Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2007

Архив

Выпускной экзамен

Наталья Свирина


Наталья Михайловна Свирина — доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, научной руководитель Ассоциации гимназий г. Санкт-Петербурга.

Рывок в будущее, или Как готовиться к выпускной работе по литературе

Каждый учитель помнит, вероятно, как трудно было ему в студенческие годы писать свою первую курсовую работу: выбрать или самому сформулировать тему, найти соответствующую литературу, очертить круг вопросов и определить проблему, которая будет решаться, тем самым задать логику тексту... С этими же проблемами сегодня сталкиваются те из наших учеников, кто решает сдавать экзамен по литературе в форме защиты выпускной исследовательской работы, реферата. Но если вуз самим построением учебного процесса готовит студента к самостоятельной научной работе, то как же подготовка к ней может осуществляться в стенах школы? Ведь известно, что те факты, с которыми знакомятся ученики в рамках школьной программы, никогда не поспевают за современной научной мыслью. Любой учитель литературы знает, например, как мала степень знакомства учеников с современной литературой в сравнении с литературой классической!

Да, школа должна давать базовые знания, но она же и ориентирует выпускников на интересующую каждого из них область: науки, искусства, практической деятельности. Сам процесс работы над выпускной исследовательской работой по литературе (равно как и по любому школьному предмету) может стать мощным рывком в будущее для молодого человека, стоящего перед выбором своей специальности. Это форма, жизненно необходимая для профильной школы: только действуя в большой степени самостоятельно, осуществляя пускай не быстрое, но индивидуальное движение мысли по поводу прочитанного, самостоятельно, а не по вопросу учителя на уроке обдумывая точки зрения писателей, критиков, мыслителей прошлого, принимая их или вступая с ними в свой, внутренний спор — только тогда старшеклассник может сформировать свою аргументированную читательскую позицию. В процессе работы над рефератом формируется читатель, осмысленно относящийся к книге.

Это идеальная модель выпускника, могут возразить учителя, жалующиеся на то, что нынешние дети читают очень мало или не читают вовсе ничего, кроме учебника. Но, обратившись к опыту современных гимназий и лицеев, увидим, что таких учеников, кто осознанно выбирает именно эту форму и проходит затем через все этапы самостоятельного исследования, весьма и весьма много. «Конференция победителей», которую ежегодно организует и проводит в Санкт-Петербурге Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, как раз и является показателем такого роста интереса выпускников к исследовательской деятельности. Она помогает им если не выбрать специальность, — очевидно, что не всякий выпускник, защищающий реферат по литературе, станет поступать на филологический факультет, — то сформировать на примере этой годичной работы свой образ мышления, способ самостоятельно в рамках очерченной темы добывать знания, делать выводы в связи с прочитанной научной или научно-популярной литературой, классифицировать свои мысли по степени значимости, связно излагать их и, наконец, уметь коротко, но ёмко представлять свою работу. Это целая школа приобретения бесценных навыков.

Поговорим о способах, которые дают возможность учителю на уроках литературы приготовить ученика к исследовательской деятельности. Естественно, путём, ведущим к этому, является проблемное обучение в различных своих формах, так как именно решение проблемы, являющейся существенной, ведущей к пониманию поступка героя литературного произведения, отдельного эпизода, позиции автора и литературных критиков разных времён, всегда провоцирует работу мысли ученика над художественным текстом.

Восьмой класс

Наиболее удачным временем, когда имеет смысл начинать движение в этом направлении, является, по моим педагогическим наблюдениям, 8-й класс, если учитель работает с классом не первый год. К этому времени за годы обучения литературе уже создаётся определённый круг чтения (имеем в виду программные произведения и то, что читалось к урокам внеклассного чтения, литературным конкурсам, вечерам, спектаклям), что позволяет задать направление к самостоятельному исследованию 11-го класса. Потому в конце первой четверти, перед осенними каникулами, ученикам 8-го класса учитель предлагает список вопросов, составленных или как проблемные, или же как альтернативные (возможен также жанр размышления и творческой работы).

