блок очень прочен и его практически невозможно выбить. Подробно ознакомиться с предлагаемым ассортиментом металлических дверей, узнать об особенностях конструкций и ценах можно на сайте titanmsk.ru.

Рейтинг@Mail.ru