Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2007

Я иду на урок

“Гений чистой красоты”. Урок-мастерская по литературе

Я иду на урок: 6–7-й классыРепродукция с портрета Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (1864) работы немецкого живописца Франсуа Ксавье Винтерхальтера (Vinterhalter; 1805–1873).

Татьяна Ерёмина


Татьяна Яковлевна ЕРЁМИНА— учитель санкт-петербургской гимназии № 406; отличник просвещения РФ. В ближайшее время подписчики нашей газеты также получат брошюру Т.А. Ерёминой «Урок­мастерская по литературе: 7–9-й классы».

“Гений чистой красоты”

Урок-мастерская по литературе

Мастерская строится на произведениях искусства, заставляющих сначала неосознанно, а потом сознательно выбирать то, что человек считает красивым, и осмыслять свой выбор. Строка названия давно известна ученикам, но ещё не осмыслена. Понятие красоты до поры часто совпадает с представлением о том, что нравится.

Среди главных проблем воспитания читателя — трудности в развитии эстетического вкуса, эстетического чувства, эстетического сознания. Пробуем сравнить собственное представление о красоте с чужими представлениями, пробуем осмыслить разницу; сравниваем свои впечатления и представления с тем, что у художников, — и развиваем тем самым себя. Задача мастера — предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с его осмыслением, а также выйти на понятие прекрасного, связать — сначала на уровне подсознания — эстетические, этические и эмоциональные впечатления.

Сложный путь от представлений о внешней красоте — к внутренней, к пониманию: любимо — вот и красиво. От сказок Шарля Перро и С.Т. Аксакова: полюбишь урода — станет красавцем («Аленький цветочек» и «Рике-хохолок», или «Чубчик-Рике»). Русская пословица говорит: не по хорошу мил, а по милу хорош. Что значит “хорош”? Видимо, прежде всего это о красоте. Она появляется или человек начинает её так воспринимать, если кто-то становится “мил”, то есть любим.

От зрительных впечатлений — путь к осмыслению собственных и чужих представлений. Потому этапы письма в мастерской возникают после этапов проживания впечатлений сначала от портретов, потом от стихотворений.

При возможности лучше провести первую часть занятия в компьютерном классе или запастись хорошими репродукциями портретов.

И, конечно же, примеры красивого и прекрасного можно менять — по желанию учителя.

Беседа перед мастерской

1. Обращаем внимание на заглавие. Из лексикона современников Пушкина: гений — значит дух. Обсуждение: что значит дух?

2. Речевая и мыслительная разминка.

Тема красоты есть в русской речи и в известных нам сказках. Вспомним, какие пословицы, поговорки, фразеологизмы о красоте мы знаем (например, “Не красна изба углами, а красна пирогами”, “красно солнышко”, “красна девица”, Красная площадь, “весна красна”.) Отдельные слова — краснобай, красноречие.

Что называем красивым? (Красивое лицо, красивый пейзаж, красивый поступок. Учителю на заметку: про себя запомним слова прекрасный и красивость.)

Какие сказки мы знаем о красивых людях? (Сказки о Василисе Прекрасной, “Марья-краса — долгая коса”; Ш.Перро. «Рике-хохолок»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

Красивых ищут, спасают, их любви добиваются, из-за них сражаются… Но две сказки отличаются от других. Они о том, как человек становится красивым…

Какие вопросы возникают? (Вопросы задают ученики.)

— Кого и кто считает красивым?

— Из-за чего?

— Почему люди ценят красоту?..

Эпиграф можно записать после проведения занятия.

Сократ говорил, что красота телесная
бывает всегда изображением душевной.

                                          Н.М. Карамзин

Ход мастерской

I

А. Выберите одно красивое лицо (с портретов, представленных на экранах компьютеров, или в распечатках репродукций).

Остановитесь около этого портрета.

  • Ф.Рокотов. Портрет Струйской.
  • И.Макаров. Н.Н. Пушкина (Ланская).
  • Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.
  • Ф.Дюрк. Э.Ф. Тютчева.

Пояснение для учителя.

Можно выбрать и другие примеры. В компьютерном классе дети должны обойти все представленные репродукции. Лучше, если примеров немного, четыре-пять, но на экранах они могут повторяться.

Б. Объясните друг другу в парах или в своей группе (все, кто выбрал один и тот же портрет), почему вы считаете его красивым. Ответьте соседу: дополните его точку зрения, если согласны; опровергните, если не согласны.

В. Сядьте на место. Запишите свое объяснение после того, как выслушали товарищей.

II 

А. Напишите за пять минут короткое эссе «Моя мама красивая». Или (этюд) — «Красивый зрительный образ» (“Я видел, я помню, я представляю…”). Можно нарисовать.

Б. Покажите соседу, что у вас получилось. (В зависимости от темпа работы и от настроения в классе задание II можно пропустить.)

III

А. Прочитаем стихотворения (материал разда­ётся на парты). В группах по 4–6 человек обсудите, кто и как будет читать. На какие слова надо сделать логическое ударение? Читаем по два раза, то есть представители двух групп — одно и то же стихотворение.