Вопросы должны базироваться на той программе, по которой учитель работает с этим классом. Вместе с тем каждый вопрос должен иметь две стороны. В основе одной — известное восьмиклассникам литературное произведение, уже изученное на уроках или то, что будет изучаться в течение учебного года; другая сторона — открытая, связанная с необходимостью на базе знакомого произведения самому думать дальше или о художественной интерпретации этого произведения в каком-либо искусстве, или о позиции критика в отношении этого литературного произведения, или о причине жизни данного произведения в последующие времена, далеко отстоящие от времени его создания, и т.д.

Каждый ученик выбирает для себя один вопрос-тему, для этого необходимо дать время (неделю-две, не более). Затем учитель вновь “пускает” по классу лист с темами, чтобы ученики возле выбранной темы написали свою фамилию. Учитель объясняет, что эти вопросы являются индивидуальными заданиями, завершающимися короткими выступлениями каждого ученика после весенних каникул. И начинается работа.

Приведём примеры итоговых годовых вопросов (заданий, тем) для восьмиклассников.

Темы сопоставительного характера, ориентированные на выявление индивидуальности авторского стиля, художественного образа

1. В чём близок Демон Врубеля герою поэмы Лермонтова?

2. Чем близок и в чём отличен Ланцелот (Е.Шварц. «Дракон») от Дон Кихота Сервантеса?

Темы, основанные на интерпретации литературного произведения в других видах искусства

1. Такой ли вы представляли себе песню Демона, какой услышали в арии из оперы А.Рубинштейна? Что в этой музыке продиктовано лермонтовской интонацией?

2. «Метель» Пушкина и Свиридова: что в музыке пушкинского, а в чём угадывается интонация ХХ века?

3. Объясните особенность жанра баллады на примере баллады Гёте или Шиллера и музыкальной баллады Шопена.

4. Стихотворения (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета) и романсы на эти стихи: рассказ о поэтической интонации и объяснение музыкальной интерпретации.

Темы, задающие представление о литературном пространстве, а также определяющие в нём место для читателя

1. Почему Пушкин назвал Вертера “мученик мятежный”?

2. Объясните высказывание Л.Н. Толстого о романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые»: “На днях... я прочёл «Униженные и оскорблённые», и умилялся”. Что в романе Достоевского даёт повод для такого отношения?

3. Какие вопросы и почему вы задали бы Ф.М. Достоевскому, познакомившись с его романом «Униженные и оскорблённые»?

Темы для “визуальщиков”: перевод литературных планов в визуальные образы, сцены или анализ увиденного (кино, театр, видео)

1. Кого из современных актёров и почему вы предложили бы на роль Хлестакова? Какой эпизод предложили бы ему сыграть в качестве пробного, будь вы режиссёром, почему?

2. Как бы вы поставили финал пьесы Е.Шварца «Дракон» сегодня?

3. На выбор учеников: рассказ-анализ кино-, видеофильма по известному литературному произведению.

Темы на обобщение, основанное на увеличении, укрупнении масштаба образа

1. Метель в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Метель»: чем привлекает Пушкина сила стихии?

2. Почему стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая...» стало народной песней?

3. Почему образ Дон Кихота можно считать “вечным”?

4. Значение слова “странный” в романе Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Темы, основанные на деятельностном подходе, с максимальным участием ученика

1. А.Блок. «На поле Куликовом»: составление цветовой гаммы произведения и объяснение её значения.

2. Индивидуально: создание аргументированных иллюстраций к одному из изученных литературных произведений.

3. Предложите тему и название сборника стихотворений известных вам русских поэтов и напишите предисловие; репродукции каких картин вы бы сделали иллюстрациями этого поэтического сборника?

Как уже было сказано, эти вопросы (задания, темы) готовятся учениками в активном диалоге с учителем, иногда одно задание берут два человека; сам результат — в выступлениях, которые проходят в конце учебного года и могут быть последними уроками или же проводиться во внеурочное время, например, на литературном вечере. Сообщения учеников сопровождаются вопросами одноклассников и учителя, что создаёт живое действие; музыкальные произведения (фрагменты), по которым отвечают ученики, непременно звучат в классе.

Цель отчёта — в подведении некоторого итога для самих учеников. Они оказываются способны — и сами это чувствуют — объяснить интерпретацию, соотнеся её с первоисточником, или найти путь к объяснению прочитанного произведения через его оценку другим писателем и т.д.

