Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2006

События и встречи

Новости и события

Миссия гуманитарного образования: взгляд из Вятки

Круглый стол «Миссия современного гуманитарного образования», состоявшийся в рамках конференции ВГГ, привлёк к себе большое количество участников. Это были не только словесники, но и историки, математики, химики из разных школ Кировской области, Республики Коми, Удмуртии. Уходящий год был посвящён памяти Д.С. Лихачёва — и именно его слова стали эпиграфом круглого стола: “Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил”.

Гуманитарное образование, гуманитарность — понятия слишком широкие и неопределённые. Каждый вкладывает в них свои смыслы. Кто-то имеет в виду универсальность и целостность постижения человеческого опыта, кто-то подразумевает под гуманитарностью ориентированность на личность, на “человеческое”, кто-то говорит о толерантности, кто-то — о работе с текстами и языками. Формирование духовности и нравственности, передачу традиций, воспитание культуры и интеллигентности также связывают именно с гуманитарным образованием. Понимаемое так, гуманитарное образование выступает как синоним хорошего образования, а значит, границы его размываются. Каждое образование должно быть нацелено на человека и в этом смысле гуманитарным; настоящий учитель физики или математики воспитывает гуманитарную культуру личности ничуть не меньше, чем словесник или историк.

Вместе с тем нельзя не видеть, что утилитарный подход к образованию грозит в сегодняшней школе именно традиционным гуманитарным предметам. Поэтому, обсудив общефилософские аспекты гуманитарности, участники круглого стола перешли к разговору о состоянии литературы и истории в школе. Понижение статуса литературы воспринимается всеми педагогами с тревогой. Фактическая отмена обязательного экзамена по литературе (он становится довеском к ЕГЭ по русскому) понижает мотивацию учеников и ставит словесников перед необходимостью искать новые способы работы с ребёнком. Замена сочинения на устный экзамен вызывает реакцию неоднозначную (здесь есть и явные плюсы), но к ЕГЭ по литературе отношение было единым — это профанация предмета.

Вместо подготовки к тестам лучше на уроке читать вслух: в погоне за непомерными требованиями стандартов мы разучились медленно погружаться в художественное произведение — время остаётся лишь на необходимые для экзамена слова о тексте.

Именно здесь лежит одна из причин нежелания ребёнка читать.