Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2006

События и встречи

Новости и события

Сергей ВОЛКОВ


Киров — с нами!

Хотя Киров — исторически и фактически Вятка — на карте нынешних газпромовских стратегий “кружком отмечен не всегда”, на карте российской культуры город занимает одно из ведущих мест. По крайней мере, в сфере школьного образования. При всех социально-экономических трудностях (количество учащихся за последние 10 лет сократилось на 110 тысяч; 70% школ — малокомплектные сельские; лишь чуть больше половины школ имеют все виды благоустройства) область входит в “золотую дюжину” регионов по уровню работы с одарёнными детьми (8-е место в России) и удерживает высокую позицию по качеству образования (19-е место из 88). Достигнут этот результат потому, что в Кирове знают не понаслышке, что такое инновации в образовании — и внедряют их в практику не один десяток лет. Сильнейшая инновационная школа не только местного, но и общероссийского уровня — Вятская гуманитарная гимназия (ВГГ) — празднует в этом году пятнадцатилетие с момента присуждения ей гимназического статуса. А через два года ВГГ будет отмечать своё столетие. На конференции «Инновационное образование: 15 лет поиска», состоявшейся в ВГГ 2–3 ноября, газета «Литература» была почётным гостем.

Известно, что в образовании сегодня многое держится на энтузиазме. При всей заботе властей о системе образования реальное финансовое и материальное положение дел в этой сфере выглядит пока весьма далёким не то что от идеала — даже от нормы. Энергия, которая нужна для постоянного роста и обновления, берётся исключительно из человеческих источников. Даже один неравнодушный, отдающий себя делу педагог может организовать вокруг себя творческое пространство — представьте же теперь, какое мощное энергетическое поле возникает, если объединяют свои усилия десятки творческих учителей, воспитателей, администраторов, если им удаётся создать Школу.

Вятская гуманитарная гимназия и есть такая Школа с большой буквы. Это одна из самых энергетических точек современного российского образования. Может быть, поэтому сюда так тянутся люди: конкурс на поступление больше, чем в столичные вузы, на курсы повышения квалификации, которые открыты гимназией, приезжают педагоги из других областей, а среди научных руководителей гимназии — специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция «Инновационное образование: 15 лет поиска» также собрала коллег из разных регионов: Республики Коми, Удмуртии, Пермского края, Свердловской области.

Мне много приходилось бывать на разных образовательных конференциях и семинарах — ещё нигде (включая зарубежные поездки) я не видел такого высокого уровня организации работы, такого разнообразного “ассортимента” идей, такой слаженности и профессионализма. Культуре презентации опыта у педагогов ВГГ могут поучиться многие известные столичные школы. Важно при этом, что презентация — с использованием современных мультимедийных средств — не становится самоцелью, глянцевой упаковкой, скрывающей за собой пустоту (как часто это теперь бывает). Многие идеи, внедряемые ВГГ в своей повседневной практике и предъявленные на конференции, настолько ценны и сложны содержательно, что к ним тянет ещё и ещё раз возвратиться — чтобы додумать, доспорить, прожить.

Идея этой конференции, как и многих других коллективных мероприятий, организуемых гимназией, как раз и состоит в общем проживании накопленного опыта. Круглые столы, мастерские, музейные уроки, знаменитые “погружения” в историческую эпоху, академические чтения, представление сетевых образовательных программ, практические занятия по “жизненному ориентированию”, интегративные проекты — вот лишь часть жанров, в которых происходило общение и взаимодействие коллег на конференции. Процесс, разворачивающийся параллельно в разных точках гимназии, запечатлевался фото- и видеокамерами, обрабатывался школьниками-журналистами (в гимназии регулярно выпускается восьмиполосная цветная газета «На улице Свободы») и в обобщённом виде предъявлялся участникам конференции на так называемых итоговых “распаковках”. Всё это создавало удивительный эффект полноты происходящего события, его неисчерпаемости и многогранности.

В эту гимназию стоит приезжать учиться. Говоря это, я имею в виду тех коллег, кто делает своими руками гуманитарное образование в школе. Опыт ВГГ настолько интересен и — главное — заразителен, энергетически насыщен, что после знакомства с ним ты становишься другим. Самим фактом своего существования Вятская гуманитарная гимназия отменяет понятие провинциального в образовании — как отсталого, несовременного, чуть смешного. Вятка (пока что Киров) с нами, и этот шанс нам нужно использовать. Чтобы подняться на новую высоту.

P.S. Рекомендуем начать знакомство с гимназией с её замечательного сайта www.vhg.ru

P.P.S. Мы пригласили группу педагогов ВГГ в Москву. Свой опыт интегративного изучения литературы в контексте гуманитарных дисциплин они представят во время нашего Марафона педагогических предметов в Доме учителя 29 марта 2007 года. Не пропустите эту встречу!