Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2007

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ОТ БЫЛИН ДО КРЫЛОВА: Книга для чтения. М.: Баласс, 2007. 240 с. (Серия «За страницами школьного учебника»). Г.Г. Граник, Л.А. Концевая.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ОТ БЫЛИН ДО КРЫЛОВА:
Книга для чтения.

М.: Баласс, 2007. 240 с.
(Серия «За страницами
школьного учебника»).

В новой книге Г.Г. Граник и Л.А. Концевой нет того академизма и назидательного, приказного тона, с которым мы, к сожалению, часто встречаемся в учебниках. Читая эту книгу, ученик (а книга адресована учащимся 7–11-х классов) включается в литературоведческую деятельность естественно, без принуждения.

Важное место в книге занимают увлекательные, без пресловутого хрестоматийного глянца “рассказы о жизни” поэтов и писателей XIX века. Они  совсем не похожи на традиционные “школьные” биографии, которые так не любят школьники и из которых ничего не запоминают. Их даже трудно назвать привычным словом “биография”, точнее было бы определить этот жанр как биографические рассказы или “рассказы о жизни”, особо выделяя в последнем словосочетании слово “жизнь”. Да, жизнь. Жизнь Державина, Батюшкова, Жуковского, Вяземского, Баратынского, других предшественников Пушкина, его друзей и современников представлена и как жизнь обычных людей.

Помимо биографий, книга включает тексты для чтения и анализа. Обращает на себя внимание как их подбор, так и деликатный, соответствующий возрасту читателя анализ. Авторы ведут с читателем-учеником уважительный диалог. Предлагая выполнить какое-нибудь задание, говорят: “Подумайте, почему…”, “Постарайтесь ответить на вопрос…”.

Постоянное обращение к ученику не только приглашает его к размышлению, но и помогает включить воображение, без участия которого для читателя многое может остаться непонятным.

Книга учит понимать художественный текст, поэтому она содержит специальные задания и ключи-ответы к ним, помогающие формировать читателя. Среди заданий много новых и оригинальных (“Расшифруйте предложение”, “Принимаем сигналы текста”, “Бюро прогнозов”); работа с заголовком и эпиграфом (“Что предсказывает заголовок?”, “Обратитесь к эпиграфу. Возможно, он углубит ваш рассказ по заголовку” и др.). Даже, казалось бы, обыкновенное задание — дать краткий пересказ биографии — учит не только пересказу. В разделе «Ответы» предложен возможный вариант пересказа, который учит школьников выделять главное, правильно формулировать свои ответы, что многим, увы, даётся нелегко. А с помощью ответов школьники имеют возможность проверить и исправить свой пересказ. Трудно переоценить наличие в книге разных по форме ответов: и тех, которые вынесены отдельно, и данных по ходу диалога с учеником.

Множество разнообразных заданий (“Прочтите отрывок и найдите в нём лишние слова”, “Придумайте синонимические замены к предложению”) реально направлено на развитие речи учащихся. Таким образом, перед нами не только незаурядная книга по литературе, но и прекрасное пособие по практической стилистике.

Галина ГУДАЛОВА