Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2007

События и встречи

Новости и события

Встреча в ЦОИ

Один из самых важных законов электродинамики — закон Ома. Он устанавливает взаимосвязи между такими величинами, как сила тока, напряжение и сопротивление. Похоже, что в образовании скоро будут говорить о “законе Омска”. Его можно сформулировать так: образовательный успех прямо пропорционален силе желания и напряжению усилий команды, взявшейся за дело, а внешнее сопротивление — среды, отживших традиций — лишь подзадоривает и в конечном счёте по-своему работает на результат. Дополнительные константы в формуле успеха — артистизм и элегантность, прежде всего в самом образе мысли и подходе к жизни. Единица измерения образовательной успешности “по-омски” — один гам.

Гам и вправду один — в смысле уникальности. Второго такого чуда на свете не сыскать. Как и Ом, Джоуль или Ампер, Гам — это не только “физическая величина”, но и вполне реальный человек. Зовут его Владимир Иванович, по нынешней должности он проректор Омского педуниверситета (ОмГПУ). По призванию же — возмутитель спокойствия, генератор идей, автор множества “инфекционных технологий” в образовании, которые распространяются с неумолимостью эпидемий и обладают невероятной живучестью. Человек-оркестр, собравший вокруг себя созвездие единомышленников, работоспособности и креативности которых могла бы позавидовать любая крупная промышленная корпорация. Самые яркие качества — стильность, великолепное чувство юмора, умение мыслить масштабно и одновременно предельно конкретно. Его фамилия, броская, как слоган, известна в Омске всем и произносится неизменно с улыбкой: “Ну это же Гам! Чего ж вы хотите? Гам — он Гам и есть!” Весёлое, весеннее имя: “С горы бежит поток проворный, // В лесу не молкнет птичий гам, // И гам лесной, и шум нагорный — // Всё вторит весело громам”. Маг наоборот…

Главное его детище — это Центр образовательных инициатив (ЦОИ). Он образован при ОмГПУ пять лет назад и успел превратиться, пожалуй, в самую энергетическую точку на карте омского образования. Его цель — поддержка и сопровождение инноваций в образовании. Слова эти звучат уже почти заезженно, но в омском исполнении главное не слова, а то, что стоит за ними. Центру образовательных инициатив удалось сделать такие вещи, которые вызывают “белую зависть”, причём сделать как-то изящно, со вкусом, легко, почти играючи (и чем больше лёгкость внешняя, тем яснее понимаешь, сколько “трудов и дней” положено в основание успеха). Вокруг ЦОИ возник пул инновационных школ (в городе — тридцать, по всей области — больше ста), учителя и администраторы которых получают постоянную и разнообразную по форме поддержку — научную, организационную, методическую и даже материальную. Сотрудники этих школ имеют возможность обучаться в магистратуре ОмГПУ, не просто повышая тем самым квалификацию, но и выходя на новый уровень видения своей работы. Ректор ОмГПУ К.А. Чуркин, курирующий работа ЦОИ, специально отмечает этот аспект: “Педагог приходит за повышением квалификации именно к нам, потому что получает возможность продвижения в научном плане”.

Это особенно заметно в сельских школах. Урокам, которые мы увидели за время поездки в Омскую область (их проводили в рабочем посёлке Москаленки учителя Т.Б. Мамонова и А.С. Климович), могли бы позавидовать иные столичные гимназии: настолько высок был их филологический и методический уровень.

Ставка на сельскую школу — отличительная черта омского подхода к образованию. Об этом рассказала на встрече с московской делегацией проректор ОмГПУ Н.В. Чекалёва. Область занимает первое место в России по количеству сельских школ, победивших в нацпроекте «Образование». В одном из районов области — Нововаршавском — уже много лет внедряется образовательная модель сельской школы как культурообразующего центра поселения и на базе местной гимназии был даже создан сельский университет. Его курирует тот же ОмГПУ, обучается в нём 150 студентов из девяти районов области и северного Казахстана. Как справедливо полагает председатель районного комитета по образованию З.А. Халюта, за два года — а именно таков сельский университетский цикл — молодые люди приучаются к жизни в селе, начинают осознавать свою причастность к тому месту, где они проживают. Этому осознанию очень помогают 100 часов социальной практики, которые имеют студенты университета. Такая образовательная модель, практически не имеющая аналогов в России, очень востребована на селе и развивается динамично.

