Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9–10-й классы

Наталья Беляева


Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА (1951) — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики Тверского областного института усовершенствования учителей, заслуженный учитель России.

Новое в школьном Стандарте: «Медный Всадник»

На текстуальное изучение поэмы «Медный Всадник» можно отвести три урока. Первый посвятим истории создания поэмы и анализу Вступления, во втором остановимся на теме маленького человека, третий отдадим Петру. Итогом изучения станет разговор о социально-философской проблематике поэмы и взглядах Пушкина на историю.

Первый урок

В четырёхстах шестидесяти пяти строках «Медного Всадника» заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго ещё будут волновать человечество!
Д.А. Гранин

История создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Учитывая небольшой объём произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики. На уроке желательно использовать иллюстрации художника А.Бенуа к «Медному Всаднику».

Для создания проблемной ситуации на уроке можно познакомить учащихся с двумя различными оценками петербургской повести. Одна из них высказана в критической статье Валерия Брюсова, который изучил шесть рукописных вариантов поэмы. Он пишет: “Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более «великим», а другого — Евгения — сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Пётр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности”1.

Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы “в раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает писатель:

“Два Петра: Пётр живой и Пётр — Медный Всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром счастье, и Евгений — безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы…

Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь её образный строй”2.

Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.

Вопросы и задания к Вступлению к поэме «Медный Всадник»

  • Каково основное настроение Вступления? Можно ли сказать, что оно одно? Подтвердите свои мысли текстом.
  • На какие композиционные части можно разделить Вступление?
  • В чём видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в первой части Вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
  • Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова “люблю”? Что и почему любит поэт?
  • Найдите во Вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
  • Как в третьей части Вступления (“Красуйся, град Петров…”) закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает “финские волны”? Какую характеристику стихии он даёт? Почему в последних строках Вступления происходит контрастный слом настроения?

Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы Вступления, которые построены на контрасте. Что это даёт для понимания конфликта поэмы?

думы Петра о новом городе — Петра творенье

приют убогого чухонца — юный град… вознёсся пышно, горделиво

у низких берегов — по оживлённым берегам

один финский рыболов — корабли со всех концов земли

бедный чёлн — богатые пристани

старая Москва — младшая столица

прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой

пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой

живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествует

град Петров — финские волны, стихия

он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)

красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ

  • Какой смысл выявляется в том, что поэма «Медный Всадник» открывается гимном Петербургу? Попытайтесь доказать, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и её главный герой.

Итог урока. Во Вступлении к поэме «Медный Всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чём двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?

Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во Вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Его обсуждение проведём на следующих уроках.

Второй урок

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.
В.Г. Белинский

Начать урок можно с оценки высказывания Белинского об участи “маленького человека”. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?

Говоря о “маленьком человеке”, вспомним героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»). В сильном классе возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века».

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный Всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения

Часть первая

  • Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает её пониманию?
  • Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
  • Сопоставьте описание Невы в начале и в середине Вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д.Гранина, что в поэме “две Невы”?
  • Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой части? Какую характеристику даёт ему автор? О чём герой мечтает? Можно ли считать его только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
  • Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчёркивают его?
  • К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами “с Божией стихией царям не совладать” и “жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй”?
  • Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного Всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

Индивидуальные задания. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.

Часть вторая

  • Какие детали подчёркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
  • Каким изображён Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
  • Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
  • Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжёлую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчёркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного Всадника в середине второй части даётся практически в тех же словах, что и в конце первой части?
  • Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
  • Исследователь творчества Пушкина Ю.М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю “Ужо тебе!..”, он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, но не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти3. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Индивидуальные домашние задания. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).

Итог урока. Образ Евгения несёт на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость, и честь”. Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он “захохотал”, когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года безумности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — “Прояснились // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать “бессмысленным и беспощадным”.

Бессмысленным — потому что он заведомо обречён на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения).

Беспощадным — потому что несёт гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по которому придётся платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на следующем уроке.

Третий урок

Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России…
В.Г. Белинский

Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный Всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.

  • Почему из царя-преобразователя, полного “великих дум”, Пётр превращается в “кумира на бронзовом коне”, “горделивого истукана”, которому нет дела до малых мира сего?
  • Почему прибавление величия, овеществлённого в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д.Гранина “два лика” метафорично, то по отношению к Петру происходит иное: в “двух ликах” заключена суть художественного решения образа.

Вопросы и задания для характеристики образа Петра и его роли в поэме

  • Как проявились “два лика” Петра в поэме? В чём динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы подходящие цитаты.
  • Каким мы видим Петра во Вступлении?
  • В чём суть конфликта Петра и Евгения?
  • Можно ли считать, что в поэме Пётр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. (Оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т.п.) Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Пётр-преобразователь — Медному Всаднику, а Евгений мечтающий — Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
  • Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей он стороне?
  • Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя?

(Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Пётр, — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Пётр, а Медный Всадник.)

  • Какой символический смысл приобретает в поэме “образ” водной глади, в которой отражается город?

(Город на берегах стремится вверх, а отражённый в воде — вниз.)

  • Прав ли Белинский, видевший в поэме только “апофеозу Петра Великого”?

В финале урока можно ещё раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была создана проблема на первом уроке, и оценить их по-новому.

Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объёмно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Пётр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.

После изучения поэмы Пушкина «Медный Всадник» десятиклассникам могут быть предложены следующие темы сочинений.

Правда Евгения и правда Петра в поэме «Медный Всадник».

Два лица Петербурга в поэме «Медный Всадник».

Трагедия “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».

Конфликт человека и власти в поэме «Медный Всадник».

«Медный Всадник» как социально-философское произведение.

Своеобразие изображения “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».

Реальность и фантастика в поэме «Медный Всадник».

Примечания

1 Брюсов В.Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81.

2 Гранин Д. Два лика. СПб., 1999. С. 598.

3 Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205.