Роль такой деятельности состоит в том, что происходит осмысление восьмиклассниками литературы как динамичного процесса, где ничто не остаётся только в своём времени, и искусство в целом открывается как дорога к дальнейшей жизни образа, идеи, сюжета. Литература, отдельное произведение выходит за рамки понятия “программа”, “урок”. Литература становится пространством, в котором интересно находиться. Особенно хорошо такая работа проходит в классе, привыкшем к внеурочной литературной деятельности, например, к ежегодным «Литературным турнирам», викторинам, играм.

Девятый класс

Следующим этапом подготовки к учебному исследованию становится работа над сочинением в 9-м классе. Как только учитель начинает приучать класс к логически подготовленным письменным высказываниям — сочинениям — по поводу литературного произведения, сразу включаем это в нашу идею: сформировать потребность и навык мыслить по поводу прочитанного. Для этого по каждому произведению даём много тем, различно направленных и принципиально разнообразно сформулированных. Важно, чтобы у девятиклассника “глаза разбежались” — только тогда при выборе уже будут появляться собственные мысли. Вот, например, темы сочинений по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1. Кому из героев более сочувствует Пушкин в романе?

2. Какова закономерность появления автора в “свободном романе”?

3. К кому из героев и почему обращена авторская ирония?

4. Эпиграфы к роману и главам как путь к финалу романа.

5. Кто более прав по отношению друг к другу: Татьяна или Онегин?

6. Отдаёт ли автор предпочтение кому-либо из главных героев?

7. Роль пейзажа в сюжете романа.

8. Тема масок и маскарада в романе.

9. Круги жизни в романе (высший свет, провинция, Санкт-Петербург, Москва, путешествие Онегина): каков взгляд Пушкина на русское общество? (По роману «Евгений Онегин».)

После того как тема выбрана, задаём ученикам подготовить развёрнутый план сочинения, тезисы основных мыслей. Это очень сложный этап работы, особенно над первыми двумя сочинениями, так как дети склонны к отпискам типа «Вступление. Основная часть. Заключение». Забраковывая такие планы, ещё раз уточняем цель развёрнутого, или логического плана: представить последовательно те основные мысли, которые вы собираетесь развёртывать и доказывать в своей работе. Обычно такой план получается с третьего, а то и с пятого раза, он должен оцениваться не менее чем на “4”. Так оценённый план является допуском к сочинению. Естественно, при проверке учитель смотрит и на то, насколько соответствует сочинение плану. Здесь принципиально важно выработать у школьника позицию: нельзя относиться к теме сочинения или устного развёрнутого ответа бездумно и писать “как бог на душу положит”.

Параллельно работе над сочинением может идти индивидуальная работа в логике, описанной для 8-го класса. Естественно, что темы для исследований должны сопрягаться с программой года. Вот несколько удачных тем для 9-го класса.

1. Классицизм в русской архитектуре.

2. Классицизм в Петербурге.

3. Личная честь и понятие общего долга в «Слове о полку Игореве».

4. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина на сцене: опыт рецензии.

5. Какой вам видится постановка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» сегодня?

6. Сходные сюжеты и их различия в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

7. Библейские сюжеты в поэзии А.С. Пушкина. Фольклорные мотивы в поэзии первой трети XIX века.

8. Чем поэмы и баллады так родственны романтизму?

Десятый класс

С 10-го класса работа по выбранной исследовательской теме усложняется. Учитель предлагает список весьма широких зачётных тем, но на этот раз не уточнённых конкретными литературными произведениями. Наполнить выбранную тему литературным содержанием становится задачей ученика на всю первую четверть. Приветствуются программные и околопрограммные произведения, но поощряется и самостоятельность, тем более при следовании данной системе — это уже второй, а то и третий круг индивидуальных тем, по которому проходят ученики. Потому в конце списка можно приписать следующее: “Если ничего не смогли для себя выбрать, предлагайте для обсуждения свои темы”. Разумеется, самостоятельно задуманные темы прежде всего обговариваются с учителем.

Приведём пример списка индивидуальных тем для зачёта по литературе второй половины XIX века (с 40-х годов).

1. Письма и дневники литературных героев.

2. Ученье в произведениях русских писателей.

3. Счастье в представлении литературных героев.

4. Проблема “отцов” и “детей”.

5. Мода и её отражение в литературных произведениях.

6. Сегодняшний театр в обращении к литературным произведениям XIX века (серия рецензий на спектакли петербургских драматических театров).

