Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Татьяна СТОРОЖЕВА


Татьяна Юрьевна СТОРОЖЕВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 г. Петровска Саратовской области.

Как ввести в литературу региональный компонент?

Мы регулярно получаем от наших читателей разработки по литературе с краеведческим уклоном — и практически никогда не печатаем их. Дело в том, что речь в них часто идет о материале “местного масштаба”, который большинству читателей оказывается бесполезен. Однако статью Т.Сторожевой мы решили публиковать без колебаний: предложенный ею курс (и вообще подход) обладает мощной моделирующей силой и имеет интересные, проверенные практикой педагогические эффекты (например, в плане национальной самоидентификации школьников). Думаем, что публикацией заинтересуются не только учителя Поволжья, но и словесники других регионов, которые смогут создать похожие курсы на близком им и их ученикам материале.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "KLV-обои". Виниловые, бумажные и флизелиновые Фотообои в кухню, спальню, в прихожую, гостиную, на потолок, в офис и другие помещения. Вы можете выбрать подходящую текстуру и дизайн, а также заказать фотообои со своим изображением. Низкие цены, гарантия качества, профессиональная консультация, удобный поиск обоев по категориям, экологичные материалы. Посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: https://klv-oboi.ru/.

В новых стандартах литературе народов России отведена только одна фраза: введено изучение литературы народов России в категории “подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников”. Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации: одно произведение героического эпоса народов России во фрагментах, а также не менее двух авторских произведений. Удивляет и малое количество произведений, и отсутствие времени на их изучение.

Между тем сегодня как никогда остро стоит вопрос о введении регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодёжь плохо знает язык, историю, литературу своего народа и имеет поверхностное представление о культуре других народов нашей страны. Отсюда один шаг до возникновения проблем межнационального характера.

Мы в Саратовской области давно поняли, что нам нужна краеведческая программа, отвечающая запросам региона, предотвращающая национальную напряжённость.

В 2005–2006 годы сделан первый шаг: в нашей школе была создана программа «Мифы и легенды народов Среднего Поволжья» для учащихся 5х классов.

Предлагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. По­этому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.

Главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного род­ства с её прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

Тексты для занятий подбираются, как правило, из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал, например, представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времён до наших дней» (Саратов: Надежда, 1966). Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какоголибо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведче­скую сторону факультативного курса.

Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

1. Учебная:

  • классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, литературно­краеведче­ские викторины, олимпиады, элементы фольклорного и литературно­краеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты);
  • внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях; подбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
  • развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), в том числе и через сочинения разных жанров и форм.

2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).

3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно­краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).

Факультатив связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Проведение литературно­краеведческого факультатива на должном уровне зависит прежде всего от учителя. В одном лице он совмещает литературоведа, языковеда, историка, исследователя, скрупулёзно собирающего материальные следы прошлой и нынешней культуры, пропагандиста краеведения и энтузиаста.

В конце учебного года мы уже можем подвести первые итоги. К положительным результатам можно отнести:

  • заинтересованность ребят в изучении курса, что позволило повысить качество знаний и по литературе;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • участие в различных краеведческих литературных конкурсах;
  • и самое главное — признание учащимися своей национальности.

Если на начало года в классе все признавали себя исключительно русскими, то в конце года выяснилось, что из 16 учащихся:

  • мордва — 2 человека;
  • немцы — 1 человек;
  • казахи — 1 человек;
  • татары — 1 человек.

Очень интересной была работа по выполнению проекта «Мы разные, но мы вместе» на фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио», проводимом Издательским домом «Первое сентября».

Были и трудности:

  • отсутствие литературы по теме, даже такой элементарной, как малые жанры устного творчества народов, населяющих область;
  • некоторые темы были перенасыщены текстами, на знакомство с которыми не хватало времени.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. В среднем звене нужна региональная программа по литературе, позволяющая изучить произведения народов, населяющих регион, район, город, село.

2. Нужен учебник­хрестоматия для учащихся среднего звена, содержащий произведения, заявленные программой.

Вот как выглядит сама программа.

Мифы и легенды народов Среднего Поволжья

Содержание программы

Жанры устного народного творчества

Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира. Родословная. Начальные сведения о топонимике.

Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по уст­ному народному творчеству, собранного ребятами в семье).

Топонимика

Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Краткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.

Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь.

Экскурсии

1. Экскурсия по улицам города «О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?».

2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».

3. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

Предания волгарей

Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).

Предания, записанные М.Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаённое подземелье»; Г.Шенеманом — «Па­роход на лугу» (по выбору учителя), «Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды.

Использование языковых средств для создания образа.

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Обитатели Среднего Поволжья

Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы Саратовской губернии. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.

Творческая работа. Литературноизобразительный проект «Мы на карте области» (оформление миникарты с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).

Экскурсии

1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».

2. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

3. Экскурсия в Саратовский музей этнографии «Народы Саратовского Поволжья».

