Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–7-й классы

Марина Богомолова


Марина Александровна БОГОМОЛОВА — учитель русского языка и литературы московского Центра образования № 57.

Рыцарский турнир на уроке литературы

Шахматы по мотивам истории о Робин Гуде (фото с сайта www.thecollectorsshop.co.uk/_private/robin).

Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения.
Даниэль Пеннак

Наверное, каждый учитель­словесник понимает, что насилие и любовь к чтению — “две вещи несовместные”, и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в разных классах — от шестого до восьмого). Помощником учителя литературы станут в подготовке и проведении праздника коллеги — учителя истории и английского языка.

В начале изучения темы я предлагаю ребятам совершить путешествие в средневековую Англию, узнать, как можно больше об этом времени из исторических источников, а также народных преданий и баллад, а потом самим стать участниками интеллектуального рыцарского турнира XXI века. Предложение с воодушевлением принимается.

Турнир может состояться между двумя классами в параллели или между командами одного класса (в соответствии с делением на группы по изучению английского языка).

На этапе подготовки каждая из двух команд — участниц турнира — с помощью голосования выдвигает из своих рядов трёх мальчиков, которым будет доверено исполнять роль рыцарей. Потом каждый из рыцарей выбирает себе Прекрасную даму и формирует свой отряд, предлагая одноклассникам роли оруженосцев и герольдов.

Рыцари и их команды, готовясь к турниру, выполняют следующие задания:

1) выбрать исторического или легендарного героя, подготовить яркий и выразительный рассказ о нём;

2) придумать девиз и нарисовать на щите герб его владельца.

Прекрасные дамы также должны определиться с выбором легендарной или литературной героини, подготовить рассказ о ней, продумать элементы костюма.

Есть и общее задание для каждой из двух противоборствующих сторон: подготовить инсценировку на английском языке баллады (легенды) о Робин Гуде (при выполнении этого задания неоценимую помощь оказывают учителя английского языка).

Между тем на уроках литературы погружаемся в мир народной баллады и читаем не только предложенные в учебниках, но и внепрограммные баллады: “страшные” («Два ворона», «Лорд Рэнделл», «Эдвард»), “героиче­ские” (о Робин Гуде), “любовные” («Прекрасная Маргарет и милый Вильям», «Василий и Софья», «Трагедия Дугласов»), “исторические” («Королева Элионор», «Юный Уотерс»), “комические” («А ну, закройка дверь!», «Старый плащ»), “волшебные” («Мальчик и мантия», «Леди и кузнец», «Том Лин»). Если после вводного урока, где пойдёт речь о жанровых признаках баллады, организовать работу в группах, то количество уроков, где читаются, инсценируются, обсуждаются все эти баллады, не превысит положенного по программе.

После изучения темы ребятам предлагается сформулировать три вопроса по каждому виду баллад и сочинить свою балладу.

И вот настаёт день турнира. Кабинет преображается в ристалище: команды противоборствующих сторон занимают за столами места друг напротив друга, есть места для зрителей и жюри (из учителей и старшеклассников). Звучит «Баллада о времени» В.Высоцкого: “...И холодное прошлое заговорит // О походах, боях и победах...”

Оглашаются правила турнира (они заранее обговариваются с ребятами, ведь “слово не стрела, но ранит больнее стрелы”). Вот пример таких правил.

Во время турнира участники должны показать свои знания по истории, литературе и английскому языку. Им разрешается принимать помощь от любого из членов своей команды.

Во время турнира запрещается:

  • нарушать дисциплину, отвлекаясь на посторонние разговоры или занятия;
  • критиковать и оскорблять своих соперников;
  • громко и явно выражать эмоции удовольствия или неудовольствия, радости или разочарования.

В случае несоблюдения этих правил рыцарь и его команда подвергаются “штрафу” (лишению баллов),
а при повторном нарушении — исключаются из числа участников турнира и выдворяются с ристалища.

