Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Литература»Содержание №24/2006

Архив

Содержание «Литературы» за 2006 год

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Антоненко Н. Иконописные традиции в «Рождественской звезде» Бориса Пастернака. — 23.

Маевская О., Якубов В. Звёзды, таящие мысли глубокие. — 23.

Торопчина Л. Побуждая делать добро… — 22.

Мифология и фольклор

Городова Т. Русские народные загадки: Урок внеклассного чтения в 5-м классе. — 2.

Дыханова Б. “Игра в слова” на уроке литературы: Язык фольклорной сказки. — 13.

Лобкова Е. Театр на уроке литературы: Интегрированный урок «Литература и театр» по народной драме «Озорник Петрушка». — 15.

Пивнюк Н. Что может рассказать сказка. — 17.

Сазикова Е. Изучение мифологии и фольклора в сельской школе. — 13.

Харитонова О. В гостях у Сказки: Сценарий внеклассного мероприятия. — 19.

Древнерусская литература

Агафонова С. Читаем сказку — изучаем традиции: Урок литературы в 5-м классе. — 4.

Ванюшева Н. Уроки по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Дудина Н. Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Маркина Е. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное». — 10.

Ранчин А. Злато слово слезами смешено: “Тёмные места” и загадки «Слова о полку Игореве» в исследованиях последних лет. — 15.

Тимофеева Т., Фёдоров С. «Житие Петра и Февронии Муромских»: от горизонтов читательских ожиданий к произведению. — 6, 7.

Шелемова А. Мотив “кровавого пира” в «Слове о полку Игореве» и «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва. — 1.

Статьи и заметки о творчестве писателей

Протопоп АВВАКУМ

Ванюшева Н. Уроки по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Дудина Н. Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Маркина Е. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное». — 10.

И.Ф. АННЕНСКИЙ

Куранда Е. Задача, завещанная Эдипом. — 19.

В.П. АСТАФЬЕВ

Баранова О. Урок по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». — 9.

Веденеева С. “Быть сопричастным всему живому”: Урок по рассказу «Хвостик». — 13.

Кожевникова З. С любовью о добром и вечном… — 18.

Макаревич В. “Люблю всё живое”: Рассказ Виктора Астафьева «Белогрудка». — 22.

Павлова М. «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и «Царь-рыба» Виктора Астафьева. — 20.

А.А. АХМАТОВА

Можейко Г. Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой: На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…». — 101.

Халфин Ю. Два лика ахматовской Музы. — 24.

Е.А. БАРАТЫНСКИЙ

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

А.И. БЕЛЕЦКИЙ

Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Наука и схоластика. (Вступление Е.С. Романичевой.) — 1.

И.А. БРОДСКИЙ

Аникина С. “Американский кабинет” Иосифа Бродского в Фонтанном Доме. — 24.

Ю.В. БУЙДА

Корчагина Л. “Душа становилась легче…”: Об одном рассказе Юрия Буйды. — 23.

М.А. БУЛГАКОВ

Белобровцева И., Кульюс С. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». — 8.

Нодель Ф. Проверка фильмом. «Мастер и Маргарита» на экране ТВ. — 15.

Ребель Г. Кто управляет миром в романе «Мастер и Маргарита»? — 8.

Романичева Е. Карточки-задания для развития письменной речи: М.А. Булгаков. «Собачье сердце». — 8.

Рыжкова Т. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы. — 8.

Чернышёва И. «Белая гвардия» в жизни Булгакова: Вступительный урок по роману. — 8.

Шапиро Н. “Какой интересный город, не правда ли?”: Уроки-экскурсии по булгаковской Москве. — 8.

И.А. БУНИН

Харитонова О. Аллеи любви и памяти: Опыт прочтения новеллы И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 21.

В.Н. ВОЙНОВИЧ

Торопчина Л. Признаки антиутопии как литературного жанра в произведениях XX века: Размышления над исследовательскими работами учащихся . — 14.

М.А. ВОЛОШИН

Печникова Л. Судьбой и ветрами изваян профиль мой..: О поэзии Максимилиана Волошина. — 24.

Н.В. ГОГОЛЬ

Дмитренко С. “Прореха на человечестве” или “травестированный святой”? — 6.

Калганова Т. “Странное явление” Плюшкин. — 6.

Павлова М. Русские Филемон и Бавкида: К изучению повести «Старосветские помещики». — 13.

Храмцова Р. Две помещицы. — 5.

ГОМЕР

Шолпо И. «Одиссея» Гомера в 7-м классе, или Как сделать урок литературы значимым для всех. — 10.

И.А. ГОНЧАРОВ

Ранчин А. Что такое Обломовка. — 17.

Рыжкова Т. Кино на уроке литературы: Обломовские вопросы. — 17.

Шешуков С. Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова «Обломов». — 17.

М.ГОРЬКИЙ

Охлопкова М. Подготовка к сочинению по теме «Роль Луки в пьесе М.Горького “На дне”». — 19.

Соловьёва Т. Сочинение на литературную тему в 11-м классе. — 19.

А.С. ГРИН

Мингелене Е. Нужны ли в нашей жизни чудеса?: Уроки по повести «Алые паруса». — 19.

