Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

Рубрика «Я иду на урок» — ключевая в нашей газете. Такой она останется и в новом году, сохранив уже проверенную опытом композицию: в каждом номере, где она будет появляться, читатель найдёт разнообразные материалы для подготовки к урокам во всех классах средней школы — от пятого до одиннадцатого.

Мы постараемся выдерживать и тематическую синхронность публикаций: печатать статьи перед тем, как соответствующая тема будет изучаться в классе. Это не всегда удаётся, поскольку наши коллеги имеют возможность работать по разным программам, но всё же мы надеемся — с вашей помощью — и здесь достичь если не гармонии, то определённой целесообразности.

Юлия Гендерт


Юлия Александровна Гендерт — учитель русского языка и литературы, г. Екатеринбург.Иллюстрация А.М. Лаптева к книге Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Как начать “жить стихом”?

Образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство…
(Борис Пастернак)

На первых же уроках по лирике в 5-м классе мы поведём с учениками важный разговор о том, что такое стихи. Чем отличаются они от прозы? Легко ли их писать? В чём своеобразие поэзии, в чём сила поэтического слова?

Попробуем поговорить на эти трудные темы с маленькими и неискушёнными читателями, вспомнив всем известную сказку о Незнайке, который, “перепробовав” не одну профессию, однажды решил стать поэтом. Посмотрим, что из этого получилось. Инсценируем или прочитаем на уроке отрывок из 4-й главы книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

— Научился ли Незнайка писать стихи?

— Что Цветик считал главной особенностью стихов? (Рифма и ритм.)

— А Цветика можно ли назвать поэтом? Вспомним его стихотворение, написанное в честь полёта на воздушном шаре. В нём есть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получается. Почему?

Так что же такое настоящие стихи?

Предложим ученикам для анализа стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик».Иллюстрация А.М. Лаптева к книге Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Жил кораблик, весёлый и стройный,
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил.
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повёл себя в рейс —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шёл кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шёл кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Всё ль на месте —
Всё записывал, всё проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шёл кораблик, о чём-то мечтал,
Всё, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам —
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.

Ответим после чтения на следующие вопросы.

— Если бы вам предложили сделать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы нарисовали?

— Каким бы вы изобразили сам кораблик?

(Многие ученики замечают, что кораблик в стихотворении изображён как человек: он независим, умён, наблюдателен. Обратим внимание на много раз повторяющееся слово “сам”: “сам себя сотворил”, “сам повёл себя в рейс”.)

— Что ещё помогает увидеть кораблик в “человеческом обличье”? Какие слова “очеловечивают” кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении (“вулканы с седыми бровями”, встреча кораблика с другими корабликами). Кого напоминают эти герои?

— А если попробовать заменить слово “посудачат” синонимом? (Потолкуют, поболтают.) Какое слово удачнее?

(Безусловно, “посудачат”, поскольку возникает игра слов (суда посудачат) и строчка становится неожиданной, интересной.)

— Перечитаем последнюю строфу. Какая серьёзная мысль звучит в финале этого весёлого стихотворения?

(Герой стихотворения в действии, в поиске, он взрослеет, познаёт мир и хочет сам отвечать за себя, за свои поступки.)

А вот ещё одно стихотворение, которое написал поэт Всеволод Рождественский, — скроем пока от учеников его название.

Одуванчик

Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдётся осенью
Других ветров волна, —
Скрываются, взвиваются
На воздух семена.

— Как бы вы озаглавили это стихотворение?

— А как вы догадались, что речь идёт об одуванчике? Ведь это слово ни разу не названо? Покажите по тексту, как поэту удалось нарисовать образ, ни разу не употребив слова “одуванчик”.

Посмотрите, какие точные и в то же время неожиданные слова нашёл поэт (“чудо-шарик”, “к нам парашютистами спускаются с небес”). Поэт замечает то, что мы не видим, и умеет выразить это словами, передать своё настроение.

— Каково же настроение?

(Радостное удивление, любование простым неприметным цветком, в котором таится такая красота.)

— А какие поэтические приёмы увидели вы в этом стихотворении?

(Сравнение, метафора — скрытое сравнение.)

Часто не только слово, но и отдельные звуки помогают поэту выразить свои мысли и чувства, как в стихотворении Самуила Маршака «Дождь».

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.

И миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Как меняется состояние природы?

— Как помогают увидеть и услышать это звуки в стихотворении и его ритм? Что слышим мы? Что напоминает звучание капелек дождя?

В начале урока мы задались вопросом: что такое стихи? Легко ли их писать? В чём сила поэтического слова?

Давайте обратимся к эпиграфу.

— Сможете ли вы после нашего разговора объяснить смысл строчек из стихотворения Бориса Пастернака?

Поэт творит свой мир, его стихи — это его видение мира, природы, человека. Поэтому, чтобы понять стихи, нужно быть очень внимательным к слову. И тогда нам откроется “образ мира, в слове явленный”, и мы соприкоснёмся с чудом творчества.

Дополнительный материал

Как работают сравнения?

Предложенные ниже задания помогут разнообразить урок по лирике. Все они посвящены такому важному поэтическому приёму, как сравнение.

1. Прочитаем отрывок из стихотворения Новеллы Матвеевой «Шарманка».

Скажите, а зачем шарманка нам нужна?
И хриплая совсем,
И сиплая она,
Скрежещет, как возок,
Скрипит, как бурелом,
Как флюгер, как сапог,
Как дерево с дуплом.

— Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Почему они соединены поэтом?

— Какие звуки повторяются в стихотворении? Какое звучание они воссоздают?

2. А вот как изобразила поэтесса посадку в поезд.

Все входили в вагоны,
Как река
С гордым видом вступает
В берега.
Я же бросился в вагон,
Как бросаются в огонь,
Как бросаются в атаку
На врага!!!

— Что с чем сравнивается в этом стихотворении?

— Если мы будем рисовать иллюстрацию к этому стихотворению, сколько картин нам придётся нарисовать? Почему вы так решили?

— Как вам кажется, какое путешествие предстоит героям этого стихотворения?

3. Аукцион сравнений.

Постарайтесь придумать точные и неожиданные сравнения. Они должны помочь услышать самые разные голоса, открыть разные грани представлений о красоте и силе.

Голос звучал, как…
Она прекрасна, как…
Юноша сильный, как…

4. Попробуем описать с помощью сравнений ландыш. На что он похож? Посмотрите, как увидел этот цветок в своём стихотворении Самуил Маршак.

Чернеет лес, теплом разбуженный.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.

— Какими словами рисует автор ландыш?

(Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны.)

— А есть ли здесь сравнения? Они скрыты, спрятаны. Как же называется “скрытое сравнение”? Это метафора, то есть слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между предметами есть сходство. Найдите в этом стихотворении скрытые сравнения-метафоры.

5. Опишите (на выбор) состояние человека в грустном или радостном настроении, используя сравнения и метафоры.