Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Литература»Содержание №10/2007

Я иду на урок

Групповое сочинение по литературе

МетодикаВ оформлении использована репродукция картины «Отличница»(1950) М.Божия.

Наталья БАБАНОВА


Наталья Юрьевна БАБАНОВА — учитель рус­ского языка и литературы МОУ СОШ № 62 г. Омска.

Групповое сочинение по литературе

Одна из острейших проблем, с которой я сталкиваюсь на уроках литературы, — как научить детей писать сочинения. Более половины учащихся на вопрос “любите ли вы писать сочинение?” отвечают “нет”, так как не научились этому, слабо владеют литературным языком, не могут открыто высказать своё мнение по тем или иным проблемам.

Научить писать сочинение мне помогают групповые творческие работы. Здесь заключены большие воспитательные возможности: школьники учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, сопоставляют, сравнивают, прислушиваются к мнению других, вырабатывают навыки контроля и самоконтроля, развивают критическое мышление. Хочу поделиться опытом применения групповой формы работы на примере создания творческой лаборатории, когда ребята пытаются “окунуться” в процесс творчества, испытывая разные способы самовыражения.

1. Подготовка к сочинению по теме «Мысль “семейная” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”»

Роман очень большой по объёму, поэтому дети стараются его читать в сокращении. Работа в группе — одна из форм, которая позволяет и с текстом познакомить, и к сочинению подготовить. Распределяя ребят на группы, следует помнить такое правило: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания, снимаются тревожность и страх” (Ю.Н. Кулюткин).

Группы получают задание подобрать цитаты, подтверждающие тезисы, раскрывающие “мысль семейную” в романе.

1-я группа — Берг и Вера (такая семья не может стать основой общества, потому что “фундамент”, положенный в её основу, — материальные приобретения, которые опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений);

2-я группа — Курагины (отсутствие связей, душевной близости делает семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни);

3-я группа — Болконские (стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм);

4-я группа — Ростовы (дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества: искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и всё человечество);

5-я группа — Николай Ростов и Марья Болконская (Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность);

6-я группа — Наташа Ростова и Пьер Безухов (каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю жизнь, — смысл своей жизни: Наташа — в материнстве, Пьер — в осознании себя опорой для более слабого человека).

Данная работа помогает ребёнку раскрепоститься, позволяет обсудить решение проблемы с товарищами; здесь для говорящего обеспечен слушатель, идёт взаимоконтроль, взаимопомощь.

Подобранные группами цитаты обязательно представляются на общее обсуждение. Для этого они обязательно выписываются (перепечатываются) на листы, которые затем вывешиваются в классе. Уже на их основе каждый может написать своё сочинение.

2. Мини-сочинение по теме «Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова последних лет»

Класс делится на группы из пяти человек, так как с увеличением численного состава снижается работоспособность, соответственно и результативность.

Задание одинаково для всех групп — расположить стихотворения «Молитва», «Утёс», «На севере диком…», «Сон» в соответствии с нарастанием мотива надежды и обосновать свой ответ.

Полученные сочинения каждая группа зачитывает вслух. Они обязательно обсуждаются. Возможна и такая работа: группы обмениваются созданными текстами и пишут рецензии на полученное сочинение. Затем и сочинения, и рецензии на них вывешиваются в классе. (Вариант: рецензия поступает авторам сочинения. Их задача — учесть замечания и отредактировать работу.)

3. Сочинение по теме «Тема Родины в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского»

Заранее на дом даётся задание — подобрать стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского о Родине.

На уроке сообщается тема. Так как написать одному за два часа такое сочинение невозможно, то для работы класс разбивается на пять групп.

Задания дифференцированы, каждая группа получает свою часть сочинения.

1-я группа — введение (раскрыть: тема Родины — одна из ключевых тем русской литературы, обострение интереса к этой теме в критические для страны времена, различные под-ходы);

2-я группа — творчество Блока (раскрыть: истоки чувства Родины, сказочно-колдовская Россия ранней лирики, изображение ужасов “страшного мира”, тревога за судьбу Родины);

3-я группа — творчество Есенина (раскрыть: истоки чувства Родины, одухотворение природы, своеобразие пейзажа, революция с “крестьянским уклоном”, переживание драмы Родины как личной);

4-я группа — творчество Маяковского (раскрыть: пафос отрицания, в том числе “корней”, соединение тем Родины и революции, гордость за свою страну);

5-я группа — заключение (раскрыть: различное выражение чувства родины в лирике Блока, Есенина, Маяковского, влияние времени и революции).

В течение двух уроков участники каждой группы осмысливают тему, объём содержания, границы высказывания, структурируют, корректируют написанное. Выработанные решения обсуждаются всем классом.

Плодотворность такой работы на уроке несомненна, потому что при написании группового сочинения все оказывают друг другу поддержку, помощь в продвижении к цели. При этом каждый оказывается в положении ответственной зависимости.

В ситуации группового обучения написанию сочинения каждый ученик начинает ценить не только свои собственные успехи, но и достижения одноклассников. Кроме того, создаются условия для поискового и проблемного обучения.

От редакции.

Принципы работы, предложенные Н.Ю. Бабановой, близки к принципам организации творческих мастерских по литературе, о которых мы несколько раз писали в этом году (см., например, № 3). Эта технология открывает большие возможности в литературном образовании и не случайно находит всё новых и новых приверженцев. По многочисленным просьбам наших читателей ближайшую брошюру, которую подписчики нашей газеты получат в июне, мы полностью посвящаем технологии мастерских по литературе. Автор брошюры — известный питерский словесник Т.Я. Ерёмина, автор книг по созданию мастерских. Кроме того, отдельные материалы на эту тему мы будем публиковать и на страницах самой газеты.