В.С. ГРОССМАН

Лазарев Л. “Правда безусловная и честная”: Василий Гроссман и традиции русской классики. — 2.

Н.С. ГУМИЛЁВ

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Волков С. “Твой поэтический восемнадцатый век”: Материалы к урокам по поэзии XVIII века. — 16.

С.Д. ДОВЛАТОВ

Доброзракова Г. Алиханов и Печорин. — 12.

Доброзракова Г. Гоголевские традиции в повести Сергея Довлатова «Заповедник». — 13.

Доброзракова Г. Пушкинская тема в повести Сергея Довлатова «Заповедник». — 11.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Граблина Н. «Красота спасёт мир?!»: По роману «Идиот». — 1.

Лукин Ю. Трагедия Свидригайлова. — 4.

Москаленко О. Изучение Петербурга Достоевского на уроках по «Преступлению и наказанию». — 2.

Москаленко О. Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание». — 3.

Пухачёв С. Жест и мимика у Ф.М. Достоевского. — 14.

Ребель Г. Фёдор Михайлович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?: Материалы к уроку-диспуту. — 6.

Руденко И. Сон об убийстве лошади: Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание» . — 9.

Случевский К.К. Ф.М. Достоевский. (Подготовка текста, вступительная заметка, примечания и републикация Л.И. Соболева.) — 15.

Халфин Ю. Два Свидригайлова. — 4.

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

Тимофеева Т., Фёдоров С. «Житие Петра и Февронии Муромских»: от горизонтов читательских ожиданий к произведению. — 6, 7.

С.А. ЕСЕНИН

Шамаева Н. Значимые частности. — 22.

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Бодрова Н. «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского: Материалы к уроку. — 14.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Ушакова Т. “…Что есть красота?..”: Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 21.

Е.И. ЗАМЯТИН

Алексеева Т. Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина «Дракон». — 17.

А.В. ИВАНОВ

Ребель Г. Уроки Географа. — 12.

Ю.П. КАЗАКОВ

Мулянова Н. “Никто на земле не рождается бесцельно…”: Изучение рассказа Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс». — 18.

Телицина М. Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс». — 12.

Н.М. КАРАМЗИН

Плавинская Н. Варианты письменных работ при изучении повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». — 16.

В.П. КАТАЕВ

Павлова О., Фарутина Л. Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка». — 9.

Ю.И. КОВАЛЬ

Учамбрина И. “Главное — плыть куда хочешь”. — 21.

К.Р. (Великий князь Константин Романов)

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

И.А. КРЫЛОВ

Калганова Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе. — 1.

А.И. КУПРИН

Нимазгалиева Р. Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд». — 3.

Полякова И., Крицкая Н. “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…”. — 18.

А.С. КУШНЕР

“Я тоже посетил...”. Школьный редактор газеты «Литература» С.В. Волков беседует с поэтом А.С. Кушнером. — 14.

Л.КЭРРОЛЛ

Пивнюк Н. Посещение странного мира: О школьном изучении сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес». — 5.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Волков С. Человек в объятиях истории: Материалы к уроку. — 13.

Доброзракова Г. Алиханов и Печорин. — 12.

Овчинникова О. Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа «Герой нашего времени». — 13.

Пранцова Г. “А Лермонтов есть Лермонтов навеки…”: Литературная игра для подготовки к олимпиаде. — 3.

Тарханова Д. Романтическая драма. — 1.

Щербина И. Кто же такой Печорин?: Попытка разбора урока литературы. — 10.

Н.С. ЛЕСКОВ

Дыханова Б. “Аттическая соль” стилевых парадоксов: О “порче слов” и не только об этом. — 17.

Лесков в школе: Орловский опыт. — 22.

Чернова О. Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник». — 10.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Волков С. “Твой поэтический восемнадцатый век”: Материалы к урокам по поэзии XVIII века. — 16.

Д.ЛОНДОН

Павлова О., Килина Е. Урок литературы — в кабинете географии. — 24.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Храмцова Р. Шар гораздо большего размера. — 24.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Бартенев В. Одическая трагедия в поэме «Владимир Ильич Ленин». — 20.

Мирова Н. О вступлении в поэму «Во весь голос». — 5.

Свердлов М. Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Сергею Есенину». — 2.

Ги де МОПАССАН

Исаева Е. Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье». — 4.

В.В. НАБОКОВ

Маевская О., Якубов В. Звёзды, таящие мысли глубокие. — 23.

Н.А. НЕКРАСОВ

Торопчина Л. “Несу свой крест с терпением, живу… а как?..”: “Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — 24.

Дж. ОЛДРИДЖ

Золотаревская М. «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа. — 5.

Ю.К. ОЛЕША

Рыжкова Т. Урок литературы и кино: «Три Толстяка». — 22, 23.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Кошелев В. “Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского. — 20.

Шешуков С. Проверочная работа по драме А.Н. Островского «Гроза». — 19.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Антоненко Н. Иконописные традиции в «Рождественской звезде» Бориса Пастернака. — 23.

Маевская О., Якубов В. Звёзды, таящие мысли глубокие. — 23.

