Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9–10-й классырепродукция портрета В.А. Лопухиной работы М.Ю. Лермонтова. 1835 г.

Полина Русенко


Полина Павловна Русенко — учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Нижний Новгород.

Лирика Лермонтова: произведения на фоне биографии

В феврале наши читатели получат брошюру «Уроки по Лермонтову в 10-м классе» известного методиста Н.В. Беляевой. Однако Лермонтова много не бывает, и мы намеренно решили сопроводить названную брошюру ещё двумя лермонтовскими разработками в этом номере, а в «Литературной карте» дать информацию о мемориальных местах, связанных с жизнью М.Ю. Лермонтова.

Представляется, что всё это вместе окажет существенную помощь словеснику в разностороннем, свежем представлении творчества нашего величайшего писателя, выведшего русский романтизм на уровень всемирно значимой классики.

Каждый год мы обращаемся к творчеству М.Ю. Лермонтова. Безусловно, ученики должны представлять, чем жил и как мыслил поэт, потому что это один из ключей к пониманию его произведений. Однако ограниченное количество часов, отпущенных на уроки литературы, не позволяет нам очень подробно говорить о биографии. Поэтому нужно предлагать ученикам такие биографические фрагменты, которые бы каждый раз, от урока к уроку, расширяли картину представлений о поэте, делали её целостной.

Мы рассмотрим в статье три темы:

«Мотивы забытья и сна» («Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Сон»);

«Тема войны» («Валерик»);

«Земное и небесное» («Молитва», 1837, «Выхожу один я на дорогу…»).

Сразу оговоримся, что биографические фрагменты будут представлены полностью, а для анализа лирических произведений мы даём вопросы и задания учащимся и основные выводы.

Мотивы забытья и сна

Урок начнём с чтения вслух стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…» беседы.

— Расскажите о мире, который окружает героя стихотворения.

Этот мир шумен, дик, бездушен, лжив, герой его не принимает.

— Что противопоставляет лирический герой такому миру?

Внутренний мир своей души, сотканный из воспоминаний и мечты. Это пространство овеяно свободой и свежестью мысли и чувства. Только здесь герой живёт.

— Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция?

Она даёт представление о соотношении двух миров — внешнего и внутреннего. Возвращение в мир реальности из мира мечты для героя неизбежно. Тем самым усиливается трагедия одиночества.

— Прочтите фрагменты из воспоминаний И.С. Тургенева и сравните взгляд на поэта со стороны с мировосприятием героя стихотворения.

И.С. Тургенев так запомнил поэта, встреченного на одном из балов: “Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза…” Ученики легко отмечают параллели между этим фрагментом и стихотворением.

Соотношение внутреннего и внешнего в этом человеке иллюстрирует ещё один фрагмент воспоминаний И.С. Тургенева: “В наружности Лермонтова было что­то зловещее и трагическое; какой­то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас осознавал каждый”. Любопытно найти здесь переклички с портретом Печорина из повести «Максим Максимыч».

Любопытные переклички со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою окружён...» находим в стихотворении «Сон». Перед беседой прочтём его вслух.

— Какие два мира открывает мотив сна?

Мир смерти (“но спал я мёртвым сном”) и мир жизни (“в грустный сон душа <…> была погружена”), но между ними существует некое “пространство”, которое и означено непосредственно сном. Отсюда герой видит всё со стороны, и себя в том числе, и пространство для него не имеет значения, потому что он находится уже вне жизни, но ещё и вне смерти.

— Как особенности композиции соотносятся с мотивом сна?

Поскольку композиция кольцевая, то в финале снова отчётливо возникает пространство вневременья — только в центре него находится уже героиня.

— Каким себя ощущает человек живущий и человек, готовящийся принять смерть?

И тот и другой одиноки: “лежал один я на песке долины”, “и солнце... жгло меня”; “сидела там задумчиво одна”. Таким образом, тема одиночества выходит за рамки социума и поднимается до масштабов бытия, то есть люди способны чувствовать друг друга только в этом “третьем” пространстве, созданном горем, тоской, отчаянием человеческой души. Возникает мысль о невозможности обретения счастья живущими.

— Тогда что подразумевается под сном, вынесенным в заглавие?

