Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 10-й классИллюстрация художника Дмитрия Митрохина к повести «Очарованный странник». 1931 г.

Наталья ПЛАВИНСКАЯ


Наталья Юрьевна ПЛАВИНСКАЯ — редактор издательского отдела Департамента профессионального образования Москвы.

Анализ произведения и развитие письменной речи учащихся

На примере изучения повести «Очарованный странник»

Изучение, точнее, знакомство с творчеством Н.С. Лескова было включено в курс 10-го класса сравнительно недавно. В стандарте учителю и ученикам предлагается текстуальное изучение одного из произведений по их выбору. Как правило, для анализа в классе чаще всего предпочитают взять либо «Леди Макбет Мценского уезда», либо «Очарованного странника». Именно эти произведения наиболее полно проанализированы в действующих учебниках по литературе. Но возможно изучение и других произведений Лескова: повести «Тупейный художник», например. Она невелика по объёму, легко написана, её анализ позволяет увидеть и почувствовать своеобразие повествовательной манеры и особенности философского миропонимания писателя.

Разумеется, выбирая произведение для анализа, учитель должен исходить из оценки возможностей учеников и того количества часов, которое он планирует отвести для изучения творчества Н.С. Лескова. Так, «Очарованный странник», если ему не уделить достаточно большое количество времени, будет не понят, выхолощен и отторгнут читателями-учениками в слабом классе, Какое бы произведение ни было выбрано для изучения, его анализ должен сопровождаться письменными работами. В статье речь пойдёт о том, какие варианты письменных заданий можно предложить при изучении творчества Н.С. Лескова на примере «Очарованного странника».

Повесть «Очарованный странник» — одно из самых сложных для восприятия школьниками произведений. Анализ её невозможен без рассмотрения важной философской и социально-политической проблемы того времени: отношение к исторической судьбе и перспективам развития русского народа. Этот вопрос занимал русских философов, общественных деятелей, писателей на протяжении всего XIX века. Лесков имел свою точку зрения, не совпадавшую с распространённым в то время мнением разночинцев и социал-радикалов, и эта позиция писателя должна быть не только прокомментирована, но и рассмотрена в сравнении (с взглядами Некрасова, например).

Лесков писал: “Я перенёс много упрёков за недостаток какого-то неизвестного мне уважения к народу, другими словами, за неспособность лгать о народе. Я равнодушен к этим упрекам <…> потому, что имею уверенность, что нисколько не обижаю русского народа, не скрывая его мерзостей и гадостей, от которых он не свободен, как и всякий другой народ. Возводить его в перл создания нечего, да и не для чего…” Об этой позиции писателя следует помнить, анализируя «Очарованный странник».

Сложность изучения связана и с определением жанра произведения. В первом издании автор назвал его: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ». Затем на протяжении многих лет его жанр определяли как повесть. В учебниках и методических пособиях последнего времени он определяется то как повесть, то как повесть-хроника, то как хроника. Значит, вопрос о жанровом своеобразии также должен быть затронут на первом, вводном уроке.

Все эти вопросы могут быть обзорно освещены в лекции учителя, которую учащиеся конспектируют в тетрадь по литературе, а впоследствии к некоторым из них можно вернуться в процессе анализа.

Темы «Жанровое своеобразие произведения Н.С. Лескова “Очарованный странник”» и «Проблема исторической интерпретации жанра произведения Н.С. Лескова “Очарованный странник”» можно предложить в качестве индивидуальной работы как темы исследования сразу же после общего знакомства с творчеством Лескова.

Беседу я начинаю с обсуждения названия повести. Лесков говорил: “Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести”.

Название «Очарованный странник» многозначно. Материнской волею обещан, предназначен Иван Северьянович Флягин Богу, но над ним как будто нависают неведомые чары, недаром он говорит, что многое в своей жизни “не своею волею делал”.

Случай, судьба, роковое начало играют жизнью героя, а тот не всегда противостоит тёмной силе своих обид и желаний. В повести выведен человек со сложным характером, не всегда умеющий отделить добро от зла, не имеющий крепкой нравственной опоры, и недобрые чары управляют судьбой героя. Осознание этого является важнейшим началом в общем понимании произведения. Чувство прекрасного, очарованность миром, желание овладеть красотой — ещё одна важная составляющая в образе Ивана Флягина. Это проявляется в его восхищении конями, заворожённости песней, преклонении перед красотой цыганки. Если на уроках подробно, с опорой на текст рассматриваются особенности эстетического восприятия мира Флягиным и оценка его чуткости к прекрасному другими героями, то можно предложить тему «Мотив красоты в “Очарованном страннике” Н.С. Лескова» для итогового сочинения.

