Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Есть идея!

Задание со звёздочкой

ВОПРОС.

Прочитайте ещё раз колонку редактора, помещённую на первой полосе. В ней есть несколько цитат и отсылок к поэтическим произведениям XIX–XX веков. Попробуйте найти их (иногда они сознательно замаскированы) и определить, откуда они взяты, какие из них — точные, какие — видоизменены. Есть ли в тексте реминисценции? Что такое реминисценция как приём и какую роль она играет в текстах вообще (и предложенном вам в частности)? Приведите свои примеры использования реминисценций в известных вам литературных произведениях.

ОТВЕТ.

Часть цитат в тексте увидеть легко — на то она и цитата (чужой текст), чтобы автор честно выделял её (кавычками, курсивом или колонкой стихов). Желательно при этом, чтобы источник цитаты был указан. Однако, обязательный для научной литературы, этот принцип не выдерживается в художественных текстах: ведь цитата может стать поводом для игры, может подразнить читателя (“Найди меня!”), может быть посланием автора “понимающему”. Желание вовлечь вас в процесс узнавания заставило и меня отказаться от того, чтобы раскрыть карты на первой полосе. Теперь пришло время это сделать.

Самая большая цитата — фрагмент из стихотворения А.Кушнера «Сначала ввязаться в сраженье, ввязаться в сраженье...». Оно — о “тайнах ремесла” (опять цитата!), причём не только поэтического. Так же, с моей точки зрения, делается и школьный урок (поэтому я и называю это стихотворение “стихотворением для завуча, требующего планирования на год вперёд”). Вы, наверное, обратили внимание и на выделенные кавычками слова “на подмостки” и узнали в них цитату из Пастернака: “Гул затих. Я вышел на подмостки...” Что ж, труд учителя сродни труду актёра: это тоже трагический (иногда и трагикомический) мученик, на которого “наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”. Наш “дверной косяк” — доска, рампа — учительский стол. “Продуманность распорядка” и “неотвратимость” итога тоже ощущаются учителем особенно остро.

Пастернак встретится нам в тексте и ещё — только теперь уже в виде не точной цитаты, а скорее реминисценции. Так называют те фрагменты, которые наводят на воспоминание о другом авторе или произведении, заставляя читателя мыслить ассоциативно и оживляя его память (собственно, от позднелатинского reminiscentia — воспоминание — и происходит сам термин). Реминисценция проходит как бы по касательной, намекает, зовёт. Слова “победа от пораженья неотличима” вызывают в памяти “и пораженье от победы ты сам не должен отличать” (из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...»). Одно лишь слово “упоенье” (в тексте незакавыченное) рядом со словом “бой” тянет за собой пушкинскую строку “есть упоение в бою”, а за ней и всю песню Вальсингама. И та же память по ассоциации выталкивает на поверхность то “вечный бой” из стихотворения Блока, то пословицу “Тяжело в ученье, легко в бою”, от такого соседства поворачивающуюся каким-то не видным ранее боком.

Столкнуть неожиданное, сблизить “далековатые идеи” — в этом тоже одна из задач реминисценций, отсылок, цитат. Рядом с “перетряхивающим миров основы” Маяковским появляется тихая Новелла Матвеева со своей песенкой о кораблике. Рядом с Державиным (“Я царь — я раб — я червь — я бог”, “Я связь миров повсюду сущих”; ода «Бог») оказывается тот же Пастернак с его “не спи, не спи художник” («Ночь»): “Не спи, не спи, работай, // Не прерывай труда, // Не спи, борись с дремотой, // Как лётчик, как звезда”. Они приглашают читателя — в нашем случае учителя — в общее пространство диалога, а их слова, сказанные по другим поводам, вдруг оказываются предназначенными и ему. Ну, например, в качестве тонизирующего средства во время ночных проверок бесконечных тетрадей...

Как раз во имя него, читателя, цитата может переосмысляться, переворачиваться. В противоположность лермонтовскому “Не верь себе” мы твердим “Поверь себе”. Этот активный подход к жизни и в блоковском императиве: “Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен”. Собственно, не дать забыть об этом и призваны цитаты и реминисценции. В художественных текстах они создают особый эффект перекличек, взаимосвязей, пронизывающих всё пространство культуры, и в конечном итоге напоминают нам о полноте и неисчерпаемости бытия.

Задание подготовил Сергей ВОЛКОВ.