Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 7-й классНодар Владимирович Думбадзе.

Ирина УЧАМБРИНА


Ирина Алексеевна УЧАМБРИНА (1960) — методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель средней школы № 919.

Талант любви

Урок по повести Нодара Думбадзе «Кукарача»

Творчество Нодара Думбадзе (1928–1984) не входит ни в одну из школьных программ по литературе. А жаль. Ведь книги грузинского писателя, отличающиеся особой искренностью и глубиной, юмором и высоким драматизмом, с одинаковым интересом читались и в эпоху “застоя”, и на волне “перестройки”. Они ставились на сцене театров, экранизировались (вспомнить хотя бы великолепный фильм Тенгиза Абуладзе, снятый по роману «Я, бабушка, Илико и Илларион»), по ним создавались радиоспектакли. Писатель Григорий Бакланов, размышляя о причинах такой популярности Думбадзе, отмечал: “Редким жизнелюбием полны его книги. Сколько раз читаешь, смотришь на экране, столько раз улыбаешься. Оттого, что смешно? Нет, оттого, что талантливо и чистосердечно. Это, конечно, мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском, и на многих, многих языках, потому это общечеловечно”.

Статья опубликована при поддержке наркологической клиники в Москве "Рехаб Нау". Центр наркологии и психиатрии предоставляет услуги экстренного, амбулаторного и стационарного лечения. Детоксикация, психотерапия, биоксеновая терапия, диагностика алкоголизма, кодирование. Транспортировка и госпитализация, принудительное лечение, ТЭС-терапия. Узнать подробную информацию о клинике и услугах, цены и контакты Вы сможете тут.

Без любви
Солнце не царит на небосводе
Ветер не веет, лес не трепещет
Радостно.
Без любви не существует
Ни красоты,
Ни бессмертия не существует
Без любви.

(Галактион Табидзе)

Повесть «Кукарача» (1980) является одним из самых пронзительных произведений Думбадзе. Дорогой ценой она досталась автору. В 1979 году Думбадзе работал в абхазской деревне Гульрипши, на Черноморском побережье, и там с ним случился уже второй инфаркт. Врачам с трудом удалось вернуть писателя к жизни, но он не прекращал работать над повестью: никак не оставлял автора его герой — участковый милиционер Георгий Тушурашвили.

При всей внешней незатейливости повесть имеет глубокий философский смысл, писатель ставит перед читателями вопросы, требующие серьёзных раздумий: что позволяет человеку оставаться в памяти других людей даже после смерти? Что нужно сделать, чтобы на Земле воцарилось добро? Что такое человеческая душа?

Наш урок по повести Нодара Думбадзе «Кукарача» в 7-м классе начнём с обмена читательскими впечатлениями Спросим ребят: интересно ли им было читать о жизни далёких сверстников из тбилисского квартала довоенного времени? Что более всего привлекло в повествовании?

Начало повести рисует вполне мирную картину: вот местные ребята таскают фрукты из чужого сада, вот устраивают “ослиные скачки” — ничто не предвещает последующих драматических событий. С любовью изображён главный герой рассказа — участковый инспектор Георгий Тушурашвили, за особый, смуглый цвет кожи прозванный Кукарачей (в то время очень популярна была песенка про «Кукарачу — чёрного таракана»). Он поистине народный любимец, рассказы о его подвигах, совершённых на финской войне, знает наизусть весь Тбилиси. “Участковый инспектор милиции нашего района — Кукарача был человек правдивый, чуткий, отзывчивый и потому всеми любимый. Укуси кого-нибудь блоха — он тотчас шёл с жалобой к Кукараче. Дела поважнее — так те и подавно не решались без участия Кукарачи”.

Но вдруг мирную, беззаботную жизнь квартала прорезает крик: “Кукарачу убили!” Эпизод завершается фразой, похожей на окончание какой-нибудь красивой легенды о жизни и смерти народного героя: “Без единого стона, без единого слова — с улыбкой на лице, красиво умер Кукарача — лейтенант милиции Георгий Тушурашвили…” Но это не финал — это начало повествования. Используя ретроспективную композицию, Думбадзе знакомит читателей со своим героем, словно сплетая ожерелье из картинок и образов.