Шолпо И. Чудо художественного образа: Уроки по лирике Бориса Пастернака. — 7.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Бабанова А., Маевская О. “Светлые песни Грига”. — 18.

Марченко Л. Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». — 14.

Снытко Г. Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского «Жёлтый свет». — 21.

Шмидт Т. “Прибавить к зрению человека немного зоркости”. — 12.

Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ

Абелюк Е. О школьном чтении и чтении вообще: Рассказ Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто». — 13, 14.

А.П. ПЛАТОНОВ

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? — 4.

Черничко И. Связь поколений в рассказе А.Платонова «Третий сын». — 24.

Э.А. ПО

Пранцова Г. Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни. — 12.

А.С. ПУШКИН

Баженова Е. “Прелесть нагой простоты”: Уроки по «Станционному смотрителю». — 11.

Василенко Е. “Моление перед совершенством”: «К***» («Я помню чудное мгновенье…») А.Пушкина и «Сияла ночь…» А.Фета. — 11.

Волков С. Итоговая игра по биографии Пушкина. — 4.

Герасимова Н. Викторина по произведениям А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама»). — 14.

Доброзракова Г. Пушкинская тема в повести Сергея Довлатова «Заповедник». — 11.

Зыкова Г. «Умники и умницы»: Опыт литературной игры. — 6.

Каганович С. Новые темы в Стандарте по литературе А.С. Пушкин «Подражания Корану». — 22.

Котляревская Н. Пушкин: Первые уроки; Дороги Пушкина — 22, 23.

Кошелев В. “Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского. — 20.

Можейко Г. Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой: На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…». — 11.

«Повести Белкина» на уроках литературы: Из материалов конкурса–2006. — 11.

Ребель Г. “Скажи: которая Татьяна?”: Анализ незаметного эпизода. — 5.

Ребель Г. Фёдор Михайлович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?: Материалы к уроку-диспуту. — 6.

Святославский А. По пушкинским местам Москвы. — 11.

Учамбрина И. «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина и «Генеле-сумочница» Л.Е. Улицкой. — 20.

А.Н. РАДИЩЕВ

Волков С. Непрочитанный Радищев: Несерьёзные материалы к уроку. — 16.

Костин А. Как “показать” Радищева? — 22.

Лазарева Л. Главный протест против угнетения человека человеком: Урок с элементами театрализации. — 19.

В.Г. РАСПУТИН

Грицак О. Урок по повести В.Г. Распутина «Пожар». — 9.

В.В. РОЗАНОВ

Заварзина Л. Учитель Василий Розанов. — 9.

Дж. К.РОУЛИНГ

Кутейникова Н. Гарри Поттер и философский камень: Урок внеклассного чтения. — 2.

Н.М. РУБЦОВ

Ситникова В. “Колокольцы” души: Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан». — 9.

Сосновская Л. “Малая родина” в поэзии Николая Рубцова. — 18.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Власова Н. Специфика работы со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса. — 12.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Волкова А. Играем в «Маленького принца». — 12.

Ворошилова С. Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: Урок в 8-м классе. — 1.

К.К. СЛУЧЕВСКИЙ

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

Случевский К.К. Ф.М. Достоевский. (Подготовка текста, вступительная заметка, примечания и републикация Л.И. Соболева.) — 15.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Баталова Т. Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». — 15.

Кононова С. “Не стоит село без праведника”. — 18.

А.П. СУМАРОКОВ

Храмцова Р., Чернышёва И. Вопросы и задания по поэзии XVIII века. — 16.

МАРК ТВЕН

Золотаревская М. Мир детства в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера». — 3.

Т.Н. ТОЛСТАЯ

Сафонова Е. Творчество Татьяны Толстой на уроках в 11-м классе. — 2.

А.К. ТОЛСТОЙ

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Бурнашева Н. Текстология. — 7.

Московские музеи Льва Толстого. — 2.

Охлопкова М. Путь духовных исканий князя Андрея. — 2.

Плавинская Н. «Война и мир»: Повторение пройденного. — 2.

Разумихин А. Панорама «Войны и мира» Льва Толстого. — 2.

В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ

Храмцова Р., Чернышёва И. Вопросы и задания по поэзии XVIII века. — 16.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Алексанкина Н. Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». — 22.

Баранова О. Счастливые: По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» и современной прозе. — 20.

Торопчина Л. Тема дома и семьи в повести И.С. Тургенева «Муму». — 22.

Халфина Н. Тургеневские старички. — 21.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Беляева Н. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева. — 14.

Л.Е. УЛИЦКАЯ

Баранова О. Счастливые: По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» и современной прозе. — 20.

Учамбрина И. «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина и «Генеле-сумочница» Л.Е. Улицкой. — 20.

Г.УЭЛЛС

Алексеева Е. Об умении читать книги, рассказывать и писать о них, а также о помощи в этом «Человека-невидимки». — 23.

А.А. ФЕТ

Беляева Н. Уроки по лирике Фета: Программа В.Я. Коровиной. — 15.

Василенко Е. “Моление перед совершенством”: «К***» («Я помню чудное мгновенье…») А.Пушкина и «Сияла ночь…» А.Фета. — 11.

