Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Читальный зал

СТЕНД

Рубрики «Книжная полка», «Каталог», «Стенд» появлялись в нашей газете одна за другой, отражая поиски наших читателей в лабиринтах нынешней печатной продукции.

Не всё в развитии и наполнении этих рубрик у нас получается так, как хотелось бы, но всё же и впредь мы будем стараться не разочаровать читателя (пока главное разочарование было, как нам не раз говорили, — жаль, что не всё это удаётся купить!). Но ведь и просто знать, что то или иное издание существует в подлунном мире, тоже для начала неплохо.

«Книжная полка» будет представлять самые интересные и полезные учебно-методические новинки, а также яркие исследования по истории и теории литературы, разнообразные справочники, энциклопедии, антологии, которые могут оказать словеснику существенную помощь в подготовке к урокам.

«Каталог» — библиографическое описание новинок по методике преподавания литературы, учебников, пособий, филологических, искусствоведческих, культурологических трудов. Мы знаем, что порой в эту рубрику попадали книги откровенно слабые, пустые, но, свято чтя закон полноты информации, полагались на то, что читатель разберётся сам, что ему нужно, а наша задача — сообщить ему, что книга вышла.

Но возникла проблема: порой не только на «Книжную полку», но и на «Каталог» в номерах газеты у нас не находилось места. В 2007 году мы попытаемся снять её следующим образом: «Каталог» несколько сузит своё поле — в нём мы будем представлять только новинки, так или иначе связанные с темами школьного литературного образования. Печататься он будет на свободных местах в номере: «Книжная полка» получает две полосы, и в рамках этого пространства мы продолжим свою нешумную, но полезную работу. В каждом номере будет появляться и «Стенд»: обзор публикаций в периодике, связанных с проблемами литературы в школе, а также обзоры журналов «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Русская литература», значительных материалов в других изданиях.

А начнём мы новогодний «Стенд» с возрождения традиции опроса главных редакторов ведущих российских литературных и литературоведческих журналов. Вопросов на этот раз было три.

1. Какие публикации 2006 года в Вашем издании, а также в России представляются Вам художественно весомыми, выдающимися по своим эстетическим качествам, — иными словами, могут быть включены в рекомендательные списки для школьников по разделу “современная литература”?

2. Какое место на страницах Вашего журнала в 2007 году отводится обсуждению проблем школьного литературного образования?

3. На какие грядущие публикации-2007 в Вашем журнале Вы хотите обратить внимание учителей-словесников?

Печатаем поступившие в редакцию ответы.

Лазарь ЛАЗАРЕВ,
главный редактор журнала «Вопросы литературы»

1. Мне трудно ответить на этот вопрос. Может быть, не попалось мне в руки произведение, содержательные и эстетические достоинства которого должны обязательно привлечь внимание школьников. Может быть, год был такой, что не дал ничего ценного в литературе. Так случается, и довольно часто. В литературе не бывает сезонных плодов, как в сельском хозяйстве (да и там урожаи яблок в разные годы разные). “Времянки” же рекомендовать не хочется и, наверное, не следует. Пусть это время школьники лучше потратят на чтение действительно ценного, хотя вещи эти и не печатались в периодике ушедшего года. Любителям поэзии (а они обязательно есть среди школьников) я бы рекомендовал несколько сборников стихов, выпущенных недавно издательством «Время» в серии «Поэтическая библиотека»: Германа Плисецкого «Приснился мне город», Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя», Александра Кушнера «Избранное», Бориса Слуцкого «Без поправок…».

А это рекомендация в периодике, но не школьникам, а учителям-словесникам. Журнал «Знамя» закончил публикацию “рабочих тетрадей” Александра Твардовского — это драгоценный историко-литературный материал о том времени, и каждому, кто намерен серьёзно изучать нашу литературу, необходимо с ним познакомиться. Я надеюсь, что вскоре “рабочие тетради” будут выпущены отдельной книгой…

2. Мы в «Вопросах литературы» довольно много печатаем материалов, которые могут привлечь внимание учителей-словесников. Естественно, что каждый из них выбирает то, что ему ближе и интереснее. Один прочитает подборку материалов, посвящённых Виктору Шкловскому, другой будет читать о недавно ушедшем от нас Михаиле Гаспарове. Кое-что я назову. Это статья С.Сендеровича о «Вишнёвом саде» Чехова — прочтение новое и глубокое. То же самое могу сказать о статье В.Кантора, посвящённой Радищеву, Л.Розенблюм о связи Толстого и Достоевского, о двух статьях Т.Геворкян — высокого уровня исследование творческого и жизненного пути Марины Цветаевой (одна статья уже опубликована, вторая увидит свет в 2007 году).

3. Не буду писать, что мы планируем опубликовать в 2007 году. Редакционный портфель у нас солидный, дефицита нет. Но наступивший год у журнала юбилейный — ему исполняется полвека. Надо будет подвести некоторые итоги, определить будущий путь, обозначить круг выдвигающихся современностью на первый план теоретических и историко-литературных проблем. Как мы намереваемся всё это сделать, наверное, не стоит говорить заранее…