С селом связан один из самых успешных проектов ЦОИ — создание сети профильных школ в Москаленском районе. Профилизация школы на селе часто оказывается невозможной — слишком малы ресурсы отдельно взятого образовательного учреждения. Сотрудники ЦОИ (В.И. Гам, А.А. Филимонов, Н.С. Бугрова, Е.В. Бузина) совместно с администрацией района (В.И. Мосур), управлением образования (В.И. Фабер, Е.Н. Джура), директорами школ (А.Я. Гейнц, Н.В. Терехов, Н.А. Антонюк, А.В. Веремеев, Е.Ю. Наумович, А.Ф. Стрик) нашли выход из положения и объединились в сеть. Как она работает? В районном центре регулярно проводится ярмарка элективных и профильных курсов, на которой каждая школа, каждый учитель представляет себя, анонсирует свой курс, отвечает на вопросы школьников и родителей. А их немало: ведь на ярмарку приходят около двухсот девятиклассников, стоящих перед проблемой выбора профиля. Ребята могут записаться на профильный или элективный курс в любую школу сети, к любому педагогу. Пусть ты учишься в гимназии, где традиционно сильнее гуманитарные предметы, но можешь выбрать профиль, скажем, по физике или информатике в лицее, где есть соответствующая база. Дело дальше за “малым”: составить единое расписание и организовать доставку учащихся в то учебное заведение, в котором они выбрали профиль. И вот это-то “малое” для многих регионов оказывается камнем преткновения: как раздобыть автобусы и деньги на бензин (расстояния-то немалые), как организовать оплату преподавателей, как вообще убедить родителей и администрацию в необходимости выйти за рамки одного учебного заведения. В Москаленках с этим справились, и их профильная сеть из шести школ уже успешно работает. И, кстати, готова делиться опытом.

На уроке литературы в Москаленском лицее (учитель — С.А. Климович)

В этом ещё одна отличительная особенность проектов, курируемых ЦОИ: они не только успешно работают, но и могут быть транслированы. Взять хотя бы идею тест-классов или подготовительных курсов для сдачи ЕГЭ. Показатели Омской области в ЕГЭ чрезвычайно низкие (например, в 2006 году по математике было получено 32% двоек при общероссийском показателе 21%), средний тестовый балл, замеренный специалистами ЦОИ в обыкновенных классах, мало того что был чрезвычайно низок (36,4%), так ещё и практически не изменялся от месяца к месяцу. В ЦОИ была придумана и внедрена в жизнь модель тест-классов, где по-новому было выстроено обучение математике (а потом и других школьных предметов). Их показатели: тестовый балл в октябре — 28%, в январе — уже 73%; двоек в ЕГЭ всего 9%, а пятёрок — 14% (при общероссийских 7%). Результат, как говорится, налицо. Он и сам по себе хорош, но в ЦОИ на нём не останавливаются, а придумывают, как бы добиваться чего-то похожего и в рамках традиционного школьного обучения. А для отработки своих моделей взяли и создали Академический лицей при университете, где учится уже 250 детей, по разным причинам ушедших из обычных омских школ. Плата в лицее — по себестоимости (в отличие от частных школ, коммерческих в своей основе), а преподавание организовано так, что профили и элективы ведут в основном вузовские преподаватели. Школьники учатся в одном здании со студентами и уже в старшей школе чувствуют себя членами вузовской корпорации. Надо ли говорить об особом университетском духе в стенах такой школы, о новых отношениях между учителем и учеником, о совсем ином уровне постановки задач? А пока Академический лицей обживал свои классы, ЦОИ уже организовывал новое профессиональное учебное заведение — университетский колледж. Не за горами реализация и ещё одного проекта ректора ОмГПУ К.А. Чуркина: создание опорных площадок в школах для прохождения так называемой проектной практики студентов, нацеленной на внедрение конкретной идеи, с которой будущий педагог приходит в школу.