Обратимся к эпизоду знакомства Кукарачи и Анико. Почему женщина так враждебно встречает участкового?

Уважаемая Анна Ивановна, мать подростка Тамаза, — жена первого секретаря райкома партии, а это предполагает известное благополучие, и визит милиции в такой дом явно нежелателен. Кроме того, Кукарача демонстрирует невоспитанность: прошёл без приглашения на кухню и уселся на табуретку. Участковый, объяснив причину своего визита (“Я беру на учёт всех подростков, так как мне поручено следить за их жизнью и поведением вне школы”), получает отповедь: “Чем ходить по порядочным семьям, занялись бы лучше хулиганами и ворами”.

Но уже после следующего визита милиционера Анна Ивановна меняет своё отношение к нему. Что же произошло?

Кукарача застал подростков за очередной проделкой — они “глушили” рыбу в реке с помощью зелёных орехов. И вот, вооружившись не чем-нибудь, а Уголовным кодексом, участковый вновь приходит в дом, где в прошлый раз удостоился звания “хама”. Кукарача основательно пугает Тамаза “уголовной ответственностью за умышленное уничтожение государственного имущества”. Но грозный блюститель порядка оказывается в душе мальчишкой, который засмотрелся, увлёкся процессом, — значит, и по его вине погибли мальки: “Я виновен не меньше вашего сына. Тяните и меня за ухо”. Простодушие и наивность лейтенанта растопили лёд в сердце Анико — она поняла, что Кукарача искренен и действительно желает добра её сыну. И совершенно смущает Кукарача женщину, поцеловав ей руку в знак уважения. “Спасибо вам за то, что вы напомнили мою мать”, — неожиданно признаётся милиционер, хотя Анико старше его всего лишь на восемь лет. А внимательные читатели заметили одну выразительную деталь — у этой молодой тридцатилетней женщины седые волосы, значит, и на её долю выпали испытания.

Читая повесть, мы видим, что для Кукарачи ежедневная служба превращается в служение людям. Он воспитывает не только нашкодивших мальчишек, но и взрослых, находит общий язык с Анной Ивановной, воюет за Ингу, даже пытается воздействовать на вора и бандита Муртало. Посмотрим, каковы же его методы воспитания.

В эпизоде купания лейтенант бросается спасать тонущего Костю, хотя сам не умеет плавать, потом, возмущённый тем, что они рисковали жизнью, щедро раздаёт ребятам пощёчины, отчитывает и вдруг обескураживает их неожиданной просьбой: “Не рассказывайте никому, что я… Что я не умею плавать… Ладно?”

Суть педагогических методов Кукарачи очень точно передал писатель А.Руденко-Десняк: “Надо не поучать заблудшие души с недосягаемых высот нравственности и всемирного духовного опыта, а внимательно следить, достигает ли цели праведное слово, и, если этого не произошло, спуститься на землю, стать вровень с тем, кому высокое слово предназначено. В любом человеке — такой же человек, как и ты сам” (Н.Думбадзе. Закон вечности. М., 1988). Кукарача уважает людей — всех без исключения, это и есть его “талисман”, “ключик” к сердцу каждого человека.

Отношения участкового милиционера и подростков отнюдь не складываются гладко. Что делает Кукарача, застав ребят за курением? Сначала он просто теряет дар речи, но затем слова его обрушиваются на мальчишек, словно удары грома: “Что вы делаете? Губите себя? Хотите, чтобы сгнили ваши лёгкие и высохли мозги? Роете себе могилу?.. — Он достал наган. — Зачем обрекать себя на медленную смерть? Раз-два, и готово!”

Методично посещая один дом за другим, лейтенант ведёт разъяснительную работу, зачитывает цитаты из энциклопедии о том, что такое никотин, с каждого подростка берёт расписку, что тот больше никогда не будет курить… Стыдно стало даже Анне Ивановне — ведь она тоже курила, подавая плохой пример сыну! Однако позиция взрослого человека отличается от позиции ребёнка, и Тамаз реагирует на происходящее по-своему — он бросает Кукараче страшное обвинение: “Шпион ты!.. Ненавижу тебя!”