7. Сравнение иллюстраций разных художников к произведениям русской классической литературы.

8. Война и патриотизм в изображении русских писателей.

9. Наполеоновские идеи в русской литературе XIX века.

10. Философские разговоры литературных героев.

11. Охота и развлечения героев.

12. Мечты и идеалы литературных героев.

13. Преступление и наказание в литературе.

14. Поиски смысла жизни литературными героями.

15. Личность и общество.

16. Герои литературных произведений о роли личности в истории.

17. Русская природа в жизни литературных героев.

18. Искусство в жизни литературных героев.

19. Женские образы в литературе.

20. Детство литературных героев.

21. Лирический герой в поэзии и прозе.

22. Врачи в литературных произведениях.

23. Роль критики в отношении общества к литературе.

24. Образы аллей в русской литературе.

25. Место и причины дуэлей в литературных произведениях.

26. О чём спорят литературные герои?

В процессе этой работы важно научить школьников:

1. Самостоятельно ориентироваться в большом количестве литературных произведений, наполняющих школьную программу 10-го класса, тем более произведений, ещё не изученных на уроке. Потому учитель предлагает список литературы на лето, а в начале описываемой здесь работы советует полистать учебник.

2. Планировать свою работу, для чего после обговорённых произведений, на которых будет раскрываться тема, ученику предлагаем составить тезисный план.

Каждый этап работы обязательно проверяется учителем, ведётся разговор о том, почему ученик наполняет тему именно этими произведениями; что он успел прочесть; с чего он собирается начинать работу над темой; какую главную проблему он думает решать в этой работе. Так в беседе с учителем отрабатывается (на основе уже принесённого тезисного плана, каким бы наивным и простеньким он ни был) главная проблема, создаётся цепочка вопросов, и это задаёт логику работы. Эта беседа становится зачётной в конце четверти, то есть в конце октября — начале ноября.

Посмотрим на нескольких примерах, какими программными произведениями школьники наполняют данные им темы и как эти темы в итоге формулируются.

1. Как представлена проблема “отцов” и “детей” в романах Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание», Толстого «Война и мир».

2. “Наполеоновские” идеи в контексте творчества Пушкина: «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» и «Выстрел».

3. Роль философских разговоров литературных героев в романе Л.Толстого «Война и мир», И.Гончарова «Обломов», И.Тургенева «Записки охотника».

4. Охота и развлечения литературных героев середины XIX века: И.С. Тургенев. «Записки охотника», Л.Н. Толстой. «Война и мир», Ф.М. Достоевский. «Идиот».

5. Проблема личности и общества в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», романе И.С. Тургенева «Рудин», драме А.Н. Островского «Гроза».

6. Изображение детства литературных героев как путь к пониманию образа героя: по трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые», роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Обращу внимание читателя на то, что в темах появляется большее, чем прежде, пространство: хотя десятиклассниками выбираются и те произведения, которые были уже ранее изучены, но теперь они прочитываются под новым углом зрения. Таким образом начинает решаться следующая задача: активизация литературных впечатлений и создание на их основе нового, отчасти собственного, взгляда, “перечитывание заново”.

В течение года проходят консультации, беседы с учителем, но они уже не обязательно должны быть индивидуальными: сам набор произведений сформирует микрогруппы, с которыми можно работать вместе. Такие встречи становятся весьма эффективными, так как одни и те же произведения в процессе встреч освещаются с разных сторон, происходит включение в разные линии сюжета, ученики значительно лучше, свободнее входят в литературу именно за счёт таких регулярных встреч-консультаций.

Во второй половине года начинаются выступления в связи с изучаемыми на уроках произведениями, а сама письменная работа целиком подаётся уже в апреле. Оценки ставятся раз в четверть (триместр) за работу над темой, следующая оценка — при устном выступлении, последняя — за представленную письменную работу.

Надо отметить, что многие десятиклассники уже способны не просто взять предложенные учителем темы, но и переформулировать их коренным образом, выявляя в них пласт проблем. Это говорит о действенности нашей методики. Вот примеры таких трансформаций, решительных шагов по пути исследования.

1. Преобразование идей у героев романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

2. Нравственный фон эпохи и отношение общества к любовным романам (по произведениям русских писателей середины XIX века).

