Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2007

Читальный зал

Детское чтение

Один из самых нелюбимых учителями словесности видов детской литературы - это комикс. Да и можно ли вообще относить к литературе эти легкомысленные картинки с подписями, на которые так падки подростки, не могущие осилить и нескольких страниц нормального печатного текста? Можно - утверждают участники студенческого проекта <Книжный остров> (КНОС) из Санкт-Петербурга и предлагают нам познакомиться с разными гранями этого жанра, история которого уходит своими корнями в седую древность.

Над материалами этой подборки работали Юлия Соловьёва, Мария Агапова, Елена Воевода, Ксения Жбанова, Юлия Малая, Евгения Ларионова. Научный руководитель проекта - Марина Сергеевна Костюхина. При подготовке материалов была использована работа Е.В. Харитонова <Девятое искусство> (http:/academiaf.narod.ru/comics_apticle.htm).

Из истории рисованных историй

Можно сказать, что комикс — древнейшее искусство. Своими корнями он уходит в наскальную живопись и в житийные иконы. Конечно, это не комиксы в современном понимании, но родство очевидно.

Как же появился комикс в том виде, в котором мы привыкли его видеть?

Вопреки расхожим представлениям об американском происхождении, “национальность” комикса европейская. На роль “отцов-основателей” могут претендовать сразу несколько именитых личностей.

В XVIII веке английский живописец, график, основоположник социально-критического направления в европейском искусстве Уильям Хогарт (1697–1764) облёк драматическое повествование в рисунок, создав серии рисунков и картин «Карьера проститутки» и «Карьера мота». Самый же популярный предшественник современного комикса — немецкий поэт и график Вильгельм Буш (1832–1908), который снабжал свои стихи серией рисунков, отражающих сюжетную линию поэтического повествования. Его графико-поэтические истории о приключениях Макса и Морица, сочинённые и нарисованные в 1860-е годы, до сих пор пользуются заслуженным успехом.

И всё-таки подлинным изобретателем газетного комикса является английский карикатурист, офортист и живописец Томас Роулендсон (1756–1827). Его серия о похождениях доктора Синтаксиса — «Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного» — публиковалась в газетах с 1812 по 1821 год и является хронологически первым образцом настоящей графической прозы.

Трон пионера Роулендсон делит со швейцарским педагогом, графиком и новеллистом Родольфом Тёпфером. Тёпфер преподавал в пансионе и для лучшего усвоения учениками материала разработал, по собственному определению, литературу в эстампах — забавные рассказы с картинками и текстом. Рисунки шли по комиксному принципу (автография) — то есть слева направо, а сопровождающий текст обязательно писался от руки. В 1846–1847 годах Тёпфер издал свою коллекцию «Рассказы в гравюрах».

В середине XIX века истории в картинках рисовали и такие мастера графики, как Надар и Г.Доре («Библейский альбом» и особенно его же «История Святой Руси»; 1854). Ну и, наконец, нельзя не упомянуть имевшую большое распространение в России конца XVIII — начала ХХ века лубочную литературу, также основанную на драматургии изобразительного ряда и текста.

“Весёлые картинки”, “карикатура” — таково было первое предназначение комикса. Первоначально это были короткие рисованные истории комического, сатирического или политического характера “для взрослых”, и публиковались они на страницах воскресных газет.

Как ни странно, но на заре комиксной эры художники и сценаристы довольно долго обходили стороной сюжеты приключенческого и фантастического содержания. Первым решился нарушить “традицию” художник-комиксист, а впоследствии знаменитый мультипликатор канадец Уинзор Мак-Кей. В 1905 году газета «New York Herald» начала печатать его ставший знаменитым графический сериал «Малыш Немо в Стране Снов», публикация которого завершилась только в 1926 году. Эта рисованная история рассказывает о путешествиях маленького мальчика в страну волшебных сновидений, которой правит добрый король Морфиус. Но прекрасную страну стремится уничтожить злобный монстр — король Страны Кошмаров, и маленький Немо, оказавшись втянутым в эту почти вселенскую битву, помогает силам Добра одолеть короля Кошмаров.

Этот сюжет Мак-Кея имел читательский успех и лёг впоследствии в основу одноименного мюзикла и анимационных лент. На рубеже 1920–1930-х годов фантастика (как и приключенческий жанр) довольно быстро превратилась в генеральное направление комикс-культуры.

Сейчас комиксы охватывают самые разные жанры, затрагивают самые разные проблемы и темы. Искусство комикса давно уже не умещается в слово “комикс” — “смешной, комичный”.

Рейтинг@Mail.ru