Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 8-й класс

Ирина Усалёва


Ирина Евгеньевна УсалЁва (1958) — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1504.

Урок-исследование по главам из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне»

Роман И.С. Шмелёва «Лето Господне» изучается в программе М.Б. Ладыгина в рамках темы «Москва и Петербург в русской литературе». Стартовым произведением в этой теме является поэма А.С. Пушкина «Медный Всадник», продолжением — лирика русских поэтов о Москве и Петербурге, главы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша задача при обращении к роману Шмелёва — показать, как автор воспринимает мир и человека, как время и пространство произведения соединяются в хронотоп. Прочтение всего романа для восьмиклассников может оказаться сложным, поэтому их вниманию предлагается несколько глав, в первую очередь «Рождество» и «Святки».

Работа на уроке начинается с эпиграфа, который И.С. Шмелёв выбрал для своей книги.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

Учащимся предлагается поразмышлять, о чём эти строки и почему автор выбрал именно их (к этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока).

Далее учитель читает начало главы «Рождество». Просим ребят подумать, на что похожа речь рассказчика по своей организации? Большинство детей сразу отвечает, что это диалог. С кем? С юным собеседником, со своим детством, прошлым, возможно, с нами, читателями. Если в классе возникнут сомнения в том, что это диалог, можно поискать его приметы. Это вопросы невидимого собеседника, повторяемого рассказчиком.

Что же мы узнаём из первых реплик? Рассказчик хочет передать настроение, заинтересовать, поделиться чем-то. Чем? Своими воспоминаниями, своим видением прошлого, мира.

Следующее, на что нужно обратить внимание, — название книги — «Лето Господне». В Евангелии от Луки рассказывается, что Христос видит свою цель в том, чтобы “проповедовать Лето Господне” (имеется в виду время спасения человечества, возрождения духовности). Кроме того, так обозначали годы в исторических хрониках и летописях (по-латыни “Лето Господне” звучит как Anno Domini; кстати, это словосочетание тоже встретится в литературе — в названии одного из поэтических сборников Ахматовой).

Разговор о времени и пространстве в романе начинаем с того, что произведение уже имеет в своём построении циклический круг (от одного религиозного праздника до другого). Время прошлое, настоящее, будущее. Почему же мы говорим о пространстве? Время неразрывно связано с пространством, образуя в художественном произведении то, что названо понятием хронотоп.

Из чего же это пространство состоит? Ребята сразу определяют, что это дом, Москва, Русь, мир православия. Заметим, что любое из этих понятий — и пространственное, и временное.

В течение следующих десяти минут, работая в парах, ученики проводят исследование времени и пространства на примере глав «Рождество» и «Святки». Работа строится так: один ученик находит в тексте всё, что относится ко времени — и небесному, священному, и земному, бытовому. Второй собирает информацию о пространстве (дом, Москва = Родина). Затем они обмениваются наблюдениями.

Следующий этап урока — выступления учащихся. Желательно, чтобы в разговоре приняло участие как можно больше детей. Обязательно общее внимание. Необходимо объяснить, что нужно избегать повторов в ответах, при несогласии с выступающим желательно ему задать сначала вопросы и только потом переходить к своему сообщению.

На что должен обратить внимание учитель? Что он не должен упустить во время выступления учащегося? При анализе времени нужно обязательно отметить, что в романе происходит сочетание языческого и христианского времени (всенощная, молитвы, Рождество — время христианское; колядование, святки, ряженые — время языческое). Много бытовых примет времени — обозы, мясные ряды, запахи, ёлки. Сакральное обытовлено, быт одухотворён. Во всём прослеживается связь прошлого и настоящего. А где же будущее? Будущее — это мы. И хотя старой Руси больше нет, но многое откликается в наших сердцах, когда мы читаем роман. Связь времён не рвётся.

Говоря о пространстве, отметим, что это прежде всего дом, его убранство, подготовка к празднику, ёлка, праздничные запахи. Дом — это и средоточие духовной жизни, дыхание “мира горнего”. Дом — это Москва, Родина (матушка, святыня, старина, добро, память, красота).

После обмена мнениями подходим к итоговой части урока. На неё отводится около пяти минут. Вспоминаем название — «Лето Господне» — время спасения человечества.

В чём же видит Шмелёв это спасение? Каковы его условия?

Конечно, это постижение мира через верность традициям, через прошлое, неразрывную связь с ним. Это постижение начинается в детстве. “В детстве таким явилось — и осталось” — сказано о Рождестве, но имеет и более широкий смысл. Возвращаемся к эпиграфу, о котором говорили в начале урока, — теперь он наполняется для учеников новым смыслом.

Домашнее задание тоже связано с темой урока: прочитать стихи Марины Цветаевой и Булата Окуджавы о Москве.