Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2007

Есть идея!

Задание со звёздочкой*

В новостях есть такой жанр подачи информации: No comment. Его смысл: смотрите и делайте выводы сами. Первоапрельскую «Звёздочку» мы решили сделать именно в этом жанре. Ни ответов, ни комментариев к заданиям вы не увидите. Переиначив слова Козьмы Пруткова, скажем только: “Если тебе покажется, что в каждом задании два или несколько ответов (или вовсе ни одного), не верь глазам своим”.

Все задания извлечены из книги Е.А. Самойловой «Литература. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки», вышедшей в 2007 году в издательстве «Экзамен» в серии «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы». Издание рекомендовано ИСМО РАО для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ (см. также о нём в рубрике «Трибуна»).

1. Описание комнаты героя (Обломова) введено в роман, чтобы читатель:

1) соотнёс внешнюю обстановку и внутренний мир героя;

2) ощутил смену душевных состояний героя;

3) оценил авторский замысел;

4) понял, что герой небогатый человек.

2. Описание сельского кладбища введено в роман («Отцы и дети»), чтобы читатель:

1) проникся философскими идеями Базарова;

2) ощутил душевное состояние стариков;

3) точнее оценил авторский замысел;

4) представил место действия романа.

3. Средством выражения авторской позиции в данном фрагменте (описание кладбище) становится:

1) описание заброшенного кладбища;

2) молитва родителей Базарова;

3) описание ухоженной могилы Базарова;

4) заключительные авторские слова.

4. Намёком на то, что “лёгкая победа”, вопреки желаниям героя (Гурова, «Дама с собачкой»), превращается в настоящее, искреннее чувство, становятся слова:

1) “но после обеда пошли рядом…”;

2) “начался шутливый, лёгкий разговор людей свободных…”;

3) “И узнал ещё Гуров, что её зовут Анной Сергеевной”;

4) “Её выражение, походка, платье, причёска говорили ему, что она из порядочного общества…”

5. Гнева Фамусова не вызывает:

1) воспитание и образование, полученное Софьей;

2) то, что Лиза вмешивается в разговор;

3) неблагодарность собственного секретаря;

4) то, что вечером съедутся гости.

6. Какой из перечисленных ниже вариантов наиболее полно отражает проблематику романа «Преступление и наказание»?

1) нравственное возрождение на основе христианских ценностей;

2) разрушение психики человека под влиянием антигуманных теорий;

3) философское осмысление места человека в мире;

4) анализ социальных противоречий.

7. Герой (Раскольников) испытывает чувство, “похожее даже на испуг” (в первом же эпизоде романа), потому, что:

1) он готовится совершить преступление;

2) боится пьяных;

3) стыдится своей бедности;

4) он уже совершил преступление.

8. Автор подчёркивает, что мысли героя (Раскольникова) “порою мешаются”, чтобы читатель сделал вывод о том, что:

1) герой болен, у него жар;

2) герой очень голоден;

3) герой сумасшедший;

4) герой “запутался” в своей теории.

9. Ощущение трагического одиночества поэта к концу стихотворения («Выхожу один я на дорогу…»):

1) подавляюще нарастает;

2) остаётся неизменным;

3) преодолевается и гармонизируется;

4) становится всепоглощающим.

10. Идейным центром стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» становятся:

1) философские размышления поэта;

2) картины русской зимы;

3) психологический портрет лирического героя;

4) патриотические чувства поэта.