Очень важным в повествовании оказывается следующий эпизод. Тамаз решается на весьма неприглядный поступок — крадёт понравившийся ему нож у зазевавшегося торговца арбузами. Ведь настоящий мужчина не мыслится без настоящего оружия, а этот кривой турецкий нож с чёрной рукояткой преследовал Тамаза во сне и наяву, и для него “не было на свете вещи более красивой и желанной”. Однако и этот случай не остался без внимания вездесущего участкового, который в очередной раз преподаёт мальчику урок доброты и мудрости. Он не уличает Тамаза в воровстве — он действует более тонко: предлагает подростку сыграть в ножички и, лишь продемонстрировав, что такое оружие в руках истинного горца, предлагает Тамазу вернуть нож хозяину. И вновь Кукарача идёт в дом Анны Ивановны — чтобы съесть арбуз, вручённый им счастливым торговцем в знак благодарности за возвращённое имущество. Что же так привлекает Кукарачу в доме Анико? Какой нравственный опыт приобретает он, общаясь с этой женщиной?

Сам Кукарача делает трогательное признание: “Мне кажется, что когда-то я уже жил в вашем доме… Потом я в чём-то провинился, и меня изгнали отсюда… И вот теперь я вновь вернулся, искупив свои грехи”. Душевное тепло, уют, мудрость и начитанность Анико — вот главное, что влечёт сюда молодого лейтенанта. В лице Анико он находит тонкого и умного собеседника. Пытаясь объяснить женщине, что именно входит в его служебные обязанности, Кукарача так формулирует одну из главных своих задач: “Идейное воспитание детей, правильное направление духовной жизни подростков… Мне часто приходится следить, как шпиону, за ними (не забыл Кукарача тяжёлого обвинения Тамаза. — И.У.) — как бы не подрались, не попали в беду, не стянули чего-нибудь. Стараюсь из любви к ним, и только! А ведь мог я стать отличным хлеборобом или кузнецом!” Диалоги Кукарачи и Анико можно без сомнения назвать идейным ядром повести, ведь речь в них заходит о таких понятиях, как “душа”, “духовная жизнь”, “любовь”.

“Что вы знаете о душе?” — спрашивает Георгий. “По-моему, душа — это мысли, мечты человека, заключённые в бутылку, — говорит Анико. — Вроде сказочного джинна, которые со дня своего возникновения ждут, стремятся к свободе. Мы иногда освобождаем их… А освобождённая человеческая мысль способна творить чудеса в науке, искусстве, литературе”.

Ещё Анна Ивановна открывает Кукараче мир высших духовных ценностей — читает ему Евангелие от Матфея, советует проводить с ворами “профилактические беседы” — именно используя Священное Писание (раньше Кукараче не доводилось читать Библию): “Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну” (Мф. 5, 30). Женщина также объясняет милиционеру, что закон и заповедь — это не одно и то же. Спросим ребят: а как вы поняли разницу между этими понятиями?

Законы пишутся для всех граждан государства, и все должны их исполнять, а заповедь — это то, что каждый выбирает для себя, как подсказывает ему совесть. Это высший нравственный закон, по которому живёт человек. Ещё из этого разговора молодой человек вынес убеждение в том, что любовь — это “самое драгоценное из всех сокровищ”. И не случайно именно после той беседы в произведении появляется тема любви.

Главная героиня повести Инга слыла в Тбилиси красавицей. Судьба её могла бы сложиться вполне счастливо, если бы не роковая встреча девушки с вором и бандитом Муртало (по-грузински “муртало” — “низкий человек”, “подонок”). На беду, Муртало влюбился в красавицу, и пришлось бы Инге нести этот тяжёлый крест бандитской любви неизвестно сколько времени и никто бы не в силах был ей помочь, если бы не вмешательство Кукарачи. Идейный стержень повести — это противостояние двух героев — Георгия и Муртало. Чтобы точнее сопоставить их характеры, мировоззрение и отношение к жизни, обратимся к таблице.

 

Кукарача

Муртало

Возраст

Двадцать два года Тридцать лет

Портрет

“Высокий, смуглый, красивый лейтенант милиции”. “Среднего роста, ладно скроенный молодой мужчина с жёлто-землистым цветом и наглым, насмешливым выражением лица” (восприятие Инги).

