Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2007

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЧУКОККАЛА: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисловие И.Андроникова; Комментарии К.Чуковского; Составление, подготовка текста, примечания Е.Чуковской. М.: Русский путь, 2006. 584 с. ЧУКОККАЛА:
Рукописный альманах
Корнея Чуковского

/ Предисловие
И.Андроникова;
Комментарии
К.Чуковского;
Составление,
подготовка текста,
примечания Е.Чуковской.
М.: Русский путь,
2006. 584 с.

Из трёх известных мне изданий «Чукоккалы», увы, неудовлетворительны все три.

Первое, выпущенное «Искусством» в 1979 году, страдало от цензурных умолчаний. Хотя они здесь по-своему обыграны. Скажем, если нельзя было воспроизвести страницу целиком, выбирался подходящий фрагмент, что создавало особый контрапункт книги. Причём само собой возникало понимание — рисунок и текст в декоративной этой среде равноценны, написанная полууставом импровизация А.М. Ремизова о войне графически сопоставима с иллюстрациями Ю.Анненкова к поэме «Двенадцать».

К.И. Чуковский, желая замаскировать купюры, выстроил эту «Чукоккалу» особым образом: “…Готовя её к печати, я перелистал её вновь и увидел, что у неё есть большой недостаток, который необходимо исправить: рисунки и тексты вследствие моей безалаберности расположены не подряд, не в хронологическом порядке, а вразброд, вперемешку, вразбивку. <…> Это… произошло оттого, что я не был достаточно строг и разрешал моим друзьям писать и рисовать, где им вздумается, в конце или в начале альманаха”. И явная издёвка слышится в словах: “Чтобы устранить эту путаницу, я счёл необходимым перетасовать все страницы в хронологической последовательности: 1914, 1915, 1916 год и т.д. и т.д.”.

Иначе говоря, весёлая безалаберность и свобода заменены чередой годов, из которых каждый, по мысли Чуковского, был чреват апокалипсисом, а зачисление великой пролетарской революции в категорию “и т.д.” надо расценивать как одну из самых смешных шуток ушедшей эпохи.

Так или иначе, в первом издании уже намечены возможные подходы для изданий будущих. Хотя в следующем (1999) альманах представлен как система текстов, а развороты оригинала — в виде факсимиле, уменьшенных до своеобразных эмблем. Можно получить представление о том, как выглядят страницы альманаха, и познакомиться с их содержанием.

В нынешнем — третьем — издании воспроизведены все комментарии, написанные К.И. Чуковским для издательства «Искусство», и представлены самые интересные страницы альманаха в том формате, который соответствует оригиналу (формат первого издания такой же). Но страницы лишь избранные.

Конечно, всякое издание «Чукоккалы» есть событие. Это неоспоримо. Так же, как то, что есть события из ряда вон выходящие и есть рядовые.

Главная проблема осталась. «Чукоккала» — не просто альбом. Это артефакт, особого рода художественный объект, где автографы Блока соседствуют с рисунками Репина, шуточные стихи Шварца — с работами Ю.Анненкова. И пока удачного опыта воспроизведения таких сложных уже по композиции конгломератов нет. И потому лежат неизданными альбомы А.Е. Кручёных, многое утратили при публикации дневники Е.Л. Шварца.

Судьба «Чукоккалы» куда счастливее, но всё же придётся ждать очередного переиздания, дополненного и расширенного.

Евг. ПЕРЕМЫШЛЕВ