Не менее значимо и второе слово названия — “странник”. О странствиях героя по России и стран­ствиях по жизни, которые начались, но неизвестно когда, как и чем закончатся, повествует Лесков.

Первоначально автор хотел назвать своё произведение «Чернозёмный Телемак». Телемак — сын Одиссея. Античное предание гласит о том, что он отправился на поиски отца в сопровождении своего воспитателя Ментора. Этот сюжет послужил основой романа Фенелона «Приключения Телемака», написанного им в 1699 году для своего воспитанника — малолетнего герцога Бургундского, ставшего престолонаследником. Своеобразный воспитательный роман был призван научить молодого герцога управлять страной на благо своих подданных. Его сюжет состоял в том, что, пройдя через множество испытаний вплоть до рабства и познав страдания, Телемак Фенелона к концу романа становится умным политиком, сострадательным и гуманным человеком, питающим отвращение к войне. Но очарованный странник Лескова не становится лучше или хуже, чем он был в юности и молодости. Писателю было свойственно стремление к поучительности, но его произведения лишены прямолинейной дидактики. Он всегда оставлял читателю возможность самому задуматься над поставленными проблемами.

Обсуждая эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что «Очарованный странник» — многомерное, многоаспектное произведение.

На уроке, посвящённом обсуждению заглавия, я иногда предлагаю карточки-задания.

1. Познакомьтесь со значением слова “странник”, данным в толковом словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.

Странник, -ница, странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий... приюта; или обрёкшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.

2. Вспомните, в каких произведениях русской классики вы встречались с образами странников или странниц. В чём принципиальная разница (или что общего) между героем Лескова и теми персонажами, которых вы вспомнили? Запишите свои суждения.

3. Познакомьтесь со значением слова “очаровывать”, данным в словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.

Очаровывать, очаровать, — (кого, что) обворожить, околдовать, обавать, окудесить, отвести глаза, навести ману, мороку, заговорить, обойти словом, оволхвовать, ознахарить, чарами овладеть кем. Прельщать или пленять, влюблять в себя.

4.  Обдумайте значение слова “чары”, данное в словаре В.И. Даля. Ответьте письменно на вопрос: чьи и какого рода чары оказывают влияние на судьбу Ивана Флягина?

Чары — ж., мн., волшебство, волхованье, колдовство, знахарство; обаяние, мара, морока; чернокнижие, кудесничество; наговоры или заговоры. Отсюда чёрный, черта?, чорт?

5. Письменно объясните своё понимание названия произведения Лескова «Очарованный странник».

Все задания выполняются письменно. Первые четыре можно предложить до обсуждения вопроса заглавия. Обычно я разбиваю класс по рядам или группам, но ответ у каждого ученика свой. Эту работу можно провести и в качестве домашнего задания, и выделив время в начале урока. Пятое, обобщающее задание лучше предложить в качестве домашней работы. Тему «Многозначность заглавия произведения Н.С. Лескова “Очарованный странник”» можно предложить в качестве итоговой.

На уроке мы обсуждаем и тему, поднятую Лесковым. “Я не изучал народ по разговорам с петербуржскими извозчиками, а я вырос в народе <…> так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги…” — говорил писатель.

Понимание этой темы Лесковым кардинально отличалось от того, как решали её современники. Конечно, любовью, симпатией и сочувствием пронизано произведение, но для Лескова немыслимо закрыть глаза и на преступления, которые творит его герой. Писатель считал, что сознание народа темно, а его интересы далеки от какой-либо борьбы. В «Очарованном страннике» поднята также тема случая в судьбе человека, которая является одной из ведущих в его творчестве. По его мысли, жизнь настолько непредсказуема, что неожиданный поворот событий на страницах произведения выглядит гораздо более убедительно, чем надуманная логика автора. Можно говорить также о теме России, которая пронизывает всё произведение. Сочинения, связанные с этими вопросами, лучше предложить в качестве итоговых.

