Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга ГУЛИДИНА


Ольга Александровна ГУЛИДИНА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 14, г. Электрогорск Московской области.

Репродукция картины В.Д. Поленова «Речка Свинка». 1890 г.

Праздник слова

Уроки знакомства с литературоведческими понятиями (эпитет, сравнение, начальное представление о метафоре) лучше всего проводить, взяв в помощники поэзию. У С.Я. Маршака есть замечательные слова: “Счастлив учитель, которому удаётся легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к изучению и анализу художественного произведения без потери того наслаждения, которое даёт человеку искусство”. Не потерять поэтическое наслаждение... Как же этого добиться?

Уроки литературы — это особенные уроки, “часами воодушевления, эмоционального подъёма” называл их А.Т. Твардовский. Мне очень близки слова В.Г. Белинского: “Поэта надо сперва перечувствовать, чтобы понять мыслью”. И только после того как произведение пережито, прочувствовано, можно начинать его анализ, искать секреты мастерства.

А раз идёт поиск, то и урок (особенно его начало) должен быть необычным... И для этого нужна интрига! Устроим праздник. Праздник слова.

Урок знакомства с тропами (эпитет, сравнение, метафора) можно начать с... комплимента. Что такое комплимент? Это лестное, приятное замечание, похвала. Спросим ребят: “Что такое комплимент? Любите ли вы делать комплименты? Говорят ли вам комплименты? Приятно ли это?”

Приходим к выводу, что приятные слова могут сотворить чудо, настоящий праздник.

Сегодняшний день — необыкновенный (исходя из ситуации предлагаются варианты: если день солнечный — какое сегодня солнце, яркое, радостное — настоящий праздник! Если хмурый, дождливый день — самое время устроить праздник!).

Устроим такой праздник Осени, плачущему небу, любимому сказочному герою. В качестве объекта может быть выбран любой предмет. Пусть это будет сказочный герой. Например, Золушка. Предложим детям поиграть в комплименты. Они должны быть необычные, удивительные и радовать адресата (работа сознательно строится на положительных ассоциациях). Предлагаем детям похвалить глаза, улыбку, ум героини, используя прилагательные.

Что же получается у детей? Ответы могут быть такими: ласковая солнечная улыбка, золотые руки, добрая душа, шелковистые волосы и т.д. Комплимент каждый ребёнок придумывает самостоятельно и записывает его на листок. Затем листочки собираются и записи анализируются. Читаем написанное и выясняем, комплимент это или обычный признак. Для сравнения используем примеры учащихся. Сравним: у Золушки голубые глаза — васильковые глаза. В чём разница? В первом примере слово “голубой” просто обозначает цвет, а слово “васильковый”, кроме обозначения цвета, имеет ещё дополнительное значение — уподобление цветку — и на цвет указывает более выразительно, имеет переносный смысл.

Анализируя детские примеры, приходим к выводу, что есть слова, обозначающие признак, качество в переносном значении, образно, эмоционально. Это эпитеты.

Предложим ученикам поиграть в пары: подобрать к данным словам прилагательные — обычное определение и эпитет.

Облако — белое, лёгкое

Ветер — южный, ласковый

Заря — вечерняя, несмелая

Обращаем внимание детей, что образное определение — эпитет — может помочь выразить любые чувства (восхищение, гордость, нежность, печаль, возмущение...), ассоциации.

Найдём эпитеты в предложенных строчках:

И льётся тёплая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.

                            (Ф.И. Тютчев)

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
                                                   (А.С. Пушкин)

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам...
                             
(Ф.И. Тютчев)

Продолжаем поиск, исследование. Для наблюдения предлагаем замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Дождь».

По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.

Предложим учащимся прочитать стихотворение сначала про себя, а затем весело и дружно вслух.

— Спросим у учащихся, о каком дожде идёт речь? Что помогло сделать такой вывод?

(Это летний дождь, на это указывают слова: голубое небо, зелёные листья, цветники.)

— Какие слова удивили, поразили?

(Весёлый дождь, стучит весело и быстро. Весёлый — это значит тёплый, крупные капли, недолгий, неожиданно начался и быстро закончился, под таким дождём хочется бегать. Это эпитеты.)

— А что ещё необычного вы заметили в этом стихотворении при описании предмета, его действий?

Оказывается, необычно описан гром: проехал грохот грома. А в чём же необычность? Грохот грома уподобляется поезду, пролетающему на большой скорости. Это скрытое сравнение — метафора. В основе метафоры — переносное значение.

Новое наблюдение. Читается отрывок стихотворения Ф.И. Тютчева.

В небе тают облака
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

Задание. Какие слова, выражения остановили, привлекли ваше внимание?

Катится река — как шар. Это метафора.

Тают облака — словно снег, мороженое. Это тоже метафора.

Река, лучистая на зное — эпитет.

Не остаётся незамеченным и выражение “словно зеркало стальное”. Зачем поэту потребовалось это сочетание? Прочитав, ещё раз внимательно текст, делаем вывод, что сопоставляются два предмета — река и зеркало. Это сравнение. При сравнении сопоставляются два предмета с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др.; сравнение помогает ярче, глубже раскрыть предмет, его свойства.

Подводим итоги

Сегодня на уроке мы раскрыли некоторые секреты притягательности, выразительности, образно­сти нашей речи. Сравнения, метафоры, эпитеты придают ей свежесть, яркость, заставляют задуматься, позволяют фантазировать, вызывать ассоциации, создавать настроение, то есть через одно выразить, представить другое.

Вот как это сделал Константин Бальмонт:

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы —
Всё слилось в согласный хор,
Всё сплелось в один узор!

Поэт заставил нас удивиться! Природе, красоте, фантазиям и мечтам. А что помогло ему в этом? Кто же эти удивительные помощники? Конечно же, те секреты, с которыми мы сегодня познакомились, — краски речи: эпитеты, метафоры, сравнения.

Урок начинался с восклицаний — комплиментов сегодняшнему дню, друг другу, литературному герою. А завершили мы его, удивляясь русскому слову, его богатству, выразительности, необычайным возможностям, удивляясь тому, какие чудеса могут творить мастера слова.

Я предлагаю вам дома побывать в творческой мастерской поэта: прочитать стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает» и найти те секреты, при помощи которых создаётся незабываемая картина зимы: эпитеты, сравнения, метафоры.

Рейтинг@Mail.ru