3. Сильные личности в прозе XIX века.

4. Первая любовь в судьбе героини (по прозе второй половины XIX века).

5. Сцены признания в любви как предопределяющие финал литературного произведения (по роману Гончарова «Обломов», Достоевского «Преступление и наказание», Тургенева «Дворянское гнездо», Проспера Мериме «Кармен».

6. Лики единого мира (выражение национального самосознания в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского).

7. Пространство в произведениях Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского.

8. Отношение героев литературных произведений к России как фактор, определяющий их судьбы (Базаров, Раскольников, Обломов).

9. Тема одиночества человека среди людей в романах Тургенева, Достоевского, Гончарова.

10. Влияние достижений отечественной науки на направления русской литературы (Тургенев — Писарев — Вересаев — Чехов).

11. Отражение идей нигилизма и сверхчеловека в произведениях Тургенева и Достоевского.

12. Отношение героев русской литературы XIX века к войне как составляющая часть их мировоззрения.

13. Роль снов в русской литературе XIX века.

14. Особенности русской сатиры начала XIX века.

15. Роль критической деятельности В.Г. Белинского в дальнейшем движении русской литературы XIX века.

16. Самоубийцы в пьесах А.Н. Островского и А.П. Чехова.

17. Преступление в сознании литературных героев XIX века.

18. Причины конфликтов в литературных произведениях XIX века и их изменение с течением времени.

19. Проявление эгоизма в произведениях первой половины XIX века.

И другие.

Одиннадцатый класс

К 11-му классу мы подходим, выработав у школьников:

1) опыт мотивированного выбора темы;

2) умение наполнять тему определённым литературным содержанием;

3) навык создания не формального, но логичного по смысловой наполненности тезисного плана работы;

4) навык комментирования художественной интерпретации в связи с авторским замыслом литературного произведения;

5) небольшой, но имеющийся навык работы с литературой по теме;

6) опыт выступления и защиты своих мыслей;

7) опыт задавания вопросов по теме одноклассника.

11-й класс в данной системе — своеобразный итог литературного развития выпускника. К этому времени у учеников уже появляются “свои” любимые темы или идеи и способы работы над материалом. Однако реферат в этом году становится формой экзаменационной  — и здесь он вступает в конкуренцию с другими типами выпускных экзаменов. Поэтому настаёт время самоопределения в отношении работы над рефератом. Учитель в начале года рассказывает о плюсах и минусах исследовательской работы с точки зрения экзамена. К плюсам мы можем отнести следующее.

  • Работа над темой и соответственно текстами, которые вызывают симпатию ученика.
  • Система индивидуальных консультаций учителя или научного руководителя на протяжении всей работы, включая подготовку к её защите.
  • Два-три выступления по теме в течение года: от выступлений школьных до выступлений на городских школьных конференциях.
  • Отпадает необходимость готовить весь материал для устного экзамена.
  • Происходит формирование навыка индивидуальной работы с источниками, что облегчит учёбу в вузе.
  • Для выпускников, ориентированных на дальнейшее гуманитарное образование, это оптимальный способ углубить свою эрудицию в выбранной области.

Вместе с тем было бы странно умолчать о трудностях этой работы.

Работа носит не чисто реферативный (обзорный), а проблемный характер, из чего следует необходимость не школярского, а научного подхода к ней.

Ученик на протяжении учебного года должен будет выполнять определённую индивидуальную программу действий, в которой ни списывание, ни обращение к учебнику не поможет: программа эта вырабатывается совместно с научным руководителем/учителем и работа над рефератом ведётся последовательно по ней. Таким образом, весь учебный год последнего класса будет проходить в разнообразной напряжённой интеллектуальной деятельности.

Работа над рефератом связана со знакомством не только с художественными текстами, но непременно потребует обращения к критике, публицистике, литературоведческим, музыковедческим, или театроведческим источникам — в зависимости от характера темы.

После такого предисловия предлагаем ученикам несколько дней подумать и назначаем день, когда выбравшие форму реферата приходят для обговаривания темы. Учтите, что если подобная работа в 8–10-х классах не велась, то дети скорее всего придут с общими размышлениями. Необходима беседа с каждым, чтобы в процессе разговора выйти на “рабочую” формулировку темы и поставить ряд следующих за формулировкой конкретных задач.