Важную роль в «Очарованном страннике» играют сны и видения, носящие пророческий характер. В произведении очевидны религиозные мотивы, одновременно в нём присутствует и яркое фольклорное начало. Множество литературных ассоциаций: и былины о богатырях, и произведения древнерусской литературы, и изустные рассказы о чудесах, и жестокий городской романс о загубленной любви — помогают читателю приблизиться к пониманию автор­ского замысла. «Фольклорные мотивы и их роль», «Мотив сна и видения» можно предложить в качестве темы итогового сочинения. «Мотив странничества», мне кажется, интереснее раскрыть в сравнении с «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Сравнительный анализ «Очарованного странника» и произведений древнерусской литературы можно предложить в качестве темы исследования. Интересным и неожиданным может оказаться и сравнение с произведениями западноевропейской литературы.

На уроке, посвящённом образу главного героя, кроме обсуждения характера и судьбы Ивана Флягина, мы рассматриваем и другие вопросы: образ русского народа, время и пространство, изображённое в «Очарованном страннике».

Иван Северьянович, проходя очередные “чары”, меняет род занятий, а окружающие каждый раз меняют его имя, называя его не так, как называли в прошлом, поэтому создаётся впечатление, что у главного героя множество лиц и он олицетворяет собой весь русский народ. Характер Ивана Флягина неоднозначен: в нём есть наивность и ум, греховность и детская вера, удаль и смирение. Герой находится всё время в пути, он нигде не “прирастает”, встреча рассказчика с ним происходит в момент их недолгого совместного плавания. Повествование Флягина о своей жизни поражает тем, как просто герой говорит о чужих и своих страданиях. Обсуждая события, описанные в «Очарованном страннике», мы не можем обойти молчанием трагические судьбы убитого монаха, детей Флягина и его четырёх жён, но трагична и история его плена, его любовь к Груше, забыть которую он не может никак. Герой Лескова — неоднозначный человек, сложный и цельный одновременно.

Перед читателем предстаёт и мир крепостнической России, и жизнь после отмены крепостного права. Русские дворяне и заезжие иностранцы, цыгане и татары, мирное время и война, жизнь в плену и абсолютная анархия, монастырский уклад — все эти многочисленные реалии позволяют воссоздать многогранный образ страны. Судьба бывшего крепостного человека, который и преступление совершил, и за обиду отомстил, и в плену побывал, и пил “усердно”, и солдатскую лямку тянул, и любил беззаветно, иноком стал, но мечтает “за народ… помереть” — такой запутанной представляется Лескову жизнь не только героя повести, но и судьба всего народа русского. Размышляя над этими вопросами, учащиеся письменно отвечают на вопросы.

1. Каким образом меняется судьба Ивана Флягина? Проследите её жизненные этапы.

2. Отметьте, как и когда у героя меняется имя.

3. Каков его род занятий?

4. Какие новые качества характера открываются в герое при каждом новом повороте его судьбы?

5. Каким виделся Лескову русский национальный характер?

Первые три вопроса могут быть предложены в качестве проверки фактического знания произведения. Подготовленные же дома перед обсуждением образа героя, они позволят сразу выйти на обобщение образа во время обсуждения. Четвёртый вопрос я иногда предлагаю в качестве подведения итогов. Темы сочинений: «Русский национальный характер в изображении Н.С. Лескова (на примере “Очарованного странника”)», «Образ родины в “Очарованном страннике”» — можно предложить в качестве итоговых.

Хотя мы и рассматриваем пространственно-временную организацию этого произведения на уроках, я не предлагаю отдельной темы, связанной с этим аспектом, так как её рассмотрение органически входит во многие другие темы. Подробное изучение хронотопа в «Очарованном страннике» можно предложить в качестве материала для исследовательской работы.

Обсуждая композицию «Очарованного странника», мы обращаем внимание, что в первой главе автор представляет героя, а затем сам монах-черноризец повествует о своей жизни в миру.

Последняя, двадцатая глава заканчивается размышлениями автора, то есть использован приём “рассказ в рассказе”. В повествовании же инока (бывшего в миру Флягиным) невозможно проследить единую композицию. История жизни героя разбивается на самостоятельные, но связанные между собой эпизоды, каждый из которых имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Создаётся впечатление, что перед путешествующими слушателями разворачивается цепь самостоятельных историй, связанных одним общим героем и расположенных в хронологическом порядке. Это своеобразие композиции было отмечено ещё современниками Лескова. Некоторые литературные критики увидели в таком своеобразном построении недостаток: “В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра…” Обсуждая своеобразие композиции, мы ещё раз затрагиваем проблему жанра. Как композиционно строится повесть? Что такое хроника? Каково её композиционное построение?

