Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2007

Колонка редактора

Выпускное сочинение: миссия выполнима?

Весна — время обострения не только сезонного ринита, но и круглогодичной экзаменационной лихорадки. Литературная её разновидность — одна из самых опасных. В этом году течение болезни усугубляется пандемией ЕГЭ по русскому языку, охватившей теперь и столицу, число выпускников которой равно числу выпускников десятка иных регионов. Мутирует также и экзамен по литературе: сейчас насчитывается по крайней мере пять его возможных форм, при этом в разных регионах статус экзамена определяется по-разному (где-то он всё ещё обязательный, где-то становится экзаменом по выбору).

Учителя, ученики и родители сбиваются с ног в поисках лекарственных средств, способных справиться хотя бы с внешними симптомами болезни. В цене растут репетиторы, шпаргалки, всевозможные пособия по подготовке к ЕГЭ, комплекты тем сочинений, а заодно и сами их тексты. Впрочем, такое повторяется регулярно, и пора бы уже к этому привыкнуть. И привыкли бы, если бы не одно “но”.

Когда несколько лет назад был впервые обнародован список тем для выпускных сочинений, мы вместе со многими учителями радовались этому факту, увидев в нём стремление вести честную игру, заранее объявляя для всех участников её правила. Теперь же, по прошествии времени, стала видна оборотная сторона открытого списка. Если раньше учитель готовил выпускников к сочинению в принципе и на экзамене они сталкивались всего с тремя-пятью темами, то сейчас учитель воспринял опубликованный список как вменённую ему в обязанность задачу подготовить школьника ко всем темам. А их — на минуточку — больше трёхсот. Конечно, никто официально к этому не призывает (и даже в виду никогда не имел), но психологически получилось именно так: учитель почувствовал себя обязанным — иначе пострадает ребёнок. И вот теперь-то масштаб бедствия стал катастрофическим, потому что выполнить эту задачу в рядовой школе словеснику не по силам. Получается такой гамлетовский парадокс: приказано вроде бы убить Клавдия, а восприняты эти слова как призыв выйти на борьбу со всем мировым злом. Итог этого честного стремления известен.

Думаю, что нападки на выпускное сочинение и отказ от него в целом ряде регионов спровоцированы именно неподъёмностью задачи, возникшей перед учительским взором вследствие обнародования списка тем.

Может быть, коллеги, нам стоит не кидаться на амбразуру, а успокоиться слегка и не пытаться готовить всех ко всему? Глядишь, тогда и в отношении выпускного сочинения наша миссия окажется выполнимой. Ведь известно: иногда больного надо перестать лечить, чтобы он поправился. Правда, меньше всего помнят об этом именно медики.

Сергей ВОЛКОВ
Рейтинг@Mail.ru