Например, школьник говорит о том, что ему интересна современная литература. Просим его назвать писателей, которых он читал, спрашиваем, что привлекает его в этом чтении. “Характеры героев” — слышим в ответ. Далее беседа может двигаться так.

— Характеры героев в сравнении с героями классической отечественной литературы? — Нет, именно героев литературы нового времени, вне сравнения. — Чем они привлекательны для тебя? — Они не всегда понятны, но интересен их путь, формирование. — Когда ты читаешь, обдумываешь прочитанное, что остаётся не решённым и вместе с тем важным для тебя как читателя: индивидуальные особенности каждого отдельного персонажа рассказов, романов разных авторов или характерные свойства различных героев, населяющих современную отечественную прозу? — Скорее, общее в разных характерах.

Это уже первый результат, позволяющий назвать тему «Характерные особенности героев современной отечественной прозы». Но это тема крупномасштабная, нам необходимо её сузить за счёт обращения к конкретным именам. Предложим ученику перелистать запомнившиеся, понравившиеся произведения и выбрать из всего разнообразия два-три имени. Обязательно назначаем срок следующего разговора. Это может быть и письменная форма: ученик аргументирует свой выбор имён и произведений. Письменная форма предпочтительнее, так как этот текст будет положен в основу и первой защиты темы, и затем во вступление самой работы. Учитель знакомится с ним, прежде всего обращая внимание на аргументы и оттачивая их.

Итак, первый этап пройден, тема в рабочем варианте сформулирована. Следующий этап — подготовка к защите темы. Он включает в себя две составляющие: а) подбор литературы (библиографии), знакомство с источниками, дающими представление о той эпохе, о которой будет писать ученик; б) перечитывание художественных произведений. В это время пора собрать учеников — будущих авторов рефератов — и проконсультировать их в отношении последовательности действий по работе над рефератом. Важно, чтобы ребята знали заранее, какие ступени их ждут: ведь в 11-м классе многим приходится планировать своё время серьёзно. На этой же встрече учителю необходимо рассказать о том, как делаются сноски в тексте, посоветовать удобную форму работы с источниками и лучше всего тут же потренироваться в оформлении источников: монография, статья в сборнике, статья в журнале, многократное цитирование одного источника на протяжении реферата.

Сам процесс работы с источниками имеет две стороны. С одной стороны, читать их не надо торопиться. Изучение научно-популярных и литературоведческих источников должно происходить тогда, когда общая идея работы в сознании ученика уже сформирована, иначе произойдёт неизбежное замещение мыслей школьника идеями учёного-исследователя. С другой стороны, сразу после выбора темы ученику необходимо читать литературу развивающего, просветительского характера, которая поможет представить эпоху. Например, имеет смысл школьникам, пишущим по XIX веку, сразу настойчиво рекомендовать для чтения книгу Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)» (СПб.: Искусство, 1994). Тем, кто думает о литературе XX века, стоит прочесть «Заметки о русском» Д.С. Лихачёва. Тем, кто обращается к связи литературы с изобразительным искусством, наверняка стоит познакомиться с книгой Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (СПб.: ТО «Пальмира», 1992. 472 с.: ил.), почерпнув оттуда умение воспринимать произведения живописи в контексте эпохи. Старшеклассникам, исследующим взаимосвязи литературы и музыки, можно рекомендовать книгу, вышедшую давно, но не потерявшую своей живости и увлекательности: «Музыкальное путешествие. Книга для юношества и о музыке и музыкантах» (сост. Е.Д. Даттель. М.: Просвещение, 1969. 408 с.: ил.).

Работа с художественным текстом ведётся в жанре “заметки на полях”. Рекомендуем ребятам на свой письменный стол положить стопку чистой бумаги формата А4 с написанной темой выпускной работы (листы советуем сразу пронумеровать). Предлагаем, читая литературные произведения, записывать на эти листы все те мысли по поводу читаемого, которые приходят в голову, представив, что это поля книги. Этот приём лучше отрабатывать заранее, в 8–9-х классах, чтобы приучить школьников к вдумчивому чтению и создать предпосылки для проблемного анализа текста на уроках литературы. Эти листы — рабочий материал ученика, который он может никому не демонстрировать (но, как правило, на встречу с научным руководителем реферата ученики приходят со своими “заметками”).