“Среднего роста, коренастый, верхняя губа рассечена, два передних зуба золотые” (из милицейского протокола).

Отношение

к любви

“Талант любви — самое драгоценное из всех сокровищ, дарованных Богом человеку… И несчастен человек, ушедший из жизни без любви” (слова Анико). “Я ведь не в карты тебя выиграл… Ты для меня Божий дар!”

“Боялся одного: уйти из жизни без любви. Теперь я счастливый человек, и мне уже безразлично, когда умереть — что сегодня, что завтра”.

О доблести

и мужестве мужчины

“Не родился ещё человек, которого бы я испугался”. “Я вольный человек, делаю что хочу и когда хочу”.

“Я не боюсь никого”.

Отношение окружающих

“Человек правдивый, чуткий, отзывчивый и потому всеми любимый”.

“Он был добр, чист и безгрешен”.

“Вор, убийца, морфинист и вообще подлец”.

“Тюрьма для него — что дом родной, а всего остального для таких, как он, не существует”.

На первый взгляд кажется, что герои повести думают и чувствуют примерно одинаково. Однако у Кукарачи слова никогда не расходятся с делом, а Муртало, несмотря на своё бахвальство, оказывается трусом и мерзавцем. Контрастны и портреты героев. Насколько непривлекательна внешность бандита, настолько неприглядной оказывается и его душа.

Спросим ребят: как они думают — действительно ли Муртало любит Ингу?

Наивная Инга старается поверить в его любовь, пытается убедить себя в том, что Муртало — большой храбрец. “Он любит меня и не позволит себе ничего оскорбительного”. Девушка горда тем, что каждый день получает по корзине роз, а каждый месяц — по тысяче рублей. Но она не может не понимать, что деньги эти — ворованные, а вся любовь его театральна и фальшива. Муртало — бандит, и любовь его бандитская: он не спрашивает Ингу, любит ли она его, не интересуется, нужен ли он ей. Упивавшийся своей силой, он собирался читать ей стихи Гумилёва и Есенина, называл “богоматерью”, а когда решил, что девушка выдала его милиции, оскорбляет свою “королеву Грузии” грязными словами и даже тычет ей в лицо горящей папиросой. Такую любовь никак не назовёшь настоящей. Этот человек низок, злопамятен и жесток, а Инга для него — очередная воровская добыча.

Почему всё-таки Кукарача отпустил Муртало?

Об этом просила Инга: “Не губи меня, Кукарача! Кто мне поверит, что не я выдала его милиции?.. Будь мужчиной! Сжалься надо мной! Отпусти его, если не хочешь увидеть меня с перерезанным горлом!” И настоящий мужчина не смог остаться равнодушным к мольбам женщины: “Он не был железным, он был обыкновенным человеком — лейтенант милиции Георгий Тушурашвили. И человек не устоял перед горем человека. Он достал нож и разрезал узел на руках Муртало”. Когда же за свой поступок Кукараче пришлось отвечать перед милицейским начальством, он и не думал оправдываться: “Я считаю, что возвращение Инги к праведной жизни во сто крат важнее, чем поимка этого подонка”. Лишь один Кукурача поверил в Ингу, в её чистоту и безгрешность. В восприятии же квартала она была “падшая”, “любовница вора, морфиниста”. Благодаря Кукараче девушка узнала, какой должна быть настоящая любовь, — щедрой, благородной, способной на самоотречение и самопожертвование.

Однако у этой истории трагический финал. Муртало в упор убивает безоружного Кукарачу в доме Инги: так он мстит им обоим — за любовь, за порядочность, за то, что живут они не по воровским, а по человеческим законам.