  • А.С. Пушкин. «Красавица».
  • Образ Акулины из «Свидания» И.С. Тургенева.

…Она была очень недурна собою. Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причёсанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб, белый, как слоновая кость; остальная часть её лица едва загорела тем золотистым загаром, который принимает одна тонкая кожа... Я ясно видел её тонкие, высокие брови, её длинные ресницы: они были влажны, и на одной из её щек блистал на солнце высохший след слезы, остановившейся у самых губ, слегка побледневших. Вся её голов­ка была очень мила… Мне особенно нравилось выражение её лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью.

  • Н.Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц».
  • Дм.Кедрин. «Красота» («Эти гордые лбы винчианских мадонн…»).

Б. Выпишите слова, объясняющие или определяющие слово красота — или прямо связанные с представлением о красоте. (Задание можно дать до чтения.)

В. Прочитайте для всех. (Собираем “банк данных” — пишем в тетрадях.)

IV

А. Из всех источников, уже рассмотренных, выпишите что-нибудь противоречивое (слова, понятия, образы, утверждения…). Можно использовать и дополнительный материал — зрительный и словесный (о нём заранее должен позаботиться учитель). Например, можно использовать следующие поэтические фрагменты. (А.С. Пушкин)

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…

…Высока, стройна, бела…
…Всех милее, всех румяней и белее…
…А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
…Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан…

Н.А. Некрасов. Из поэмы «Мороз, Красный Нос»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
C красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
…Цветёт
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка…

Б.Л. Пастернак. «Красавица моя, вся стать…»

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвётся музыкою стать
И вся на рифмы просится…
Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь,
И тянет петь и — нравится…

Б. Обсудите в группах, в чём противоречия и в чём их смысл.

В. Выступите от группы с обоснованием най­денных противоречий. (Все ведут записи.)

Противоречия (несоответствия внутри одного и того же стихотворения):

Диво, краса (гармония) — нет подруг.

Ей нет соперниц — нет подруг

Два тумана — два обмана

Неказиста — сиянье

Соединенье двух загадок

Нежности — припадок

Полуулыбка — полуплач

Полувосторг — полуиспуг

Глаза — как два тумана

Прекрасные глаза — покрыты мглою неудач

Подобия пышных порталов — подобия жалких лачуг

Великое чудится в малом

Холодные, мёртвые лица — как солнце сияющих нот

Мёртвые лица — дыханье весеннего дня

Красота — предощущенье мук

Гордые лбы — у крестьянок

Ноги босые — вся красота

Ноги босые — гордые лбы винчианских мадонн

Смотрела (как живая) — из тьмы былого

Крестьянка — с походкой, со взглядом цариц

Белолица — черноброва

Румяней — белее

V

Работа со стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

А. Чтение стихотворения вслух.

Б. Осмысление стихотворения: запись собст­венных впечатлений, поиски противоречий.

В. Чтение своих записей в группах. (При наличии времени — вслух для класса.) Обмен мнениями с фиксацией новых сведений или размышлений, замечаний.

Вопросы к стихотворению (собрано в тетрадях)

1. По чьему мнению девочка — дурнушка?

2. Почему для неё всё живо, что для других мертво?

3. Почему девочку радует чужое счастье?

4. Каков духовный мир дурнушки?

5. Почему у неё не возникает зависти?

6. Почему мальчики забыли про девочку?

7. Почему автор называет её “существо”?

8. Почему автор думает, что девочка и останется дурнушкой, когда вырастет?

9. Почему “чистый этот пламень” должен свою боль переболеть один?

10. Почему красоту обожествляют?

11. Почему сердце “едва ли” можно сломать, как игрушку?

12. Почему девочка “ликует и смеётся”, если она некрасива?

13. Зачем автору было писать про некрасивую девчонку?

14. Почему девочка бегает за мальчиками, если у неё даже нет велосипеда?

15. Похож ли автор на девочку?

16. Какой она покажется другим людям, не автору?

17. Зачем говоря о красоте, рассматривать стихо­творение «Некрасивая девочка»?

18. Почему автор описал всё так до боли жёстко?

19. Разве так важно для девочки стать красивой, если она может быть просто хорошим человеком?

20. Что такое сосуд и что такое огонь в нём?