Д.И. ФОНВИЗИН

Алпатов С. “Времён Очаковских и покоренья Крыма…”: О замысле «Недоросля». — 21.

Кувшинова Ю. Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». — 7.

Э.ХЕМИНГУЭЙ

Павлова М. «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и «Царь-рыба» Виктора Астафьева. — 20.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Мотеюнайте И. Путём сравнительного анализа. — 3.

А.П. ЧЕХОВ

Ерёмина О. Урок по рассказу А.П. Чехова «Ванька». — 23.

Летняя школа «Читаем Чехова». — 19.

Скибина О. Время и пространство чеховской «Душечки». — 22.

У.ШЕКСПИР

Герцик А. Изучение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 9.

И.С. ШМЕЛЁВ

Граблина Н. Целостный анализ романа И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 3.

Шелемова А. Мотив “кровавого пира” в «Слове о полку Игореве» и «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва. — 1.

М.А. ШОЛОХОВ

Васильев В. Что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь? — 10.

Соломинцев М. Чудовищная нелепица войны в изображении М.А. Шолохова. — 10.

В.М. ШУКШИН

Баранова О. Василий Шукшин против Глеба Капустина. — 18.

Миколаец Т. Урок по рассказу В.М. Шукшина «Срезал». — 18.

Ю.Я. ЯКОВЛЕВ

Иванова Я. Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками». — 7.

Содержание газеты по рубрикам

Анкета «Литературы». — 1, 24.

Архив

Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. (Вступление Е.С. Романичевой.) — 1.

Галерея

Коробочка и Пульхерия Ивановна (Храмцова Р. Две помещицы. — 5); Татьяна (Ребель Г. “Скажи: которая Татьяна?”. — 5); Плюшкин (Дмитренко С. “Прореха на человечестве” или “травестированный святой”? — 6, Калганова Т. “Странное явление” Плюшкин. — 6); Свидригайлов (Лукин Ю. Трагедия Свидригайлова. — 4, Халфин Ю. Два Свидригайлова — 4).

Готовимся к сочинению

Волков С. Ряд волшебных изменений: О темах сочинений–2006. — 7.

Информация. — 10.

О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/2006 учебном году. — 7.

Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2005/2006 учебном году. — 7.

Плавинская Н. «Война и мир»: Повторение пройденного. — 2.

Разумихин А. Панорама «Войны и мира» Льва Толстого. — 2.

Храмцова Р. Как сформулировать темы сочинений по литературе? — 3.

Задание со звёздочкой*

2–24.

Из опыта работы

Нодель Ф. “Это надо — живым!” — 9.

Интервью у классной доски

Книги для детей не должны быть ширпотребом. Корреспондент «Литературы» И.Чернышёва беседует с директором издательства «Самокат» И.Балахоновой. — 21.

О школе, о науке, о стихах. Корреспондент «Литературы» С.Волков в гостях у филолога Е.Невзглядовой. — 20.

…похвальны все приятны и любезны, что тщатся посетить учения полезны… На вопросы корреспондента «Литературы» С.Дмитренко отвечает доктор филологических наук, профессор МГУ А.М. Песков. На вопросы корреспондента «Литературы» С.Волкова отвечает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории РГГУ А.Б. Каменский. — 16.

“Я тоже посетил...”. Школьный редактор газеты «Литература» С.В. Волков беседует с поэтом А.С. Кушнером. — 14.

Каталог

1–6, 8–12, 14, 15, 17–19, 20, 22.

Книжная полка

1–20, 22–24.

В десятку!

5–10, 12–16, 18–20.

Конкурс

1, 13, 17.

Курсы повышения квалификации. Педагогический университет «Первое сентября»

Лектор И.В. Щербина. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся.

Лекция 1. Типология заданий: познавательные задачи, устные и письменные работы, тесты, другие виды заданий и методические принципы их конструирования. — 17.

Лекция 2. Познавательные задачи в методической науке и педагогической практике. Конструирование познавательных задач разных видов. — 18.

Лекция 3. Особенности тестовых заданий для литературы как учебной дисциплины и искусства слова и требования к их конструированию. — 19.

Контрольная работа № 1. — 19.

Лекция 4. Комплексные задания для анализа лирических (стихотворных) произведений. — 20.

Лекция 5. Виды заданий при обучении сочинению — интерпретации стихотворения. — 21.

Контрольная работа № 2. — 21.

Лекция 6. Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматургического произведения. — 22.

Лекция 7. Виды заданий при обучении сочинению — анализу эпизода (фрагмента) эпического, лиро-эпического, драматургического произведения. — 23.

Лекция 8. Урок-практикум по литературе как одна из форм организации учебного процесса. Учебник-практикум, рабочая тетрадь и другие виды учебной книги и их использование на уроке и для домашней подготовки учащихся. — 24.

Литературная карта

Аникина С. “Американский кабинет” Иосифа Бродского в Фонтанном Доме. — 24.

Московские музеи Льва Толстого. — 2.

Методика

Абелюк Е. О школьном чтении и чтении вообще: Рассказ Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто». — 13, 14.

