Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2007

Я иду на урок

Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности

Методика

Светлана Маканина


Светлана Ивановна Маканина — учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 318 с углублённым изучением итальянского языка, Санкт-Петербург.

Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Пять лет назад на одном из районных семинаров по применению ИКТ в преподавании русского языка и литературы, проходившем в Петербурге, говорилось о первых, робких, хотя и весьма интересных, приёмах работы с компьютером на уроках русской словесности. И пять лет назад, помнится, за круглым столом не было единодушия по поводу широкого использования средств телекоммуникаций в сфере филологического образования. Сегодня же большинство моих коллег считают, что компьютер на уроках словесности не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
  • для оптимального закрепления изученного материала,
  • для улучшения контроля знаний учащихся,
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

На мой взгляд, все варианты использования ИКТ в образовательном процессе можно разделить на три большие группы: использование одного компьютера (или мультимедийного комплекса) на уроке словесности; уроки русского языка и литературы в кабинете информатики; дистанционное использование компьютера. Рассмотрим каждую из этих групп.

Использование ММК в кабинете словесности

Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИТ в школе является продукт программы PowerPoint — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

  • Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
  • Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.
  • Технология опорных схем (алгоритмов) по русскому языку и эйдос-конспектов1 по литературе представляет собой ещё один вариант применения ИКТ на уроках. Сам по себе эйдос-конспект (по сквозной литературной теме, или отдельному произведению, или литературному образу) можно представлять как опорную схему, но более совершенную, поскольку он обязательно должен задействовать оба полушария мозга, включить и логическое, и образное мышление, обеспечивая тем самым более качественный образовательный результат. Можно выделить три вида эйдос-конспектов: цветовые (в основе — символика цвета), графические (опорные схемы-графики), художественные (в основе — рисунок, фотография или коллаж). При этом предполагается, что один и тот же эйдос-конспект или опорная схема (ёмкие, анимированные) используются (а может быть, создаются) на ряде уроков с различными целями: например, сначала объяснение нового материала, потом его закрепление, затем проверка знаний, наконец, систематизация и обобщение материала.

Уроки словесности в кабинете информатики

1. Чаще всего так получается проводить уроки русского языка, причём в средних классах. На них я использую хорошо известные приёмы, применявшиеся и ранее, но без компьютера.

  • «Шпаргалка» — составление в Microsoft Word опорных конспектов и схем (с целью развития навыков анализа и обобщения).
  • «Редактор» — правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости).
  • «Защита» — групповой опорный конспект темы или алгоритм орфографического правила и его защита.
  • «Грамотеи» — классная и “параллельная” олимпиады по русскому языку (тесты повышенной трудности).

Все эти приёмы носят, кроме дидактического, и соревновательный характер, что является отличным средством повышения интереса к урокам русского языка. Кроме того, всё на ту же мотивацию работает и тот факт, что в этом возрасте учащимся ещё непривычно работать за компьютером на уроках (не информатики) и их увлекает просто новизна процесса. А ещё можно и о себе вспомнить: несёшь ты домой пачку (две! три!) тетрадей или одну дискетку…

2. Многое из того, что я сначала делала сама и только демонстрировала ребятам, теперь постепенно перекладываю на детские плечи с соответствующей дидактической нагрузкой.

  • Создание эйдос-конспектов, опорных схем и алгоритмов.
  • Составление планов презентаций.
  • Создание экспресс-тестов по содержанию литературных произведений.

3. Очень успешно проходят в компьютерном классе занятия по подготовке к ЕГЭ.

Одной из особенностей работы в КК является организация образовательного пространства: 12 компьютеров на 25 учеников. С одной стороны, это само собой решает проблему соблюдения временных норм работы за компьютером учащихся средних классов (не более 20 минут), а с другой — требует особого внимания при планировании деятельности учащихся на уроке. Отсюда разработка таких форм уроков, как работа в парах и работа в группах (полкласса работает индивидуально за компьютерами, а вторая половина — с учителем или самостоятельно за столом).

Дистанционное использование компьютера

1. Дистанционное обучение через компьютерные сети. К сожалению, пока этот вариант использования ИКТ в своей деятельности я не применяю.

2. Домашнее задание с использованием компьютера. В школе, в которой я работаю, в старших классах практически все имеют дома компьютер, в худшем случае имеют возможность работать на чужом компьютере необходимое время, что позволяет мне задавать “компьютерные домашние задания”.

3. Накопление экзаменационного материала к итоговой аттестации по литературе в 11-м классе. Уже с начала 9-го класса можно начинать собирать материал к экзаменационным вопросам по литературе. Ребята готовят ту или иную тему, сдают её мне на проверку в электронном виде, после чего из их вариантов и, если нужно, моих дополнений собирается ответ на экзаменационный вопрос, который учащиеся и получают как эталонный. Таким образом, к концу 11-го класса у каждого имеются папки (у кого виртуальные, у кого реальные) с ответами на экзаменационные вопросы, мини-антологии поэтов XIX–XXI веков и другой материал, необходимый для успешной сдачи устного экзамена по литературе.

4. Создание презентаций и различных типов эйдос-конспектов. Это процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

5. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Спонсор публикации статьи – онлайн-сервис для просмотра, хранения и обмена презентациями PPt4web.ru. Вы можете закачать на сайт собственную презентацию или, наоборот, бесплатно воспользоваться теми, что размещены до вас, для мультимедийного сопровождения урока. Применение презентаций на уроках литературы и других школьных дисциплин мотивирует учащихся к изучению предмета, делает уроки ярче и увлекательнее, помогает структурировать учебный материал и проверить уровень знаний.

Примечания

1 Эйдос (от греч. eidos — вид, красота) — термин древнегреческой философии и литературы, первоначально обозначал “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем — субстанциальную идею (Платон).

Эйдос-конспект — это изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов художественного произведения.