Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 7–8-й классы

Марина Черкашина


Марина Викторовна ЧЕРКАШИНА — учитель русского языка и литературы гимназии № 10 г. Новосибирска.

Комплексный анализ миниатюры М.М. Пришвина

Среди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере “обслуживаются” уроками литературы. Речь идёт прежде всего о комплексном анализе текста. На наш взгляд, им не нужно злоупотреблять, чтобы не превратить художественный текст в сознании ученика в механическое нагромождение грамматических и синтаксических форм и изобразительно-выразительных средств. Не стоит делать текст какого-либо произведения (особенно поэтического) лишь поводом для разнообразных лингвистических разборов. Комплексный анализ хорош в гомеопатических дозах: тогда он позволяет аккуратно и без излишнего насилия над самим “веществом” литературного произведения приблизиться к главному — пониманию текста и стоящего за ним автора. И лишь заодно и “поработать” на экзамен.

Власть красоты

Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко, стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьёшь, раскрыл ружьё, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть — стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружьё, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошёл так, что лебеди вовсе и не знали о страшной опасности.

Приходилось слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя уток, гусей, часто их убивает. Правда ли? Впрочем, если и правда, это не мешает в нашем поэтическом представлении о девушке, обращённой в лебедя: это власть красоты.

М.М. Пришвин

Учитель. Дома вам было предложено познакомиться с миниатюрой М.М. Пришвина, а также озаглавить текст и обосновать свой выбор заглавия. Прежде чем мы приступим к разговору, давайте ещё раз прочитаем миниатюру. (Чтение и обсуждение заглавия.)

Итак, дав заглавие тексту, мы определим и его тему: власть красоты над человеком.

1. Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к композиции. Сколько в тексте частей? Что представляет собой первая часть? (Повествование.) Вторая? (Рассуждение.)

— Чем мотивирована именно такая композиция?

(Возникает композиционный параллелизм: в первой и второй частях гармония вначале нарушается, а затем восстанавливается.)

2. Какие приёмы художественной изобразительности использует автор в первой, повествовательной части текста?

(Обилие глаголов, ряд однородных сказуемых, повтор одинаковых синтаксических конструкций (сказуемое + прямое дополнение). Всё это придаёт описываемым событиям особую динамичность, задаёт ритм.)

— Какова цель этих приёмов?

(Подготовка самого напряжённого момента в развитии действия — кульминации.)

· (Звукопись: шорох приближающихся шагов (подкрался, бли/с/ко, стал цели/ц/а, больше убьёшь), звуки ружейного затвора (раскрыл ружьё, картечь, дробь, стрельнуть), шорох удаляющихся шагов (тихонечко пятился, пятился, отошёл, вовсе, страшной опасности).

· Инверсия: не в лебедя, а в человека стреляешь.)

— Вы заметили, что в этом тексте есть несколько односоставных предложений? Какова их роль?

“…мелкой дробью по головам больше убьёшь” (определённо-личное).

“И только бы стрельнуть (безличное) — стало казаться (безличное), что не в лебедя, а в человека стреляешь” (определённо-личное).

(Определённо-личные предложения приобретают обобщённо-личное значение: действия, названные в них, могут быть отнесены к каждому, кто окажется в подобной ситуации. Автор тем самым заставляет читателя ощутить более остро ситуацию, нарисованную в миниатюре. Безличные же предложения возникают в самый кульминационный момент преображения человека. Перед нами маленькое чудо, которое “снисходит” на героя.)

— Какова роль тире?

(Делит текст на две части, графически обозначая кульминационный момент.)

— Понаблюдаем за главной в этом тексте частью речи — глаголом. Что вы можете сказать о формах времени?

(Сначала описание идёт в прошедшем времени. Но на фоне прошедшего времени дважды появляется настоящее время. И тогда всё действие как бы смещается во времени, приближаясь к моменту речи. Эти события проходят перед глазами читателя и потому становятся особенно живыми, зримыми.)

— Посмотрим, как “работают” наклонения глагола.

(В тексте на фоне глаголов изъявительного наклонения выделяется глагол в форме сослагательного наклонения — стрельнуть бы. Действие, названное глаголом, не совершается. Употребление глагола совпадает с кульминационным моментом в развитии действия — моментом прозрения героя.)

— Каково значение категории вида? Каким образом значение категории вида соотносится с содержанием текста? С замыслом автора?

Совершенный вид выражает законченное, разовое, однократное действие  подкрался, подумав, убьёшь, раскрыл, вынул, вложил, стрельнуть.

Глаголы совершенного вида сосредоточены в первой части текста, в которой описывается приготовление к выстрелу.

Несовершенный вид — повторяемое, длительное действие (казаться, стреляешь, любовался, пятился, знали). Эти глаголы уже связаны с описанием действий человека, одухотворённого красотой, возрождённого к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображён автором как длительный, непрекращающийся.

3. Обратимся ко второй части текста — рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?

(Красота несёт добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.

Красота бывает разной — предупреждение читателю.

Вопрос автора заставляет задуматься.)

— Почему Пришвин всё же не развивает эту тему?

(Задача этого текста другая: показать жизнеутверждающую силу красоты. Красота спасает.)

— А кого спасает красота в этом произведении?

(Птицу, художника Бориса Ивановича, может быть, ещё кого-то, кто прочитал это произведение Пришвина и проникся его идеей, его настроением.)

— Важно ли, на ваш взгляд, что герой этой миниатюры — художник?

(Художник, задача которого приумножать красоту в мире, чуть было её не уничтожил. Этим подчёркивается драматизм ситуации.)

— Художник и красота… Эти понятия всё же приводятся автором в состояние гармонии на уровне содержания текста. А на уровне формы как-то автор их объединяет?

(Первое слово текста — “художник”; заключительное — “красота”. Автор словно заставляет своего героя пройти путь — сквозь художественное пространство текста — и приблизиться к познанию ценности красоты. Чувство прекрасного берёт верх. Возникает поэтический образ девушки-лебеди. На фоне текста, лишённого эпитетов, метафор, вообще “красивостей”, этот образ выступает особенно ярко. И ещё раз подчёркивает идею автора о власти красоты, которая может спасти самоё себя, человека, который способен её оценить.)

Рейтинг@Mail.ru