Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2007

События и встречи

Новости и события

Год русского языка: в ожидании хорошего

2007 год указом Президента Российской Федерации по предложению Министерства иностранных дел объявлен Годом русского языка.

Эта подробность — об инициаторе — и в связи с этим специфика мероприятия не привлекли к себе внимания. Поэтому первоначально в профессиональном сообществе филологов, словесников, редакторов — всех, к обеспечению живой жизни нашего языка причастных, эта весть вызвала, как теперь принято говорить по-русски, неоднозначную реакцию. Почему бы тогда не объявить Год воздуха: им мы дышим, Год воды: мы и её пьём, Год вкусной и здоровой пищи без консервантов и эмульгаторов…

Но пока, в соответствии с Указом, МИД РФ информировал ЮНЕСКО и заинтересованные международные организации о проведении в 2007 году Года русского языка, а “органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации” готовились, согласно рекомендациям Указа, “осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого Года русского языка”, многим в самой России, по размышленьи зрелом, подумалось, что в соответствии с образом мышления современной цивилизации такие годовые мероприятия по-своему полезны: если проводится Год чего-то, значит, с этим чем-то не всё ладно.

С русским языком у нас действительно дела обстоят непросто.

Так, мы видим и слышим, что наши школьные учителя — даже словесники! — подчас плохо владеют своей речью, и не только письменной, но и устной. Этим косноязычием охвачены и учителя по другим предметам.

Достаточно два или три дня посмотреть информационные телепрограммы, чтобы убедиться: у нас косноязычны чиновники и юристы, военнослужащие, и милицейские работники (назовём лишь тех, для кого полноценное владение русской речью — залог надлежащего исполнения профессиональных обязанностей, непосредственно соотносящихся с правами человека и общественным спокойствием). А ведь по ТВ показывают с отбором, и не рядовых функционеров!

Языковая подготовка в педагогических и юридических вузах — просто вопиющая проблема!

Вот и послушать бы самих себя да и подумать над созданием системы обучения специалистов полноценному владению устной и письменной профессиональной речью.

Ещё одна перезревшая проблема, которую наконец нужно снять в общенациональном охвате.

Как известно, современный русский алфавит содержит 33 буквы. Между тем одна буква в нём сильно поражена в правах. Это буква Ё. Хотя ещё в 1942 году её применение в топографии, школьной практике и в изданиях для детей и подростков было установлено в обязательном порядке (после войны намечалось ввести безусловное употребление бувы Ё в письменной речи).

А разгильдяйское отношение к букве порождает множество проблем: начиная от юридических (различие в написании имён, отчеств, фамилий при оформлении финансовых и т.п. документов и т.д.) и заканчивая культурно-просветительскими (так, в богослужебных текстах буква “ё” не употребляется, в текстах прошлых веков употребляется не всегда, что требует её обязательного проставления на письме и т.д.). Ни одна нация, в алфавите которой есть буквы с диакритическими (надстрочными) знаками, не допускает себе такого наплевательства к букве, как допустили мы. И хотя в нынешней издательской практике, в рекламе, в быту всё чаще буква Ё занимает положенное ей место, разболтанность в нормах употребления этой буквы ежедневно приводит к тысячам маленьких, но для кого-то очень болезненных проблем.

Год русского языка, напомним, обращённый также и к зарубежному миру, совершенно не понимающему нашего парадокса с буквой “ё”, обязательно должен украситься особым Указом и соответствующими нормативными филологическими и юридическими актами, утверждающими полноценные права буквы “ё” в русском языке.