Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й классФото Александра Кузнецова (Красноярск; http://www.photographer.ru/galleries/author.htm?id=67).

Елена Васильева


Елена Анатольевна ВАСИЛЬЕВА — учитель русского языка и литературы средней школы № 117 ЮЗАО г. Москвы, кандидат педагогических наук.

Читаем рассказ Андрея Платонова «Ещё мама»

Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г.И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова — “полного человека” («Корова»).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А.Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А.Платонова и «Филипок» Л.Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А.Платонова «Сухой хлеб».

Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

— Понравился ли вам рассказ?

— Какова основная мысль произведения?

— Почему рассказ называется «Ещё мама»?

— Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А.Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.

— Какое событие изображает писатель в рассказе?

— Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом — помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе — составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

— Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А.Платонов в характере матери?

— Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?

— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

“— Нет, она за тебя не будет, — тихо произнёс Артём. — Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

— Проследите авторские ремарки в диалоге. Когда обрадовался Артём? Засмеялась мать?

— Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

— Как автор описывает расставание матери и сына? Какое чувство испытывают герои? Как можно охарактеризовать поведение героев?

Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.

После такой предварительной работы чтение по ролям достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека — мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать слово учителя. Цель его — показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие­то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

Анализ рассказа продолжается выявлением основных сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения — эпизод спасения от быка и развязкой — разговор с матерью.

План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учёба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:

а) разговор умных детей во дворе школы;

б) знакомство с учительницей;

в) первый урок;

г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

д) урок чистописания;

е) спасение от быка;

ж) знакомство со старикомпогонщиком;

з) “Вся наша родина — ещё мама тебе”.

Анализ произведения идёт по следующим вопросам.

— Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

— Почему автор пишет “никого не было, один ветер шумел”, а не “ничего не было”?

— Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

— Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

— Как ведёт себя Артём в школе?

— О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

— Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?

— В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

— Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?

— Зачем автор вводит в произведение эпизод со стариком погонщиком?

— Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?

— Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

— В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

— Как Артём относится к матери? К окружающим людям?

— “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А.Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

— Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?

— Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

На уроке ведётся работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

— Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А.Платонов это превращение?

— Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?

— Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А.Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” — такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, — значит, своя”.

Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё — чужое”, “родное — неродное”, “знакомое — незнакомое”, “хорошее — нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А.Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё — чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопо­ставления “своё — чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё — своё”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».

Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. — Е.В.). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло теплом, чем-­то добрым и смирным, хлебом и землёй”, — и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец — Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Индивидуальность автора ярче всего проявляется при сопоставлении его произведений с произведениями другого писателя. Для этого обратимся к рассказу Л.Толстого «Филипок».

— Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

— Какова форма повествования в рассказе А.Платонова «Ещё мама» и Л.Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А.Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А.Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (сказал — ответил), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».

— Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?

— “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь — вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?

Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка — чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность — это движение интересует писателя.

Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артём поднял жука, положил его на лопух.

— Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора — изображение сложного процесса социализации человека. А.Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” — духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” — учительнице, а затем и ко всеобщей матери — родине.

“— А ещё у меня есть мама? — спросил Артём.— Далеко­далеко, где­нибудь?

— Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя.

— А зачем много?

— А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина — ещё мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:

— Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...

— А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна.

— Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

— Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна.

— Ещё чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко — огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.

Литература

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.