Впрочем, на всякий закон Ома найдётся и свой “закон бутерброда”, и упавшее на брюки масло обязательно оставит на них досадное пятно. Есть свои “пятна” и в омском образовании. Некоторые из них явственно проступили после встреч с учителями-словесниками, организованных во время поездки в Омск при содействии всё того же ЦОИ. Сначала в ОмГПУ на семинар съехалось 170 словесников со всей области, затем прошла встреча с гимназическими учителями Омска, отдельный разговор состоялся с сельскими преподавателями. И везде, помимо прочего, шёл разговор о чрезвычайной загруженности учителя, причём не столько нужной работой, сколько всякой бумажной ерундой. “Знаете, сколько мы всего должны писать? За один месяц по шесть сочинений на конкурс обязаны проводить. Про МЧС уже писали, про электроэнергетику, про вакцинацию и иммунизацию тоже… «Прививка в моей жизни: я укола не боюсь, если надо — уколюсь!», «ЖКХ глазами ребёнка», «Афганистан в моём сердце»… А на прошлой неделе был диктант про туберкулёз в рамках санитарной кампании… Попробуй не напиши — у школ-то рейтинг, они обязаны всякие галочки получать. Только когда же нам уроки проводить?” Про то, сколько нужно собрать бумаг для участия в нацпроекте или для того, чтобы отчитаться за пресловутую тысячу рублей классного руководителя, учителя уже и говорить устали — только рукой машут.

Ещё одна проблема — невозможность выписать нужную методическую периодику. Школы не имеют денег на подписку вообще, учителям приходится складываться, чтобы выписать необходимый им журнал или газету. Впрочем, одно общепедагогическое издание — не будем его называть — школы обязаны выписать по разнарядке из Омского министерства образования: полная школа — по четыре экземпляра, неполная — по два. “Зачем нам четыре одинаковых газеты? — недоумевают учителя. — Мы бы лучше выписали то, что надо нам, а не чиновникам”. Что сказать? Особенности национального рынка. Или только омского?..

Неожиданно острым оказался вопрос об инновациях. Одна из сельских учительниц спросила: “Что там у вас в Москве считается инновацией? А то тут у нас невозможно подать свою тему на конкурс, если там нет ничего инновационного”. Оказалось, что тема «Развитие творческих способностей на уроках литературы» была снята с какого-то конкурса местного уровня… как устаревшая. “Это позавчерашний день, сказали мне чиновники. Нужно что-нибудь современное”. Судя по всему, пришла пора учить наших коллег, как мимикрировать под модный образовательный воляпюк и “заворачивать” в глянцевую “упаковку” то самое настоящее, чем они должны заниматься на уроках. Проектные технологии, компетентностный подход, ИКТ, деятельностные методы, профилизация и всякие прочие “инновации” — “всё это, видите ль, слова, слова, слова”. “Иные, лучшие, нам дороги права, иная, лучшая, потребна нам свобода” — как совместить с этой потребностью необходимость обмануть чиновника словами? Будем думать вместе.

Для совместного обсуждения этих и других проблем образования вообще и филологического в частности сотрудниками омского ЦОИ было предложено организовать постоянно действующую Интернет-конференцию. Она будет проходить на портале www.omsk.edu.ru в рамках проекта Интернет-поддержки профессионального развития педагогов. Приглашаем всех желающих принять в ней участие. На омской территории — пусть даже и виртуальной — встречи всегда интересны и плодотворны. Таков образовательный “закон Омска”.

Для справки

  • Координаты Центра образовательных инициатив:

24-89-61 — В.И. Гам, проректор ОмГПУ, руководитель Центра;

e-mail: gam_v@mail.ru

  • Страница «Виртуальное методическое объединение “Филология”» (руководитель Е.Н. Бузина)

http://www.omsk.edu.ru/_vmo/_philology/index.html

Сергей ВОЛКОВ