Далее идёт защита темы. Это открытая процедура, на неё, как и на предзащиту, стоит пригласить учеников 10-х классов, чтобы они увидели, к чему могут готовить себя. Кроме того, нужно привлечь к работе учителей, не работающих с выпускником: это необходимо для того, чтобы ученики услышали вопросы и попытались бы дать на них ответы. Часто вопросы, заданные на такой процедуре, помогают движению работы, подсказывают какие-то идеи.

Следующий этап работы — написание чернового варианта реферата — наиболее объёмный и протяжённый по времени: он занимает, как правило, всю зиму вплоть до весенних каникул. Эта работа находится под контролем учителя за счёт регулярных консультаций, расписание которых обговаривается с учениками после процедуры защиты темы. Перед каждой такой встречей ставится задача: письменно отреферировать источники, написать определённый раздел работы и т.п.

Оптимально, чтобы за год ученик смог выступить на каком-либо уроке в своём классе, если его тема соотносится с курсом литературы в 11-м классе или в 9–10-м классах: важно “развязать язык”, снять страх перед публичным монологом.

Когда работа в целом завершена, но не отредактирована, стоит дать ученику небольшой отдых на неделю. Важно “отойти” от своего текста, дать голове отдохнуть от этой темы, чтобы не произошло перенасыщения. После краткого отдыха пишется выступление, нечто вроде автореферата. Как правило, этот жанр школьникам труден, им ближе повествование в форме пересказа. В выступлении же необходимо за несколько минут (приблизительно 5–6 страниц) дать представление о теме, о поставленной задаче, об объёме проделанной работы, дать один пример анализа или комментария, сделать определённые выводы. В окончательном варианте этот текст станет и вступлением к работе.

Предзащита в каждой школе может происходить по-разному, но нам представляется оптимальным жанр школьной конференции. В такой конференции принимает участие каждый старшеклассник, пишущий исследовательскую работу, секции составляются по предметам или предметным областям, ведут секции учителя и приглашённые представители науки, высшей школы. Программки раздаются в начале конференции, каждый участник готовится заранее, зная, сколько времени ему отпущено для выступления. Собственно, выступление на конференции и становится новой формой экзамена.

Удачные работы можно представить и на межшкольных конференциях, например, на ежегодной «Конференции победителей», или «Городских ученических гимназических чтениях», которые в мае проводит Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга. Это — итоговая конференция, на которую гимназии, лицеи, школы посылают тех старшеклассников, кто уже занял на школьной конференции первое место по своему предмету. По её результатам выпускается сборник школьных работ.

Но не так важно, чтобы ваш ученик занял то или иное “призовое” место. Гораздо важнее сформировавшееся умение выпускника мыслить по поводу прочитанного, обдуманного, понятого и принятого. Каждый новый школьник, пропускающий через себя всё разнообразие подобной деятельности, в результате находится на стороне культуры, а это — всегда победа учителя литературы.

Публикация статьи произведена при поддержке ведущего, тамады, Евгения Никитина. Перейдя по ссылке http://vipday.ru/voprosi-i-otveti/shkolnyiy-vyipusknoy/, Вы получите подробную информацию о деятельности Евгения, необходимые для связи контакты, а также ознакомитесь с подробными отчетами с уже проведенных мероприятий. Евгений Никитин с удовольствием проведет Ваш корпоратив, выпускной или свадьбу. Для каждого события ведущий разрабатывает оригинальный сценарий, учитывая при этом индивидуальные особенности участников и их пожелания и предложения.

Литература

  1. Не бойся книги, школьник! Уроки петербургских словесников / Сост. и общая ред. Н.М. Свириной. СПб.: Сага; Азбука-классика, 2004. 318 с.
  2. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения / Авт.-сост. Т.Александрова, В.Андреев, Т. Герасименко и др. СПб.: Амфора, 2005. 261 с.
  3. Первые городские гимназические ученические чтения. Материалы научно-практической конференции 14 мая 2004 г. СПб.: Осипов, 2005. 316 с.
  4. Свирина Н. Культурный контекст на уроках литературы. СПб.: Глагол; Лита, 1999. 150 с.
  5. Собранье пёстрых глав: выпускные экзаменационные работы по литературе / Сост. и общая ред. Н.М. Свириной. СПб., 1997. 176 с.
Рейтинг@Mail.ru