Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2007

Читальный зал

СТЕНД

СТЕНД

18.gif (16807 bytes)Cегодня на нашем стенде — журнал «Вопросы литературы» (№ 5, 6 за 2006 год).

Как всегда, уделим главное внимание тем материалам, которые непосредственно относятся к кругу школьной литературы. Но начнём не с классики. Наша редакционная почта переполнена посланиями, в конвертах и электронными, где читатели вновь и вновь просят нас уделять больше внимания современной литературе, её вершинам и её проблемам. В меру своих газетных возможностей мы это направление будем развивать, но именно потому нам представляется полезным сообщать читателям о нашем выборе и отборе публикаций из других изданий.

Нынешние «ВЛ» открываются постоянным разделом «Литературное сегодня». В № 5, полностью посвящённом поэзии, продолжен разговор, начатый в журнале в 2005 году (также № 5). Авторы статей вновь размышляют о том, насколько современна современная поэзия и в чём проявлена её современность. Впрочем, “размышляют” — слишком слабое, неточное слово. Поистине поэтические страсти кипят здесь (переплёскиваясь в Интернет).

Но бесконечно следить за журнальными драками надоедает. Хочется конкретности, историко-литературной устойчивости на кочковатом литературно-критическом поле. Её, основанную на сопоставлениях творчества современных поэтов (Тимур Кибиров, Максим Амелин, Дмитрий Полищук) с литературным опытом русского XVIII века, найдём в статье аспирантки Казанского университета Алины Кадыриной «В поисках утраченной целостности». Заглавие, скажем прямо, не самое конкретное и содержательное, но материал в статье дан полезный.

Парадоксы бытования современной поэзии рассматриваются в статье «Дочь будетлян» уже известного читателям «Литературы» петербургского критика Елены Невзглядовой. Автор пишет о проблеме “надругательства над словом, над его словарной формой”, “насилия над морфологией и грамматикой” у современных поэтов (один из главных, но не единственный объект жёсткой критики — приласканная премиями Мария Степанова).

Известный историк Г.С. Кнабе выступает с содержательной статьёй «Булат Окуджава и культурно-историческая мифология. От шестидесятых к девяностым». Также много свежего материала в подборке, посвящённой Борису Слуцкому, а замечательная поэтесса и литературовед Нина Королёва даёт поистине мастер-класс: рассказывает о своих поисках подлинных авторов крылатых поэтических строчек, раскрывает авторство таких, как: “Повези меня, миленький, в бар…”, “Мы разучились нищим подавать…”, “Когда качаются фонарики ночные…” и т.д. Поиск, который в принципе доступен любознательным старшеклассникам и может стать их заданием со звёздочкой.

Раздел «Литературное сегодня» в № 6 представлен статьёй Евгении Щегловой «Герои наших романов: Как живёт, борется, мечтает, страдает и пишет сегодняшний критик». Написана она хлёстко, с подтверждением того, что настоящие критики всегда живут по советско-пионерскому принципу: нам до всего есть дело! Вот и Е.Щеглова отводит немало места разбору недавних телеэкранизаций: «Идиота» и «Московской саги» Василия Аксёнова.

Из других публикаций отметим статьи О.Лекманова и М.Свердлова «Поэт и революция: Есенин в 1917–1918 годах», Л.Розенблюм «Толстой и Достоевский (Пути сближения)», А.Запесоцкого «О научном наследии Дмитрия Лихачёва», подборку материалов о Викторе Шкловском. Также советуем обратить внимание на реферативную статью С.Шерлаимовой, где представлена новая, пока не переведённая на русский язык книга Милана Кундеры, посвящённая истории, теории и поэтике романа. Всемирно известный чешский писатель, автор удивительных по своей словесной красоте романов (почти все переведены на русский) выступает последовательным сторонником сохранения своего любимого жанра в современной литературе. Роман спасает человечество от забвения прошлого. “…Человеческая жизнь. Какова она есть, это сплошное поражение. И единственное, что нам остаётся перед этим неминуемым поражением, которое называется жизнью, — попытаться её понять”. Роману под силу “разорвать занавес” из ложных мифов, притворства, украшательства, занавес, скрывающий истину о мире. “…История искусства преходяща. Лепет искусства вечен”.

В завершение обзора должен вернуться к тем страницам «ВЛ» № 5, где напечатана беседа с замечательным учёным и педагогом Юрием Анатольевичем Шичалиным, основателем известной ныне московской Классической гимназии при «Греко-латинском кабинете». Её можно было бы перепечатать в «Литературе» целиком, но мы по понятным причинам ограничимся строками, где Ю.А. Шичалин говорит о “пользе и необходимости классического образования” для развития современного российского общества.

“…Мы, во-первых, придерживаемся основной установки отечественного (и европейского) гимназического образования: в отличие от профессиональных училищ и любого рода специализированных или узко профилированных школ, классические гимназии дают общее образование и готовят на любое отделение университета. Поэтому для нас большой радостью является тот факт, что наши выпускники учатся на биологическом, ВМК, географическом, историческом, физическом, филологическом, экономическом факультетах одного только МГУ, а также в МГИМО, МАРХИ, РГГУ и других вузах.

Мы совершенно уверены, что непонимание роли классического образования в средних школах для подлинного возрождения России — весьма грустное свидетельство недальновидности нашей политики в области образования. Классические гимназии постепенно должны открываться во всех университетских центрах России. И именно в деле создания классических гимназий в России необходима сильная государственная поддержка”.

С.Д.