Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–7-й классыФото Николая Гумилёва в уланской форме. 1914–1915 гг.

Елена Никульченкова


Елена Викторовна Никульченкова — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1549.

Есть в школьной программе писатели и поэты, произведения которых составляют так называемую “вертикаль”: каждый год (или почти каждый), на новом витке литературного образования, мы обращаемся к Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Толстому, Чехову. Среди таких писателей в последние годы оказался и Николай Гумилёв, стихи которого очень близки читателю-подростку и востребованы в разных классах.

Мы объединили в этом номере в рамках одного блока материалы по Гумилёву, присланные двумя учителями из разных городов — Е.В. Никульченковой из Москвы и О.С. Барановой из г. Полярные Зори Мурманской области. Они показывают, как можно выстроить “гумилёвскую вертикаль” от 6го к 11-му классу.

Замечательно, что предложенные в статьях вопросы и задания могут быть с успехом применены и в других классах, в любой момент, когда учитель почувствует потребность обратиться вместе с детьми к творчеству одного из лучших поэтов ХХ века.

Мир волнующий и странный…

Уроки по творчеству Николая Гумилёва

Известна истина: писатель на уроке литературы должен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и личности художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят и даже будут восприняты как пример для подражания. Особенно если речь идёт о путешественнике, поэте, воине, аристократе духа, эстете, книжнике — Николае Степановиче Гумилёве.

Знакомство с творчеством поэта начинается в 6-м классе. Здесь проведём два урока:

— Стихотворение «Жираф». Страницы биографии Н.Гумилёва;

— Стихотворение «Змей» и былинные мотивы русской поэзии. Художественное своеобразие стихотворения «Сказочное».

Вторая встреча с Гумилёвым происходит в 7-м классе, когда читается стихотворение «Капитаны».

При желании возможно продолжение диалога с поэтом и в 9-м классе — можно прочитать стихотворения «Сады моей души…», «Она», «Война».

Таким образом мы готовим серьёзное изучение творчества Гумилёва в 11-м классе.

Разговор на первом уроке в 6-м классе начнёт учитель.

— Ребята, вы любите путешествовать? Вот мы и отправимся в дальние дали вместе с поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым, мечтавшим создать “учебник географии в стихах”. Вы хотели бы заниматься по такому учебнику? Написать его Гумилёв, увы, не успел, а стихи о дальних странах нам оставил…

А теперь в дорогу, на озеро Чад, где “изысканный бродит жираф”.

Читается стихотворение «Жираф». Вопросы для беседы по стихотворению.

— Вы видели когда-нибудь жирафа? Сравните свои впечатления с теми, которые возникли у автора стихотворения.

— Какие образы в стихотворении Гумилёва вас поразили, остались в памяти?

— Почему поэту видится столь грациозный, “изысканный”, с “волшебным узором” на шкуре, экзотический жираф?

— Каким, по-вашему, должен быть человек, заселивший образами экзотических животных “весёлые сказки таинственных стран”?

Далее учитель рассказывает о жизни Гумилёва. Цель этого рассказа не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том, чтобы заинтересовать ребят личностью поэта, заинтриговать их. (Ученики по ходу рассказа ведут в тетрадях краткие записи.)

Вот некоторые опорные точки рассказа (для подготовки к нему можно использовать недавно вышедшие книги: Полушин В. Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей); Высотский О. Николай Гумилёв глазами сына. — Воспоминания современников о Гумилёве. М.: Молодая гвардия, 2004. См. рецензию на с. 44.).

• Родился 3/15 апреля 1886 года в Кронштадте, в семье врача.

• Шторм в день рождения (“Бурная жизнь ждёт ребёнка”, — предрекла нянька).

• Научился читать и писать к пяти годам. Увлекался географией и биологией, мечтал о путешествиях, зачитывался Майн Ридом и Жюлем Верном.

• Все годы юности он “лепил себя”: будучи слабым и болезненным — закалялся, будучи неуверенным в себе — всегда верховодил в компании сверстников. Он везде должен был стать первым.

• 1905 год — опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

• 1906–1908 годы — жизнь в Париже. Занятия в Сорбонне.

• 1908, 1909, 1910, 1912, 1913-й — годы путешествий: Синоп, Константинополь, Египет, Абиссиния, Италия...

• 1914–1915 годы — мировая война. Гумилёв — воин. Он убеждён: смысл человеческой жизни в служении Родине. Здесь, на войне, всё делается серьёзно, искренне, без фальши. За боевые отличия награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

• 1916 год — получает чин прапорщика.

• 1917 год — награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. По службе находится в составе российских войск во Франции.

• 1918 год — возвращается в Россию.

• 1918–1921 годы — ведёт активную литературно-общественную деятельность. 3 августа 1921 года арестован сотрудниками Петроградской ЧК как участник так называемого “таганцевского заговора”. 25 августа — расстрелян по решению президиума Петроградской ЧК на основании ложного обвинения в причастности к контрреволюционной организации. Место его убийства до сих пор точно не установлено.

Расстрелян за то, что не донёс властям о заговоре. По сути, был убит за то, что до конца остался честным человеком, порядочным гражданином своей страны.

Мы будем знакомиться со стихотворениями Гумилёва, которые не впрямую, но расскажут многое об этом человеке.