Андреева И. Как организовать работу на уроке: Несколько мыслей о самом трудном. — 15.

Беляева Н. Как подготовить олимпиаду по литературе: Советы ветерана олимпиадного движения. — 4.

Беляева Н. Как провести диагностическую работу по литературе? — 6.

Беляева Н., Иллюминарская А. XI Всероссийская олимпиада школьников по литературе: Районный/городской этап. — 5.

Бравикова М. После сказки. — 11.

Ветрова Т. В защиту ошибки. — 10.

Волков С. Послесловие практика. — 3.

Дмитренко С., Сартан М. Вопросы остались… — 11.

Дмитренко С. Преграды на пути награды. — 11.

Дыханова Б. В словесном “зазеркалье”: Словарная работа на уроке литературы. — 15.

Ежова И. Всё-таки жить! — 24.

Задания заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 11.

Задорожная Т. “Учитель, воспитай ученика…” — 12.

Костин А. Как “показать” Радищева? — 22.

Курдюмова Т. Как рассказать о биографии писателя. — 3.

Мы вас читаем! — 17.

Нодель Ф. Проверка фильмом. «Мастер и Маргарита» на экране ТВ. — 15.

Нодель Ф. “Это надо — живым”. — 9.

Ответы на задания III тура заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 13.

Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. — 5.

После чтения репортажа. — 13.

Романичева Е. Как “переводить теорию в методику”? — 19.

Рыжкова Т. Как использовать кино на уроке литературы? — 12.

Рыжкова Т. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы. — 8.

Рыжкова Т. Урок литературы и кино: «Три Толстяка». — 22, 23.

Сазикова Е. Изучение мифологии и фольклора в сельской школе. — 13.

Ткаченко О. Олимпиада для школьников или школьники для олимпиады? — 13.

Тодоров Л. Казанский репортаж. — 13.

Шапиро Н. Ломоносовский турнир. — 11.

Шапиро Н. “Какой интересный город, не правда ли?”: Уроки-экскурсии по булгаковской Москве. — 8.

Шапиро Н. Сравнивая — увидеть, или Как Серпентину не выдали замуж за Ансельма Акакиевича. — 20.

Шлухтман Д. Как совместить приятное с полезным?: Уроки литературы в одной московской школе глазами иностранца. — 10.

Шолпо И. Рождение слова на уроках творчества. — 21, 22.

Новое в школьных программах

Лазарев Л. “Правда безусловная и честная”: Василий Гроссман и традиции русской классики. — 2.

Нимазгалиева Р. Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд». — 3.

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? — 4.

Новости и события

2005: Литературные события. — 3.

Дебаты, выставки, премии, конференции, официоз. — 4, 6, 8, 10

ЕГЭ: эксклюзивы и реальность. — 20.

И дольше года длится день...: День учителя литературы на педагогическом марафоне. — 8.

Киров — с нами! — 24.

Конкурс для учителей литературы на лучшую методическую разработку уроков (5–11-е классы). Итоги конкурса для учителей литературы на лучшую методическую разработку уроков (5–11-е классы). — 13.

Лесков в школе: Орловский опыт. — 22.

Летняя школа «Читаем Чехова». — 19.

«Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918–1940». — 22.

Миссия гуманитарного образования: взгляд из Вятки. — 24.

Научные конференции–2006. — 3.

Нижегородские уроки. — 20.

Олеся Николаева — лауреат Российской национальной премии «Поэт»–2006. — 12.

Олимпиада по литературе. — 10.

Олимпиада по литературе: Тодоров Л. Казанский репортаж. — 13.

Олимпиада по литературе: После чтения репортажа. — 13.

Оренбургский многогранник. — 23.

Победители XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 11.

Премии. — 12.

Призвание: учитель-филолог. — 15.

С наступающим... — 24.

Событие: открытие Библиотеки-фонда «Русское зарубежье». — 3.

Собрания и обсуждения. — 5, 7, 9.

“Учитель года-2006” — учитель русского языка и литературы! — 24.

Экранизации. — 3.

Отвечаем на ваши вопросы

1–11; 14.

Перечитаем заново

«Благовест» А.К. Толстого и «Колокола» К.Р. (Константин Романов). — 3.

«Во весь голос» В.В. Маяковского. — 5.

«К***» («Я помню чудное мгновенье…») А.С. Пушкина и «Сияла ночь…» А.А. Фета. — 11.

«Кто-то едет — к смертельной победе» М.И. Цветаевой и «Я знаю, что деревьям, а не нам…» Н.С. Гумилёва. — 3.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. — 8.

«Мой дар убог, и голос мой не громок…» Е.А. Баратынского и «Мой стих — он не лишён значенья…» К.К. Случевского. — 3.

«Наследие XVIII века в русской литературе». — 16.

«Недоросль» Д.И. Фонвизина. — 21.

«Подражания Корану» А.С. Пушкина. — 22.

«Сергею Есенину» В.В. Маяковского. — 2.

«Слово о полку Игореве». — 1.

«Солнце мёртвых” И.С. Шмелёва. — 1.

Почтовый ящик

Жиленко А. Письмо в редакцию. — 7.

Мы вас читаем! — 17.