Современные литературоведы отмечают, что истории, рассказанные путешествующим монахом, связаны между собой внутренней логикой в своеобразные триады: “грех” — “погибель” — “искупление”. Кроме того, рассказ Флягина объединяется в единое целое при помощи множества сквозных тем и мотивов. В связи с обсуждением композиции я иногда предлагаю выполнить письменно следующие задания.

1. Подумайте, какие отдельные эпизоды можно выделить в повествовании Флягина. Озаглавьте их.

2. Заполните таблицу: «Очарованный странник» (композиция)

А. Автор знакомит со своим героем.

Б. Рассказ инока (в миру Ивана Северьяновича Флягина)

Грех Погибель Искупление
     

В. Автор прощается со своим героем.

3. Выберите один из эпизодов жизни Флягина. Найдите завязку, развитие действия, кульминацию и развязку этого эпизода.

Практика показывает, что для многих учащихся выделение композиционных элементов художественного произведения является делом непростым, поэтому мне кажется важным, чтобы в тетрадях по литературе были отмечены пункты, организующие изучаемое произведение. Задания можно предложить выполнить в классе коллективно (или индивидуально — на доске, чтобы потом обсудить, исправить и занести в тетради).

Стилистическая работа с текстом требует некоторой подготовки: учащиеся должны вспомнить, что такое сказ, какие произведения, созданные в сказовой манере, им известны, какие эпизоды изученных в школе произведений можно отнести к написанным в сказовой манере.

Нам помочь им осознать, что Лесков заявил о себе не только как психолог, но и как замечательный стилист, знаток народной речи. Вот почему мне кажется важным подробный стилистический разбор двух-трёх отрывков. Для работы в классе можно предложить начало второй главы, когда “бывший конэсер Иван Северьянович, господин Флягин” начинает рассказ о своей жизни.

Здесь интересно обратить внимание и на то, как поименован герой, и на заимствование с французского “конэсер”, и, конечно, на речь самого Флягина. Степенный рассказ, в котором чувствуется некоторая гордость за своего бывшего господина и за “родителя”, который “шестериком правил”.

В речи много непонятных современному школьнику слов, поэтому группе учащихся можно предложить работу со словарём. Во втором отрывке (описание кобылицы, выставленной на торг) герой раскрывается как эстетически чуткий человек. Даже вспоминая красавицу лошадь, он преображается. Его речь становится взволнованной, образной, в ней встречается много интересных эпитетов. Передана и прямая речь: неполные предложения, риторические вопросы и восклицания. Третий отрывок связан с рассказом о том, как, будучи в монастыре, герой начал “пророчествовать”. В речи появляются слова “учительный старец”, “житие”, “послушник”, но всё время чувствуется, что повествование ведёт один и тот же человек. Такая работа с текстом позволяет иначе взглянуть на произведение и оценить стилистическое мастерство писателя.

Учащимся бывает сложно осознать, что сказ — это не жанр, а особая форма повествования, поэтому мы вспоминаем лесковскую повесть о левше, повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сказы Бажова, которые являются авторскими сказками. Каждый раз, вспоминая тот или иной сказ, мы уточняем жанр произведения.

Сказ — особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики.

Речь очарованного странника раскрывает не только его социальное происхождение, но и психологические процессы, которые происходят в его душе. В моменты, когда Флягину трудно выразить своё состояние, он употребляет необычные слова и словосочетания: “самоничтожный дух”, “сердцеразжижение”. Если на уроках подробно рассматривался стиль Лескова, то в качестве итогового сочинения можно предложить темы «Сказовая форма “Очарованного странника”» и «Своеобразие речи Ивана Северьяновича Флягина».

Важными являются также авторские размышления, изображение жестов и поступков героев — эти традиционные средства психологического анализа. Мне кажется значимым то, как автор заканчивает своё произведение: “Повествования своего минувшего он исповедовал со всею откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Обсуждая эту заключительную фразу со своими учениками, мы можем обобщить весь материал.

И ещё одно, последнее замечание. Наши ученики привыкли к тому, что им предлагается изучать серьёзные тексты, поэтому мне кажется очень важным, чтобы, читая страницы, посвящённые жизни в монастыре, они улыбнулись, оценив тонкость и доброту замечательного юмора Лескова.

Рейтинг@Mail.ru