Окончательное развенчание Муртало происходит в сцене суда, где Инга стреляет в убийцу своего мужа: “Инга… выхватила наган и, пока милиционеры опомнились, навела его на Муртало и спустила курок. Муртало вскочил, закрыл лицо руками и повалился на пол. При каждом выстреле он дико выл… Семь раз грохнул Ингин наган. Потом в зале воцарилась тишина. Инга бросила револьвер, опустилась на пол, уткнулась головой в колени и зарыдала”. Насколько же оказался жалок и отвратителен этот человек, гроза всего преступного мира России и Грузии! Он просто теряет человеческий облик, превращаясь в загнанного в угол зверя. Насколько его поведение перед дулом револьвера отличается от того, как встречает свою смерть Кукарача!

“ — Помнишь, говорил я, что припомнится тебе всё? — Муртало взвёл оба курка.

— Не стреляй, Муртало! — сказал Кукарача спокойно, как бы с сожалением”.

Мальчик Тамаз, присутствовавший на суде и потрясённый увиденным, рассказывает обо всём матери:

“ — Инга пустила в Муртало семь пуль!

— Да ты что?! В зале суда? Семь выстрелов?! — Мама не верила своим ушам.

— И промахнулась.

— Семь раз?

— Семь раз”.

Семь раз — с каждым выстрелом Инги — умирал Муртало, и семь раз трепетала от ужаса его мелкая, трусливая душонка. Однако он остался жив — в отличие от подло убитого им Кукарачи.

Зададим ребятам вопрос: почему же Инга ни разу не попала в негодяя?

Если бы девушка убила Муртало, это противоречило бы авторскому замыслу. Главное в жизни Инги и Кукарачи — это любовь, и для них такие понятия, как честь, достоинство, совесть, милосердие, — не пустой звук, а убеждения. Лейтенант Георгий Тушурашвили, считавший, что добру нужно учить только добром, сполна расплатился за свои убеждения — жизнью.

Финал повести очень печален. Суд над убийцей происходил 21 июня 1941 года, на следующий день началась Великая Отечественная война и заставила забыть историю Кукарачи, а спустя два года пришло сообщение с фронта о гибели медсестры Инги Лалиашвили. Но человек, поведавший нам довоенную историю участкового милиционера (тот самый мальчик Тамаз), не может забыть о нём ещё долгие годы: “И я вспомнил Кукарачу, вернее, он приснился мне — 12 октября 1979 года, в 12 часов ночи, за полчаса до моего второго инфаркта. И вот что странно: во сне Кукараче по-прежнему было двадцать один или двадцать два года, мне — за пятьдесят, а он по-прежнему поучал и наставлял меня”. Рассказчик вспоминает Кукарачу как своего духовного наставника, учителя жизни, а удостоиться такой чести — удел не многих.

Устами одного из своих героев Нодар Думбадзе сформулировал закон вечности, суть которого заключается в том, что “душа человека во сто крат тяжелее его тела… Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести её. И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы — мою, я — другого, другой — третьего, и так далее до бесконечности. Дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жизни…”

Творчество Н.Думбадзе выдержало проверку и временем, и сменой идеологических ориентиров. В доказательство того, как нужны сейчас подобные произведения в школе, приведу несколько отзывов семиклассников.

“Удивительно грустная, трагическая и вместе с тем очень светлая и добрая повесть. В конце я плакала — так жаль было милого и храброго Кукарачу и Ингу. Но жизнь есть жизнь, и в ней всегда хорошее и плохое вместе” (Тамара А.).

“Мне очень полюбился Кукарача. Он добрый и смелый, решительный и мужественный. Мне кажется, если бы наши милиционеры были похожи на этого грузинского парня, воров и убийц у нас в стране было бы гораздо меньше” (Стас Ш.).

“Очень интересно было читать о жизни моих сверстников в незнакомой мне стране. Сейчас, когда Россия и Грузия поссорились, произведения Нодара Думбадзе (в частности роман «Я вижу солнце») напоминают о дружбе между двумя народами в прежние времена и подают надежду на примирение и сближение в будущем” (Володя З.).

“Прочитав повесть, я задумалась: за что же погиб Кукарача? Я думаю, за свою любовь, за Ингу, за правду и справедливость, за то, чтобы наш мир стал лучше, добрее, гуманнее. В повести есть такие слова: «Мы, люди всего мира, практически говорим на одном языке, но не понимаем друг друга только потому, что не умеем прислушаться друг к другу». Мне кажется, это очень верно” (Юлианна Е.).