Письмо из редакции. — 7.

Почтовый ящик: а в нём — «Литература»! — 6.

Словарь

Дневник. (Колядина А.) — 19.

Романтическая драма. (Тархано-ва Д.) — 1.

Текстология. (Бурнашева Н.) — 7.

Современное чтение

Валикова Д. Наперекор гендеру: Взгляд на женскую литературу 2005 года. — 5.

Подростковая литература: взрослый взгляд. — 22.

Ребель Г. Уроки Географа. — 12.

Сафонова Е. Творчество Татьяны Толстой на уроках в 11-м классе. — 2.

Стенд

1, 2, 4, 7, 9, 10, 14, 18, 24.

Трибуна

Беляева Н. Каким быть школьному учебнику литературы?: Комментарий к анкетированию учителей-словесников. — 12.

Бреднева М. Библиотека как библиосалон. — 14.

Волков С. В поисках хорошей школы: О Второй всероссийской гимназической конференции. — 9.

Волков С. ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность. — 22.

Гордиенко Л. Зачем оно, гуманитарное образование? — 18.

Жулёва А. Многоликие и единые. — 3.

Зимина А. Готовиться к хорошему уроку всю жизнь: Несколько слов о вдохновении. — 23.

О необходимости изменений в проведении письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2005/2006 учебном году. — 4.

Кленицкая И. “Они не хотят читать классику…”. — 15.

Кленицкая И. Не упустить главное. — 24.

Ланин Б. Читатель — это кто? — 6.

Нодель Ф. Кем быть, каким быть — подскажет литература. — 11.

Романичева Е. И вновь о предметном учебнике: реплика в порядке дискуссии. — 20.

Романичева Е. “Соглашений мы как-то не помним”: Ещё раз к вопросу о предметном учебнике. — 13.

Свердлов М. Сериал… Слово-то какое! — 8.

Свирина Н. Какие учебники нужны школе? — 5.

Чернышёва И. Дискуссия об учебнике глазами наблюдателя. — 10.

Яковлев Г. Свобода слова и перст указующий. — 17.

Учитель об учителе

Васильева В. Творческий автопортрет молодого учителя. — 3.

Факультатив

Рябова С. От классных сочинений — к школьной газете: Опыт элективных курсов. 7-й класс. — 1.

Ярхо В. Для милых дам: Из истории женских журналов в России. — 5.

Школа в школе

Беляева Н. Как подготовить олимпиаду по литературе: Советы ветерана олимпиадного движения. — 4.

Волков С. Чтобы не было скучно. — 13.

За XVIII веком — в Интернет. — 16.

Калганова Т. Учебное исследование по литературе как вид работы. — 13.

Кутейникова Н. Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5–6-х классах. — 10.

На ошибках учатся: Об открытых уроках и статьях, присылаемых в редакцию. — 1.

Овчинникова О. Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». — 13.

Пранцова Г. “А Лермонтов есть Лермонтов навеки…”: Литературная игра для подготовки к олимпиаде. — 3.

Рыдова Е. Основы журналистики: Программа элективного курса для учащихся 9-го класса. — 12.

Рыжкова Т. Как использовать кино на уроке литературы? — 12.

Рыжкова Т. «Мастер и Маргарита»: роман и фильм на уроках литературы. — 8.

Святославский А. По пушкинским местам Москвы. — 11.

Торопчина Л. Признаки антиутопии как литературного жанра в произведениях XX века: Размышления над исследовательскими работами учащихся. — 14.

Трифонова С. XVIII век — “столетье безумно и мудро”. — 16.

Харитонова О. В гостях у Сказки: Сценарий внеклассного мероприятия. — 19.

Шапиро Н. “Какой интересный город, не правда ли?”: Уроки-экскурсии по булгаковской Москве. — 8.

Шапиро Н. Ломоносовский турнир. — 11.

Что пишут о XVIII веке газеты издательского дома «Первое сентября» — «Русский язык», «История», «Искусство», «География». — 16.

Школа филологии

Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Наука и схоластика (Вступление Е.С. Романичевой.). — 1.

Белобровцева И., Кульюс С. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». — 8.

Дмитренко С. Дмитрий Сергеевич (Д.С. Лихачёв). — 24.

Дмитренко С. Читаем Лессинга. — 3.

Заварзина Л. Учитель Василий Розанов. — 9.

Куранда Е. Задача, завещанная Эдипом (И.Ф. Анненский). — 19.

Куранда Е. Мелетинский. — 6.

Перемышлев Е. Метод Михаила Мурьянова. — 11.

Случевский К.К. Ф.М. Достоевский. Очерк творчества. — 15.

Штудии

Антоненко Н. Иконописные традиции в «Рождественской звезде» Бориса Пастернака. — 23.

Васильев В. Что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь? — 10.

Кошелев В. “Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского. — 20.

Пухачёв С. Жест и мимика у Ф.М. Достоевского. — 14.

Ранчин А. Злато слово слезами смешено: “Тёмные места” и загадки «Слова о полку Игореве» в исследованиях последних лет. — 15.

Ранчин А. Что такое Обломовка. — 17.