Затем читается стихотворение «Змей». Вот некоторые вопросы, по которым можно построить беседу.

— Какое впечатление произвели на вас эти строки?

— Объясните смысл названия произведения. Почему оно не названо, например, «Вольга»?

— Каков жанр этого произведения?

— Объясните смысл последнего четверостишия.

— Почему русские девушки предпочитают смерть неволе в чертогах змея?

— Объясните смысл первого четверостишия и его значение в стихотворении.

— Как бы вы сформулировали идею этого произведения?

Перед нами баллада, включающая в себя традиционный русский былинный мотив о Змее, похищающем русских девушек. В центре баллады монолог — сетование Змея, не понимающего, отчего они предпочитают смерть неволе. Патриотическое звучание русских былин усиливается в балладе тем, что рассказ вложен в уста Змея, а богатырские мотивы мы вспомним, читая последнее четверостишие, в котором появляется образ былинного богатыря Вольги Святославовича, выступающего против Змея.

Чтение стихотворения «Сказочное» нужно обязательно сопроводить разбором непонятных слов. Вопросы для беседы могут быть примерно такими.

— Почему стихотворению дано такое название?

— На чью поэму-сказку оно похоже?

— Что, по-вашему, олицетворяет Медведица-ночь?

— Каков жанр этого произведения? Почему вы так решили?

— Назовите основные тропы, используемые в стихотворении.

— Начертите ритмическую схему этого стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Предложенная работа скорее всего растянется на два урока, особенно в классе, где удалось создать особую, интригующую атмосферу (стихотворения Гумилёва к этому располагают). Если же в распоряжении учителя только один учебный час, то он может самостоятельно сократить отдельные элементы описанной нами линии. Так или иначе, но в конце последнего урока предложим ученикам написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю себе автора прочитанных нами стихотворений? Что меня привлекает в его поэзии?»

Вот строки из сочинений учащихся.

“Мне кажется, что поэзия Н.Гумилёва отличается особой сказочной красотой, красочностью и образностью. Все его сборники читаются на одном дыхании и запоминаются легко и быстро. Мне они нравятся уже давно… Старинные замки, заколдованные страны, волшебники и чудовища теперь поселились в моей голове” (Наташа Н.).

“В Н.Гумилёве я увидела человека романтического, с удивительной фантазией. Поэт способен из обыденного, повседневного сделать нечто прекрасное, чудесное, стоящее внимания. Например, жираф с озера Чад. Обыкновенного жирафа он описал как чудо природы” (Кристина И.).

“Я считаю, что Гумилёв — своеобразный поэт. Он может сказочно и красиво описать предмет, каждое его слово имеет глубокий смысл. В словах Анны Ахматовой: «Гумилёв — поэт ещё не прочитанный…» — подразумевается, что каждый раз, когда мы перечитываем его произведения, мы открываем для себя что-то новое” (Тимур А.).

Продолжится знакомство с поэзией Николая Гумилёва в 7-м классе. Ребята знакомятся с циклом «Капитаны». Целесообразно провести эту работу после чтения «Тараса Бульбы»: здесь появляется не только возможность “переключиться”, “отдохнуть” от прозы, но и увидеть преемственность в изображении героического, романтического характера. Поэтому и начинаем разговор с обсуждения понятия “герой”, а потом задаём вопрос:

— Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический?

Хорошо, если первое стихотворение цикла учитель прочтёт наизусть. После первого чтения следует задание:

— Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.

В тетрадях могут появиться такие записи.

Мальстрем — опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).

Хартия — здесь: старинный документ.

Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.

Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.

Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени провинции в Бельгии) кружева.

Фелуки — парусное судно.

Фрегат — военный корабль.

Базальт — вулканическая горная порода.

После словарной работы текст читается второй раз, теперь уже учащимися.

Зададим ученикам некоторые вопросы на понимание прочитанного, на выявление их отношения к тексту:

— Какие чувства вызвало стихотворение? Можно ли сказать, что это “красивое” стихотворение? Почему?

— Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта? Если да, то какие и почему?

— Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения? Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот человек.

Затем учащиеся работают в группах. Вопросы для групп.

Группа 1. Какими приёмами поэт создаёт образ моря?

Группа 2. Какими приёмами поэт создаёт образ корабля?

После выступления учащихся слово берёт учитель. Можно обратить внимание ребят на то, что поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из “повседневной жизни” капитанов, что подчёркивает союз “или”. Для поэта не так уж важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути, — важно то, что они серьёзны, и то, как капитан встречает их. Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки “на вражьи фелуки”, и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остаётся один на один с разъярённой командой посреди моря.

Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафоре, позволяющим изобразить и “безумствующее море”, и “клочья пены”, и капитана. Важно и сопоставление двух миров (“пыль затерянных хартий” и “соль моря”), каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения (“Разве трусам даны эти руки?”), ответ на который не вызывает сомнения.

Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н.С. Гумилёв изображает своих героев, как бы подчёркивает исключительность, силу характера поэтического образа.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам выучить наизусть это или любое другое стихотворение цикла, проиллюстрировать его или письменно ответить на вопрос: “Почему героем своего стихотворения поэт выбирает капитана, личность героическую? Попытайтесь рассуждения подкрепить фактами биографии поэта, примерами из его произведений”.