Сон — это не просто мечта о взаимопроникновении человеческих душ, а это ещё и выражение философского представления поэта об участи человека, которая печальна, — одиночество абсолютно.

В стихотворении «Сон» отразились собственные впечатления и переживания Лермонтова, связанные с кавказской войной. Кроме того, из воспоминаний современников мы знаем, что М.Ю. Лермонтов был искренне привязан к В.А. Лопухиной и сохранил добрые с ней отношения. Свидетельством этому является стихотворение «Валерик», написанное в жанре послания.

В качестве домашнего задания предлагаем прочитать «Валерик», сформулировать темы, затрагиваемые в нём, и определить композиционные части.

Тема войны

В октябре 1840 года М.Ю. Лермонтов сообщает брату В.А. Лопухиной: “Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратился после двадцатидневной экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда, и если мне случится с ним удачно действовать, то авось что­нибудь дадут; я ими только четыре дня в деле командовал и не знаю ещё хорошенько, до какой степени они надёжны; но так как, вероятно, мы будем воевать ещё целую зиму, то я успею их раскусить. Вот тебе всё обо мне самое интересное”.

Исходя из этого письма, ученики определяют, что поэта занимают люди — люди на войне.

А несколькими месяцами раньше представленного письма, 11 июля, у речки Валерик произошло сражение, описанное в послании «Валерик». Учащимся предлагается определить, такие же акценты расставляет лирический герой, являющийся участником военных действий, или нет.

Опираясь на домашнюю подготовку, ученики выделяют две композиционные части, связанные с описанием военных событий. И чтобы вполне понять лирического героя, предлагается сопоставить эти части по следующим позициям: 1) символика цвета; 2) подготовка к сражению; 3) описание боя; 4) состояние лирического героя после битвы.

Лучше всего сделать таблицу, состоящую из цитат; после каждого пункта записывается краткий вывод, а в конце даётся обобщение. Приведём фрагмент подобной работы.

 

Первая часть

Вторая часть

Подготовка

к сражению

“дальний выстрел”, “прожужжала шальная пуля”, “крик”, “затихло”, “ведут коней”, “зашевелилася пехота”, “проскакал один, другой”, “шум, говор”, “подъём ударил барабан”, “гудит музыка”, “звенят орудья”, “рассыпались с гиком казаки”

“на братный зов толпы стекались”, “мелькали маяки кругом”, “оживилися леса”, “скликались дико голоса”

Описание боя

“мюрид... ездит важно”, “он машет, кличет — где отважный?”, “казак пустился”, “выстрел”, “ранен!.. — Ничего, безделка…”, “завязалась перестрелка”, ”в этих сшибках удалых забавы много, толку мало”

“в арьергард орудья просят”, “ружья из кустов выносят”, “тащат за ноги людей”, “кличут громко лекарей”, “с гиком кинулись на пушки”, “градом пуль... отряд осыпан”, “вдруг залп… глядим: лежат рядами”, “«вон кинжалы, в приклады!» — и пошла резня”, “в струях потока бой длился”, “резались жестоко, как звери, молча, с грудью грудь”

Из таблицы видно, что звуки, предвещающие битву, в первой части нарастают медленно, постепенно, от единичных к массовым; во второй же части сразу чувствуется огромное скопление людей, которое наводит ужас своими криками. Сам бой в первой части представляется как игра, развлечение, не несущее горя; тогда как во второй части внимание обращается на оружие, на жертвы и на бесстрастность противоборствующих сторон.

Проведя таким образом анализ, ученики приходят к выводу, что в центре внимания лирического героя находится тоже человек. Однако он, являясь частью мира, его же и разрушает; отдаляясь от гармонии, он движется в противоположную сторону от своего “высокого предназначения”. Поэтому и появляется применительно к человеку эпитет “жалкий”.

Говоря о том, что в произведении существует ещё одна композиционная часть, связанная с непосредственным обращением к В.А. Лопухиной, учащимся можно предложить следующее домашнее задание: детально прокомментировать оттенки чувства лирического героя и сопоставить их в этой связи с письмом Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Земное и небесное

Урок начинается с работы, проделанной дома. Ученики, безусловно, выделяют в “палитре чувств” стихотворения любовь как ведущее чувство героев, замечая, однако, и попытку оправдания, и мнимое равнодушие, и невозможность не любить, и раскаяние за любовь, и душевное одиночество, и, может быть, в какой­то степени упрёк, и насмешку, и искреннее желание счастья и, в конце концов, прощение.