Скибина О. Время и пространство чеховской «Душечки». — 22.

Халфин Ю. Два лика ахматовской Музы. — 24.

Халфина Н. Тургеневские старички. — 21.

Я иду на урок

Агафонова С. Читаем сказку — изучаем традиции: Урок литературы в 5-м классе. — 4.

Алексанкина Н. Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». — 22.

Алексеева Е. Об умении читать книги, рассказывать и писать о них, а также о помощи в этом «Человека-невидимки». — 23.

Алексеева Т. Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина «Дракон». — 17.

Бабанова А., Маевская О. “Светлые песни Грига”. — 18.

Баженова Е. “Прелесть нагой простоты”: Уроки по «Станционному смотрителю». — 11.

Баранова О. Василий Шукшин против Глеба Капустина: По рассказу «Срезал». — 18.

Баранова О. Счастливые: По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» и современной прозе. — 20.

Баранова О. Урок по рассказу Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». — 9.

Бартенев В. Одическая трагедия в поэме «Владимир Ильич Ленин»: Курсовая работа по литературе. — 20.

Баталова Т. Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». — 15.

Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников. — 17.

Беляева Н. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. — 19.

Беляева Н. Уроки по лирике Фета: Программа В.Я. Коровиной. — 15.

Беляева Н. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева. — 14.

Берестовицкая С. Диалог культур на уроке литературы. — 1.

Бодрова Н. «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского: Материалы к уроку. — 14.

Бороздунова Л. Изучаем стихотворную пародию второй половины XIX века. — 13.

Ванюшева Н. Уроки по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Веденеева С. “Быть сопричастным всему живому”: Урок по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик». — 13.

Власова Н. Специфика работы со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса. — 12.

Волков С. “Твой поэтический восемнадцатый век”: Материалы к урокам по поэзии XVIII века. — 16.

Волков С. Итоговая игра по биографии Пушкина. — 4.

Волков С. Непрочитанный Радищев: Несерьёзные материалы к уроку. — 16.

Волков С. Проверочная работа по зарубежной литературе. — 9.

Волков С. Человек в объятиях истории: Материалы к уроку. — 13.

Волкова А. Играем в «Маленького принца». — 12.

Волкова А. Читаем стихи о животных. — 4.

Ворошилова С. Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: Урок в 8-м классе. — 1.

Герасимова Н. Викторина по произведениям А.С. Пушкина. («Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама»). — 14.

Герцик А. Изучение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 9.

Городова Т. Русские народные загадки: Урок внеклассного чтения в 5-м классе. — 2.

Граблина Н. “Красота спасёт мир?!.”: По роману Ф.М. Достоевского «Идиот». — 1.

Граблина Н. Целостный анализ романа И.С. Шмелёва «Лето Господне». — 3.

Грицак О. Урок по повести В.Г. Распутина «Пожар». — 9.

Доброзракова Г. Алиханов и Печорин. — 12.

Доброзракова Г. Гоголевские традиции в повести Сергея Довлатова «Заповедник». — 13.

Доброзракова Г. Пушкинская тема в повести Сергея Довлатова «Заповедник». — 11.

Дудина Н. Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному». — 18.

Дыханова Б. “Аттическая соль” стилевых парадоксов: О “порче слов” и не только об этом. — 17.

Дыханова Б. “Игра в слова” на уроке литературы: Язык фольклорной сказки. — 13.

Ерёмина О. Урок по рассказу А.П. Чехова «Ванька». — 23.

Золотаревская М. «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа. — 5.

Золотаревская М. Мир детства в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера». — 3.

Зыкова Г. «Умники и умницы»: Опыт литературной игры. — 6.

Иванова Я. Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками». — 7.

Ильичёва Н., Капралова Т. Смахнём нафталин с “вечной темы”? — 23.

Исаева Е. Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье». — 4.

Калганова Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе. — 1.

Калганова Т. Карточки-задания для развития письменной речи. — 3, 4, 7.

Кожевникова З. С любовью о добром и вечном…: Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». — 18.

Кононова С. “Не стоит село без праведника”: По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор». — 18.

Копиевская Т. Опыт проведения промежуточной аттестации по литературе. — 6.

Корчагина Л. “Душа становилась легче…”: Об одном рассказе Юрия Буйды. — 23.

Котляревская Н. Литература в классе как она есть: Дневник учителя-словесника. — 15, 16.

Котляревская Н. Пушкин: Первые уроки; Дороги Пушкина — 22, 23.

Кувшинова Ю. Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». — 7.

Кутейникова Н. Гарри Поттер и философский камень: Урок внеклассного чтения. — 2.

Лазарева Л. Главный протест против угнетения человека человеком: Урок с элементами театрализации. — 19.

Лобкова Е. Театр на уроке литературы: Интегрированный урок «Литература и театр» по народной драме «Озорник Петрушка». — 15.

Маевская О., Якубов В. Звёзды, таящие мысли глубокие. — 23.

Макаревич В. “Люблю всё живое”: Рассказ Виктора Астафьева «Белогрудка». — 22.

Маркина Е. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное». — 10.

Марченко Л. Рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». — 14.

