Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №/


Литературная картаТвардовский Василий Тёркин

Воин-герой и литературный герой — плечом к плечу

Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?

Прежде всего вспомним Василия Тёркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил своё историческое предназначение в борьбе с “коричневой чумой ХХ века”. Кажется даже странным, что памятник Тёркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы. А свершилось это в Смоленске. Автор идеи — смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.

Когда смотришь на бронзовую композицию Сергеева, которая называется «Василий Тёркин и Александр Твардовский», в памяти всплывают строчки из поэмы: “С первых дней годины горькой, // В тяжкий час земли родной, // Не шутя, Василий Тёркин, // Подружились мы с тобой”. По замыслу автора поэт и боец встретились где-то на привале, присели на бревно поговорить. Оба в походной одежде: Тёркин в гимнастерке, Твардовский в шинели. Тёркин с гармонью. У Твардовского планшет — неотъемлемый атрибут фронтового корреспондента. Тёркин легко узнаваем: неунывающий балагур. Твардовский внимательно, сосредоточенно слушает речь бойца. Очень точно, по-моему, сказала об образе поэта Анна Никольская: “Скульптурный портрет Александра Трифоновича не похож ни на одну фотографию — в нём истинно сергеевская тревожность, нервность пластики и в то же время бесконечная жизненная достоверность. Кажется, он вобрал в себя всю боль за тех, не пришедших с войны…” (Никольская А. За далью — даль // Народное образование. 1995. № 4. С. 73).

Ещё раньше, в советское время, были установлены памятники героям «Молодой гвардии» А.А. Фадеева. Но если Василий Тёркин — собирательный образ русского солдата, типизирующий лучшие его черты, то у фадеевских героев есть реальные прототипы — краснодонские комсомольцы. И всё-таки памятники молодогвардейцам следует считать именно памятниками литературным персонажам. Об этом говорит, например, тот факт, что в Москве скульптурная группа «Молодая гвардия», состоящая из пяти фигур, является частью композиции, в центре которой скульптура Александра Фадеева (с другой стороны — герои «Разгрома» Левинсон и Метелица). Композиция установлена на Миусской площади (поблизости от станций метро «Белорусская» и «Новослободская») в 1973 году (скульптор В.А. Фёдоров; архитекторы М.Е. Константинов и В.И. Фурсов). В отличие от камерного, лирического характера памятника Твардовскому и Тёркину композиция, посвящённая Фадееву и его героям, овеяна духом характерного для советской эпохи сурового монументализма.

Памятник героям «Молодой гвардии» есть и в самом Краснодоне.

В мае 2006 года отлитый из бронзы бюст легендарного лётчика Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева был установлен в Комсомольске-на-Амуре (скульптор Надежда Ивлева). В этом городе он занимался в аэроклубе. А через две недели памятник Маресьеву был установлен в Камышине Волгоградской области — он уроженец этого города. Автор скульптурной композиции — Сергей Щербаков.

Маресьев стал прототипом всемирно известной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, и в камышинском памятнике человек и персонаж обрели монолитное единство.Памятник Маресьеву

В заметке «Герои и ангелы в бетоне и бронзе» Андрея Серенко (Независимая газета. 19 декабря 2005 г.) говорится о том, что в другом городе Волгоградской области — Урюпинске — в сентябре появился памятник героям повести Михаила Шолохова «Судьба человека»: “Фигуры Андрея Соколова, спасённого им мальчика и нескольких куриц изготовлены из железобетонных конструкций”. По замечанию автора, местные маргиналы — искатели цветных металлов и хулиганы — уже неоднократно покушались на эту композицию: отламывали от неё то фигуру одной из куриц, то голову скульптуры мальчика. Можно только посетовать по этому поводу, но не приставишь же к каждому памятнику охранника; наверное, логичнее изменить правила скупки цветмета у населения — от наследников чеховского злоумышленника уже много лет страдает наше посткоммунистическое хозяйство.

А теперь перенесёмся в другие края, ведь книги о страшной войне, развязанной гитлеровским фашизмом, пишут и читают не только в России. И тоже устанавливают памятники героям таких книг.

Ещё до распада Советского Союза в Вильнюсе, на перекрёстке проспекта Красной Армии (интересно, как проспект называется теперь) и улицы Конарского, появился памятник Соловушке (скульптор Римантас Даучинтис, архитектор В.Бальчюнас). Литературной основой для создания памятника стала одноимённая новелла известного литовского писателя Пятраса Цвирки (1909–1947) о тринадцатилетнем мальчике — партизанском разведчике. Объём произведения крайне невелик — всего три с половиной страницы. Сюжет таков. В самом конце сожжённой гитлеровцами деревни, “там, где дорога сворачивала к темнеющему неподалёку лесу, расходясь на три малопроезжие просёлочные дороги”, отважный мальчик поджидает, когда появятся гитлеровские солдаты, чтобы заманить их в засаду, устроенную партизанами. Партизаны ласково называют мальчика Соловушкой, потому что он, насвистывая на берёзовой дудочке “чудесную мелодию, которую не слишком привычное ухо не отличило бы от соловьиной трели”, сообщает необходимые сведения о непрошеных гостях и приводит их прямо в партизанскую западню (Цвирка П. Избранные произведения: В 2 т. / Пер. А.Иоделене. М., 1984. Т. 2. С. 115, 117).

Информацию о памятнике и его фотографию можно найти во втором номере журнала «В мире книг» за 1987 год (с. 8), когда, по всей вероятности, памятник и был открыт. Как пишет в заметке Стасис Липскис, за несколько лет до этого Добровольное общество книголюбов Литвы объявило конкурс с целью выявить самого популярного героя литовской литературы. Таковым оказался Соловушка. Ему и посвятили первый в Литве памятник литературному герою. Процитирую слова скульптора: “Мне хотелось, чтобы мальчик, сидящий на израненном осколками дереве, как бы выражал мысль, что песня может защитить мир. В скульптуре мне хотелось показать главное: не только ружьём можно защищать Родину, её можно защищать и песней”.

Кстати, есть памятники и песням. В данном случае речь пойдёт о песнях, связанных с войной. Около посёлка Всходы, что на Смоленщине, на берегу реки Угры высится колодезный журавль, рядом с которым многотонный валун с медной табличкой: “Выходила на берег Катюша, на высокий на берег крутой”.

Памятник герою рассказа "Судьба человека"А вот журавлям из песни на стихи Расула Гамзатова («Мне кажется порою, что солдаты…») стоит уже не один памятник. В 2003 году к 80-летию поэта стая белых птиц появилась в Дагестане. Основанием для неё стала одиннадцатиметровая стела из чёрного мрамора.

Подобная композиция есть и в Северной Осетии. Семь белых журавлей вытянулись в цепь над могильным камнем у обочины Арахонского тракта. Посвящён памятник уроженцам этого горного края — семи братьям Газдановым, не вернувшимся с войны.

Во всех таких монументах гамзатовские журавли стали символом погибших ради жизни на земле…

Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кому вернуться всё-таки посчастливилось. Даже юношам, оказавшимся в солдатской шинели на исходе войны, сейчас под восемьдесят. Для современных детей встреча с ветераном Великой Отечественной стала редкостью. Об этой войне они смогут узнать теперь только из книг, из фильмов. И при встрече с памятниками.

Валентина ШЕНКМАН

Рейтинг@Mail.ru