Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2007

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Д.А. Агапов. МАРГИНАЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА: Монография. Самара: Изд-во СГПУ, 2005 Д.А. Агапов.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
А.П. ЧЕХОВА:
Монография.
Самара: Изд-во СГПУ, 2005
А.Д. Степанов. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ У ЧЕХОВА М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с. (Studia philologica) А.Д. Степанов.
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ
У ЧЕХОВА
. М.: Языки
славянской культуры, 2005.
400 с. (Studia philologica)
ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ОТТАВЕ Сборник научных трудов / [редколллегия: Ю.В. Доманский, Д.Клэйтон]. Тверь; Оттава: Лилия Принт, 2006. 256 с. ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В ОТТАВЕ. Сборник
научных трудов
/
[редколллегия:
Ю.В. Доманский, Д.Клэйтон].
Тверь; Оттава: Лилия Принт,
2006. 256 с.

Чехов неисчерпаем. Причиной тому и мы с вами, привыкшие, подобно его героям, пристально анализировать как собственные переживания, так и события мировой истории. И чеховский интеллигент ещё долго будет путеводной звездой в нашем поиске себя самого и смысла нашего существования…

В минувшем году учёные-чеховеды собирались в Великом Новгороде, чтобы обсудить биографии писателя, в нынешнем будут в Мелихове рассказывать о его музеях; у театроведов стало традицией проведение научных форумов, посвящённых отдельным драмам Чехова. То есть наследие Антона Павловича изучают вширь и вглубь. Что не может не отразиться в книжной продукции.

Так, молодой, но уже завоевавший заслуженную известность петербургский чеховед Андрей Степанов предпринял попытку применить к изучению произведений писателя бахтинскую теорию речевых жанров. Выяснилось, что и теория в общем вполне работает, и для понимания чеховской специфики многое даёт. Логика и лингвистика вкупе с традиционной филологией помогли учёному проникнуть в святая святых Чехова — в его этику, существование которой современники вообще отрицали, а последующие интерпретаторы предпочли считать неразрешимой загадкой. Что получилось у Степанова — пересказывать не берусь, это надо читать самим. Обещаю: скучно не будет. И польза в учительской практике получится немалая.

Самарский исследователь Дмитрий Агапов попробовал подойти к Чехову с другим ключиком — психологическим. Собственно, интересовал его в первую очередь не сам писатель и его творчество, а то, как отразилось в нем (простите советское словечко) русское общество его времени, точнее — его историческая психология. Оказалось, и для этой цели великий писатель вполне пригоден: уж если кто достоин носить гордое имя маргинала, так это его герои.

Сборник материалов международного Чеховского семинара в Оттавском университете интересен с другой стороны: как отражение взглядов на Чехова учёных разных стран, носителей разных культур. Среди авторов книги — такие известные российские учёные, как В.Б. Катаев, В.В. Тюпа, В.М. Маркович, а также специалисты из Канады, Польши, Германии, Украины. И каждый из них находит в чеховском мире своё: от идей и речей до флоры и фауны — оказывается, она в «Вишнёвом саде» очень неординарная и очень многое позволяет понять в популярной драме.

Оттавский сборник вышел не в Канаде, а в Твери, и это тоже не случайно: в этом университете многие учёные занимаются творчеством писателя, здесь регулярно проводятся собственные чеховские чтения и выпускаются соответствующие сборники. А здешняя кафедра теории литературы — без сомнения, одна из лучших в России — главное внимание уделяет драматургии писателя, справедливо считая её принципы универсальным ключом к мировому театру ХХ века. Поэтому монография «Вариативность драматургии А.П. Чехова» тверского теоретика литературы Ю.В. Доманского (кстати, одного из авторов и оттавского сборника) посвящена ключевым категориям драмы писателя: персонажу, ситуации “один на сцене”, ремарке, финалам, а также отголоскам поэтики Чехова в современной российской словесности.

Место Чехова в кругу других величайших драматургов прошедшего века — главная тема ещё одного сборника статей, на сей раз выпущенного в Москве, в РГГУ. Он так и называется — «Ибсен. Стринберг. Чехов» и включает статьи о творчестве трёх культовых авторов, написанные театро- и литературоведами из России, Швеции, Норвегии и других стран. Учитель узнает из книги о чеховских садах и о музыкальной организации рассказов писателя, о соотношении драматургических принципов трёх великих авторов, о замечательных театральных постановках прошлого.

Все названные книги знаменуют живое развитие чеховедения, и это вселяет надежды на дальнейшее движение — вперёд, к Чехову!

Ю.БОРИСОВ