Миколаец Т. Урок по рассказу В.М. Шукшина «Срезал». — 18.

Мингелене Е. Нужны ли в нашей жизни чудеса?: Уроки по повести «Алые паруса». — 19.

Михина Е. Русская литература на рубеже XX–XXI веков: Программа предметно-ориентированного элективного курса для учащихся 11-го класса. — 6.

Можейко Г. Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой: На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…». — 11.

Москаленко О. Изучение Петербурга Достоевского на уроках по «Преступлению и наказанию». — 2.

Москаленко О. Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание». — 3.

Мулянова Н. “Никто на земле не рождается бесцельно…”: Изучение рассказа Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс». — 18.

Муртазаев Ф. О блочно-тематической методике изучения литературы. — 19.

Охлопкова М. Подготовка к сочинению по теме «Роль Луки в пьесе М.Горького “На дне”». — 19.

Павлова М. «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и «Царь-рыба» Виктора Астафьева. — 20.

Павлова М. Русские Филемон и Бавкида: К изучению повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». — 13.

Павлова О., Килина Е. Урок литературы — в кабинете географии. — 24.

Павлова О., Фарутина Л. Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка». — 9.

Печникова Л. Судьбой и ветрами изваян профиль мой…: О поэзии Максимилиана Волошина. — 24.

Пивнюк Н. Посещение странного мира: О школьном изучении сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес». — 5.

Пивнюк Н. Что может рассказать сказка. — 17.

Плавинская Н. Варианты письменных работ при изучении повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». — 16.

Полякова И., Крицкая Н. “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…”: Тема любви в творчестве А.И. Куприна. — 18.

Пранцова Г. Роль уроков литературы в постижении подростками “нравственных парадоксов” жизни. — 12.

Ранчин А. Что такое Обломовка. — 17.

Ребель Г. “Скажи: которая Татьяна?”: Анализ незаметного эпизода. — 5.

Ребель Г. Фёдор Михайлович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?: Материалы к уроку-диспуту. — 6.

Романичева Е. Карточки-задания для развития письменной речи. — 5.

Романичева Е. Карточки-задания для развития письменной речи: М.А. Булгаков. «Собачье сердце». — 8.

Руденко И. Сон об убийстве лошади: Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание» . — 9.

Рыжкова Т. Кино на уроке литературы: Обломовские вопросы. — 17.

Ситникова В. “Колокольцы” души: Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан». — 9.

Снытко Г. Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского «Жёлтый свет». — 21.

Соловьёва Т. Сочинение на литературную тему в 11-м классе. — 19.

Соломинцев М. Чудовищная нелепица войны в изображении М.А. Шолохова. — 10.

Сосновская Л. “Малая родина” в поэзии Николая Рубцова. — 18.

Телицина М. Урок по рассказу Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс». — 12.

Тимофеева Т., Фёдоров С. «Житие Петра и Февронии Муромских»: от горизонтов читательских ожиданий к произведению. — 6, 7.

Торопчина Л. Детство, дом, добро. — 15.

Торопчина Л. “Несу свой крест с терпением, живу… а как?..”: “Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — 24.

Торопчина Л. Побуждая делать добро… — 22.

Торопчина Л. Тема дома и семьи в повести И.С. Тургенева «Муму». — 22.

Учамбрина И. “Главное — плыть куда хочешь”. — 21.

Учамбрина И. «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина и «Генеле-сумочница» Л.Е. Улицкой. — 20.

Ушакова Т. “…Что есть красота?”: Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». — 21.

Харитонова О. Аллеи любви и памяти: Опыт прочтения новеллы И.А. Бунина «Тёмные аллеи». — 21.

Храмцова Р. Две помещицы. — 5.

Храмцова Р., Чернышёва И. Вопросы и задания по поэзии XVIII века. — 16.

Храмцова Р. Шар гораздо большего размера. — 24.

Черничко И. Связь поколений в рассказе А.Платонова «Третий сын». — 24.

Чернова О. Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник». — 10.

Чернышёва И. «Белая гвардия» в жизни Булгакова: Вступительный урок по роману. — 8.

Шамаева Н. Значимые частности: Материалы к уроку по лирике Сергея Есенина. — 22.

Шапиро Н. Вечное поэтическое состязание. — 16.

Шешуков С. Десять кроссвордов. — 17.

Шешуков С. Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова «Обломов». — 17.

Шешуков С. Проверочная работа по драме А.Н. Островского «Гроза». — 19.

Шмидт Т. “Прибавить к зрению человека немного зоркости”. — 12.

Шолпо И. «Одиссея» Гомера в 7-м классе, или Как сделать урок литературы значимым для всех. — 10.

Шолпо И. Чудо художественного образа: Уроки по лирике Бориса Пастернака. — 7.

Щербина И. Кто же такой Печорин?: Попытка разбора урока литературы. — 10.

Литературный календарь (ведёт Лариса Мезенцева)

1 — «Памятные даты. 2006 год. Январь–июнь»; 2–11; 12 — «Памятные даты. 2006. Июль–декабрь.»; 13–15, 17–23; 24 — «Памятные даты. 2007 год. Январь–июнь».

Кроссворд

21