Сербы

Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

«Рубаха счастливого человека»

«Сливы за сор»

«Кто не работает, тот не ест»

«Правда и кривда»

«Счастье и ум»

«Век живи — век учись»

Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение­коллаж по цитатам из сербских сказок).

Татары

Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.

«Предания о Казани»

«Завещание»

«Правда спасает, а неправда подводит»

«О кривой берёзе»

Творческая работа. Народы разные, а мораль... (сочинение на основе анализа сказок «Правда и кривда» и «Правда спасает, а неправда подводит»).

Экскурсии

Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.

Возможна экскурсия в школы татарских сёл, где изучают историю своего народа (Усть­Уза, Татаро­Пакаевка).

Чуваши

Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи — Улып­Великан.

«Земля Улыпа»

«Гора Чабырлы»

«Мост Азамата»

«Отчего ласточка двухвостая»

«Почему сосна и ель вечно зелёные»

«Как ловили луну»

Творческая работа. Сочинение мифа о каком­либо явлении природы, характерном для нашей местности.

Экскурсии

Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.

Мордва

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.

«Ехал по Волге князь Мурза»

«ВолгаРав и Каспий»

«Алтырь и Инсар»

«Как кузнец соседа подковал»

Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни, района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты).

Экскурсии

Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, где изучают историю своего народа (Ново­Захаркино, Савкино).

Русские

Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

«Про град Китеж»

«Легенды о граде Китеже»

«Утёсы над Волгой»

«Воцарение Ивана Грозного»

«Наказание Волги»

«Свеча»

Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

Немцы

Немецкие колонии на Волге. Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).

Экскурсии

1. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».

2. Возможны экскурсии в краеведческие музеи городов Маркса, Энгельса.

Казахи

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

Легенда о Ер­Каптагае.

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чём поёт ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Украинцы

«Откуда есть пошла украинская земля?». Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван­да-Марья».

Тематическое поанирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Жанры устного народного творчества. Моя родословная

3

2

Топонимика. История в названиях

2

3

Предания волгарей

2

4

Обитатели Среднего Поволжья

2

5

Сербские сказки

2

6

Татарские легенды

2

7

Мифы и легенды чувашей

2

8

Мифы и легенды мордвы

2

9

Предания княжеской Руси

2

10

Сказания о немцах Поволжья

2

11

Мифы и легенды казахов

2

12

Предания о волжских малороссах

2

13

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе — Россия»

4

14

Защита проектов

2

15

Резерв (желательно использовать на экскурсии)

5

В заключение приведу несколько творческих работ учащихся 5-го класса.

В течение года ребята выпустили семь классных газет, семь журналов «Родничок», каждый из которых посвящён народности, проживающей в Среднем Поволжье. Сами сочинили легенды. Конечно, до тех, что сочинял народ веками, им далеко...

Но ведь это только начало!

Ромашка

В древние времена люди поклонялись богу Солнца. Они обращались к нему за советами, но бог Солнца не успевал всем ответить. И послал он на Землю помощниц — цветы с белыми лепестками и жёлтым сердцем в середине. Первые, кто задавал вопросы этим необыкновенным цветам, были Рома и Маша. Так и назвали цветок по именам героев — «Ромашка».

Лена Герасимова

Одуванчик

Одуванчик считается символом солнца. Сначала он жёлтый, потом превращается в воздушные солнышки. Однажды в далёкие времена молодая мама гуляла с мальчиком Ваней. Увидели они цветок — воздушное солнышко.

— О, дуй, Ванечка, — сказала мама сыну.

— Одуванчик... — подхватило эхо.

Так и пошло с тех пор: в мае зацветают одуванчики...

Настя Минаева

Медведица

Давнодавно Медведица была большой и полноводной, зеркально чистой, на её берегах не было мусора, а в воде было много рыбы. Весной река ревела, как медведица, защищающая своего медвежонка. Так и пошло с тех пор название — «Медведица»...

Сейчас наша река не так красива и полноводна, но весной рычит она пострашнее всякой медведицы...

Сергей Верин

Волга и Медведица

Жила­была красивая голубоглазая женщина Волга. Пошла она в лес по ягоды да наткнулась на бешеного медведя. Закричала страшным голосом, услышал крик её муж Рав, да не успел на помощь. Сам он погиб, смертельно ранив медведя. Соединились вместе Рав и Волга и превратились в могучую и красивую реку Волга (а мордовский народ её до сих пор называет Рав).

А параллельно ей течёт кровь­вода убитого Равом медведя — река Медведица. Рядом, а соединиться не могут... Не судьба...

Денис Корсаков

Почему на земле бывают ураганы

Однажды бог Ветра приказал своему сыну послать на Землю сильный ураган. Сын отказался выполнять просьбу отца. Рассердился отец и отправил сына на Землю, лишив его бессмертия.

Сын, оказавшись на Земле, встретил добрую и красивую девушку, женился на ней и жил долго и счастливо. А бог Ветра в гневе, вспоминая о сыне, посылает на Землю ураганы, чтобы люди знали о его могуществе.

Анастасия Акимова

Рейтинг@Mail.ru