Далее учащиеся знакомятся с ещё одним стихо­творением, посвящённым В.А. Лопухиной, — «Молитвой» (1837). Обращаем внимание на то, что его М.Ю. Лермонтов записывал, находясь в заключении (поводом к аресту послужило стихотворение «Смерть Поэта»), на клочках серой бумаги, куда завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек.

Вопросы для беседы

  • К кому обращается герой стихотворения?
  • Кем является этот герой, обращающийся к Богородице?
  • За кого молит лирический герой?
  • Какой приём подчёркивает отношение лирического героя к миру и тем самым даёт обоснование молитвы?
  • Что желает лирический герой своей возлюбленной?

После предварительного анализа учащие определяют, какие образы представляют земную сферу, а какие небесную, и приходят к заключению, что холодность земного мира не должна коснуться возлюбленной героя. Здесь любовь рассматривается как любовь к человеку (герой желает счастливой жизни, полной благодати, “покойной” старости и надёжного небесного покровителя для души “девы невинной”), но во всечеловеческом масштабе.

В отличие от «Молитвы» в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой хочет ощутить в себе разные “сферы” — тело его на земле, душа стремится к небу. Ученики выписывают фрагменты, связанные с земным миром, это позволяет увидеть нарастание желания лирического героя жить с “небом” в душе, но на земле. Рассмотренное противопоставление открывает перед нами возможность постичь пути достижения прекрасного. В этой связи любопытно рассмотреть ещё одну «Молитву» (1829): это стихотворение, быть может, приблизит нас к обоснованию позиции лирического героя в «Выхожу один я на дорогу…» (1841).

Учащимся предлагается написать тезисы к вопросу “К каким сферам бытия тянется герой стихо­творения?”. В качестве примера приведём две такие работы.

В «Молитве» герой не хочет полностью уходить в небесное. Он любит землю и связанное с нею (“мрак земли могильной с её страстями я люблю”). Герой “привязан” к земле, но его также волнует спасение его души (“Пускай… освобожусь, тогда на… путь спасенья к тебе я снова обращусь”). Спасение можно обрести, только “оставив” земную жизнь (“останови голодный взор… тогда… к тебе я снова обращусь”). На первый взгляд герой не может сделать выбор между землёй и небом, но на земле он мыслит и чувствует, на небе превратится “сердце в камень”. Земное — благо, а небесное — мука, так как лирический герой — поэт, а лишив его творчества, Бог убьёт его душу...

Лирический герой, полный переживаний и гнетущих мыслей, обращается к “всесильному”. В его душе два мира — небесный и земной —взаимодействуют очень сложно. Вначале герой говорит о привязанно­сти к земному миру с его “страстями” и о том, что он далёк от неба и Бога. В своём творчестве он видит жизнь (“лава вдохновенья клокочет на груди моей”). В конце стиха герой говорит о небе (“Тогда на тесный путь…”), что свидетельствует о том, что оно не является для него спасением. Герой находится на своём собственном пути — пути творца, поэта, который не может ограничиваться только земной или только небесной сферой, а хочет вобрать в себя их разнообразие.

На доске заранее записаны вопросы для анализа стихотворения.

  • Обращение к Богу — это просьба или покаяние?
  • Кем является лирический герой?
  • В чём заключается основа земной жизни поэта?
  • Изменится ли он, принадлежа полностью небу?
  • Какой образ свидетельствует о невозможности для героя выбрать одну из сфер мира?

Сопоставляя свои тезисы с ответами на предложенные вопросы, ученики приходят к выводу о стремлении лирического героя к некому равновесию между сферами бытия, то есть к гармонии, которая, как известно, является одной из составляющих прекрасного. К её обретению стремится творец.

Нельзя не заметить, как в этом стихотворении намечается тема зла, нисходящего с неба. Развивая мысль в этом направлении, можно плавно перейти к изучению поэмы «Демон».