Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2007

Читальный зал

Детское чтениеКласс коррекции

Мнение педагога-литературоведа

Главным героем этого номера — Пушкиным высказаны принципы, которые стали для нашей литературы, изящной словесности символом веры на все времена. Напоминать их на страницах «Литературы» немного неловко, но уж извините: поистине повторение — мать учения. Что ещё может литература, кроме как “пробуждать чувства добрые”, как “милость к падшим” призывать?! Разве что помочь “полюблять жизнь”, заметил однажды Лев Толстой…

Да, Екатерина Мурашова написала важную по теме книгу. Но, вообще-то говоря, неважных тем не бывает. Проблема «Класса коррекции» не в теме, а в жанровой форме. Эта тема и влекущаяся за ней проблематика находятся вне беллетристики, вне художественного вымысла. Об этом надо писать не романы и повести, а служебные записки, открытые письма и т.д. и т.п., то, что и делают вменяемые члены гражданского общества, откликаясь на боли и горести реальной жизни.

В литературе, правда, традиция такого оформления жизненного материала, которой, может быть, невольно последовала Елена Мурашова, тоже существует. В обиходе она получила хотя и жёсткое, но точное определение: чернуха.

Хотелось бы, чтобы по существу проблем, связанных с книгой Е.Мурашовой, высказались профессионалы, непосредственно занимающиеся соответствующей “коррекцией” тех детей, которые в аннотации отважно названы “отбросами общества”. Общества, в котором мы живём.

Сергей ДМИТРЕНКО
Рейтинг@Mail.ru