Из размышлений о стихотворении

  • …Судьба нехорошо обошлась с девочкой, не наделив её красотой. Большинство авторов пишет о небесной красоте. Интересно, почему Заболоцкий написал про “бедную дурнушку”. Мне понравилось это стихотворение правдивостью и раскрытием второй стороны красоты.
  • Эта девочка добрая, потому и рада за других…
  • Девочка — “огонь… в сосуде”, ведь такие люди, как она, красивы не лицом, а душой. Я сама такой “лягушонок”, но полна добротой и радостью, и всё мне ново…
  • Некрасивая девочка понимает ценности жизни лучше других. Она умеет смеяться и радоваться чужому счастью, за других. И совсем не обязательно она всю жизнь будет изгоем.
  • “Гений чистой красоты” у каждого свой, так как у каждого человека свой идеал красоты. Человек самостоятельно определяет свой эталон красоты. Одинаковых идеалов не бывает. Некоторые выбирают похожие на себя, а другие  — наоборот.
  • В стихотворении девочка предстаёт перед читателями божественным существом. Она ликует за других. Она никому не пожелает зла. Но тогда почему с ней никто не играет?..
  • Девочка — не лягушонок. Автор видит в ней “чистый пламень”. В ней — и “младенческая грация души”, искренность, бескорыстие. И может быть, она превратится в прекрасного лебедя.

VI

А. Самостоятельная формулировка и запись вопросов к теме, к услышанному, к прочитанному на мастерской.

Б. Оглашение составленных вопросов. (Запись на доске.)

Возникшие в процессе наблюдений вопросы

(Из большинства вопросов прямо следуют (“выглядывают”) ответы или, во всяком случае, утверждения; некоторые выделены курсивом.)

1. Каков для поэта смысл противоречий? Зачем они в стихотворениях о красавицах и о красоте?

2. Как противоречия помогают понять смыслы стихотворений?

3. В чём настоящая красота: “ноги босые” или “во всякой одежде красива”?

4. В чём вообще красота?

5. Почему вместе проявляются любовь и смерть?

6. Можно ли стихи о красоте писать без несоответствий?

7. Почему в стихотворении о красоте — “варится печень и мокнет сычуг”?

8. Почему у авторов образы красоты всё время разные?

9. В чём скрывается красота внутренняя?

10. Почему столько стихотворений о красоте и столько разных мнений?

11. Почему авторы обожествляют красоту?

12. Зачем внутри одного стихотворения — сразу несколько противоречий?

13. Почему красоту женщины сравнивают с красотой природы?

14. Почему в связи с темой красоты возникают противоречия?

15. Можно ли чувство красоты изображать без несоответствий?

16. Что скрывается в “соединенье двух загадок”?

17. Почему, хотя стихотворения у разных авторов о красоте разные, но в чем-то похожи?

18. О какой красоте шла речь: о внутренней или о внешней?

19. Какое отношение к разговору о стихах имеет название мастерской «Гений чистой красоты»?

20. Из-за чего нет подруг у пушкинской красавицы?

VII

Письменная работа по выбранной теме.

  • Один из записанных на мастерской вопросов (по выбору).
  • Ответ на вопрос Николая Заболоцкого в конце стихотворения «Некрасивая девочка».
  • “Гений чистой красоты” — это…
  • «Портрет Струйской» Рокотова и «Портрет» Заболоцкого.

Примеры работ

  • Почему красоту женщин сравнивают с красотой природы?

Возможно, потому, что природная красота есть и в женщине. Когда смотришь на что-то красивое, ты замираешь, у тебя сбивается дыхание. Чувство тепла и спокойствия (Петя Голубев).

  • Зачем в стихотворениях о красоте противопоставления?

Я думаю, противопоставления нужны для того, чтобы показать таинственность, разносторонность и обманчивость красоты. Может быть, и для сравнения персонажей, и для сопоставления красоты внешней и внутренней (Федя Шаповалов).

VIII

Рефлексия

  • “Красивое и прекрасное” — моё рассуждение о значении слов.
  • Вопросы и выводы, к которым я пришёл на мастерской.
  • Мои недоумения и пожелания.

Вопросы и размышления на рефлексии

  • Красив ли человек внутренне, если красив снаружи?
  • Всех ли интересует только внешность?
  • Почему поэты в основном пишут о красоте?
  • Остались вопросы: что есть красота? Почему для одних она одно, а для других — иное?
  • Почему многие люди считают, что в человеке главное — это красота?
  • Как объяснить то, что до этого мы не замечали противопоставлений в стихотворениях?
  • Я думаю, есть разница между красивой и прекрасной, потому что все девушки красивы, но есть и идеальные. Красивая — внешностью, прекрасная — та, у которой душа и сердце пре­красные (честные).
  • Из мастерской я понял, что между красивым и прекрасным есть разница!..
  • Стихотворения приводят все к одному выводу, что красота — внутри.
  • Мне теперь кажется, что можно писать на любую тему, делая из этого произведение искусства.
  • Гений чистой красоты  — это такой человек, который богат не только внешней, но и душевной красотой. Он может сотворить добро, не жалея себя. Но это не обязательно должен быть человек, а, например, ангел.
  • Я думаю, гений чистой красоты может быть некрасивый внешне, но красивый в душе.
  • В течение этих уроков я поняла, что красота бывает разной. Она бывает простой (“детское недоумение”, лица “крестьянских молодок”) и величественной (“гордые лбы”, “со взглядом цариц”). Бывает красота лица (“высокие брови”) и души (“грация души”).

Домашнее задание. Выучить наизусть любое стихотворение из звучавших на уроке.