Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2007

Архив

Конкурсы

Итоги конкурса учителей литературы на лучшую методическую разработку уроков

Пришла пора подвести итоги второго конкурса 2006 года на лучшую методическую разработку, который был объявлен нами в прошлом полугодии. Приятно, что на наш призыв откликнулись многие читатели — в общей сложности мы получили 149 работ.

Наибольший интерес вызвала номинация «Трудная тема». Любопытно, какие темы сами учителя считают трудными. Они касаются практически всех разделов программы.

  • «Слово о полку Игореве»
  • Изучение творчества М.В. Ломоносова
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
  • «Светлана» В.А. Жуковского
  • Изучение темы «Романтизм» на уроках литературы в старших классах
  • Загадка Чацкого
  • Поэзия Аполлона Григорьева
  • «Бирюк» И.С. Тургенева
  • Назначение поэзии и её задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова
  • Новелла Ги де Мопассана «Ожерелье»
  • Понятие “пейзаж” на примере рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
  • «Диалектика души» в повести Л.Н. Толстого «Юность»
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
  • Творчество Александра Блока
  • Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
  • «Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкого
  • Поэтические течения в литературе на рубеже веков
  • Тема Гражданской войны в литературе ХХ века
  • Преподавание позии ХХ века
  • Черты агиографии в повести Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь»
  • Тема милосердия в рассказе Е.И. Носова «Трудный хлеб»
  • Смысл названия повести В.С. Маканина «Долог наш путь»
  • Опыт медленного чтения рассказа Т.Н. Толстой «Чистый лист»
  • Воплощение вечных тем в современном искусстве (на примере рок-оперы «Юнона и Авось»)

Видим, что часть тем содержит в себе литературоведческое понятие — уроки по терминам были вынесены в отдельную номинацию. Здесь учителей привлекли в основном тропы: олицетворения, метафоры, эпитеты, антитеза и т.п., а также звукопись. Уроки, связанные с толкованием этих понятий, как правило, даются в 5–6-х классах.

Присланы также уроки по проблемам жанра, композиции, средствам создания образа.

Материалы по литературным направлениям и течениям ограничились романтизмом, акмеизмом и концептуализмом.

А теперь — лауреаты. Дипломы газеты «Литература» получают десять победителей конкурса. Назовём их (места работы словесников воспроизводятся в том оформлении, как они были ими даны).

Татьяна Владимировна УШАКОВА, МОУ СОШ № 5, г. Тимашевск, Краснодарский край — «Что есть красота?». Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».

Валерий Александрович СОНЬКИН, МОУ СОШ № 44, г. Набережные Челны, Республика Татарстан — «Лишь жить в себе самом умей...». Изучение темы «Романтизм» на уроках литературы в старших классах.

Наталья Ивановна ГЛОТОВА, МОУ СОШ № 12, г. Бийск, Алтайский край — «Черты агиографии в повести Г.Д. Гребенщикова “Егоркина жизнь”».

Вера Александровна ЧИКРИНА, г. Чистополь, Республика Татарстан — «“Одиссея последнего романтика”: Поэзия Аполлона Григорьева».

Ирина Борисовна ЯЩЕНКО, МОУ СОШ № 3, г. Череповец, Вологодская область — «Диалектика души главного героя повести Л.Н. Толстого “Юность”»; Смысл названия повести В.С. Маканина «Долог наш путь».

Ольга Юрьевна ГУЛИДИНА, МОУ СОШ № 14, г. Электрогорск, Московская область — «Праздник слова в 5-м классе».

Татьяна Фёдоровна ХОМУТОВА, МОУ СОШ № 3, г. Суровикино, Волгоградская область — «Тема Гражданской войны в литературе ХХ века».

Ирина Геннадьевна ФЁДОРОВА, Преображенская СОШ, п. Преображенский, Назаровский район, Красноярский край — «Изучение творчества Александра Блока».

Галина Калистратовна БУШМАНОВА, МОУ СОШ № 8, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область — «Концептуализм — теория и практика».

Наталия Вадимовна ЦАРЕГОРОДЦЕВА, МОУ СОШ № 1, г. Яранск, Кировская область — «Изучение теоретико-литературных понятий в 5–8 классе».

Часть работ победителей уже появилась на страницах газеты, часть ждёт своей очереди. Некоторые работы мы, к сожалению, не сможем опубликовать по причине их значительного объёма.