Исторический этап турнира состоит из двух туров.

Первый — это представление рыцарей их герольдами и оруженосцами: рассказ об историческом или легендарном герое и объяснение символики герба (максимальная оценка — по 5 баллов).

Второй — поединки на знание истории Англии Средних веков. (Тестовые вопросы­задания для этого тура готовит учитель истории.) В единоборство попарно вступают рыцари, находящиеся друг против друга. Каждая команда получает варианты ответов. После заданного вопроса нужно поднять карточку, содержащую правильный ответ. Если рыцарь поднимает карточку (наносит удар) первый и этот ответ верный (попадает в цель), он получает 2 балла, если ответ верный, но запоздавший — 1 балл.

Примеры вопросов (верные ответы выделены курсивом).

1. Против кого объединил кельтов король Артур?

• Против данов;

• римлян;

• англов и саксов;

• нормандцев.

2. Кто пришёл в Британию во главе с Вильгельмом Завоевателем?

• Даны;

• римляне;

• англы и саксы;

• нормандцы.

3. Кто издал “Лесной закон”, который нарушали Робин Гуд и его вольные стрелки?

• Ричард Львиное Сердце;

• Вильгельм Завоеватель;

• Генрих II;

• Эдуард III.

4. В какой битве Вильгельм Завоеватель одержал победу в 1066 году?

• При Гастингсе;

• при Пуатье;

• при Суасоне;

• при Таласе.

5. Как назывался документ, который в 1215 году подписал Иоанн Безземельный?

• Великая хартия вольностей;

• Золотая Булла;

• Сент-Жерменский мирный договор;

• Нантский эдикт.

6. Какое название получило собрание представителей всех сословий, которое в 1265 году созвал Симон де Монфор?

• Кортесы;

• ландтаги;

• Генеральные штаты;

• парламент.

7. Что в Англии называют “Книгой Страшного суда”?

• Сборник законов английских королей;

• суд священной инквизиции;

• книги с результатами переписи населения;

• литературное произведение, написанное при дворе Вильгельма Завоевателя.

8. Слова из какого языка появились в речи жителей Британии с приходом нормандцев?

• Из старонемецкого;

• латинского;

• греческого;

• старофранцузского.

9. Какая королевская династия никогда не правила в Англии?

• Плантагенеты;

• Ланкастеры;

• Йорки;

• Капетинги.

10. Кто из этих героев не был рыцарем Круглого стола?

• Ланселот;

• Гавейн;

• Роланд;

• Парсифаль.

После подведения итогов исторического этапа начинается “английский” этап, где участники должны продемонстрировать, насколько хорошо они владеют английским языком. Каждая из противоборствующих сторон разыгрывает поанглийски сценку о народном герое средневековой Англии — Робин Гуде. Их соперники, внимательно посмотрев сценку, отвечают на вопросы учителя английского языка по её содержанию. За полный и правильный ответ команда максимально может получить 3 балла.

Литературный этап открывают выступления Прекрасных дам. Каждая из них представляет какуюнибудь литературную героиню (максимальная оценка — 5 баллов).

Затем в дело вступают рыцари. Словами из баллады Владимира Высоцкого:

Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков —

учитель литературы предваряет конкурс, где рыцарю и его отряду предстоит отразить нападение объединённых сил соперника, каждая команда которого задаст свой трудный и неожиданный вопрос по тому типу баллад, что определит для отряда жребий: “страшные”, “героические”, “исторические”, “любовные”, “комические”, “волшебные”. (За правильный и полный ответ на один вопрос — 2 балла.)

Завершает литературный этап турнира творческий конкурс менестрелей, создателей и исполнителей своих собственных баллад (максимальная оценка — 7 баллов).

После этого конкурса жюри подводит итоги турнира и вручает призы. Напутственным аккордом участникам состязания звучат слова В.Высоцкого:

Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки — из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем!