Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Валентина
МАКАРЕВИЧ


Валентина Ивановна МАКАРЕВИЧ (1957) — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 12 г. Ноябрьска Тюменской области.

“Люблю всё живое”

Рассказ Виктора Астафьева «Белогрудка»

В начале урока предлагаю ученикам письменно продолжить фразу, написанную на доске: “В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка» повествуется о том, что...”

Затем сообщаю, что форма работы на уроке будет групповая. Класс делится на четыре группы по 6 человек. Каждой группе необходимо выбрать командира, ответственного ученика, который бы координировал общую работу. Группа получает задания и вопросы, на обсуждение которых отводится 7 минут.

По истечении времени настраиваю учеников на активную работу. Для этого объясняю, что любая группа может дополнить ответ одноклассников, высказать своё несогласие с суждением, по-своему его прокомментировать.

Вопросы и задания для групп

1-я группа

1. Определите тему рассказа.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

3. Почему в тексте “Белогрудка” пишется с заглавной буквы? Каким настроением пронизан весь рассказ?

2-я группа

1. Зачем мальчики забрали из гнёзд котят куницы?

2. Выпишите глаголы, передающие действие Белогрудки после того, как она обнаружила пустое гнездо. Помогают ли глаголы передать состояние куницы после пропажи детёнышей?

3. Что вы можете сказать о поведении животного?

3-я группа

1. Как автор описывает маленьких детёнышей, которых родила куница? Какое изобразительное средство он использует?

2. Что автор говорит о кунице-матери?

3. Почему Белогрудка не почувствовала, что “за ней следило несколько человеческих глаз”?

4-я группа

1. Какова роль взрослых в рассказе?

2. Как вы понимаете последние слова автора в рассказе?

3. Прочитайте выразительно рассказ «Капалуха». Чем отличаются проблемы, поднятые автором в двух рассказах? Что между ними общего?

После беседы задаю вопрос:

— Кто хотел бы изменить предложение, записанное в начале урока? (Обсуждаем варианты.)

В завершение урока учитель выставляет отметки за работу.

Для создания настроения на уроке можно дополнительно прочитать стихотворение Александра Яшина «Люблю всё живое». После прочтения попросим учеников письменно сформулировать основную мысль стихотворения и ответить на вопрос: “Как она связана с основной мыслью рассказа В.Астафьева?”

На дом задаю самостоятельно прочесть следующие рассказы В.П. Астафьева: «Зачем я убил коростеля?», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье» и др.

Александр ЯШИН

Люблю всё живое

Что б ни летело над головой,
Садился за вёсла — ружьё у ног,
Шёл в чащу — заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.
Стрелял и коршуна, и воробья,
Не разбираясь — друзья? враги?
А ныне
На ток хожу без ружья,
Катаюсь на озере без остроги.
Доверие птиц умею ценить.
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю, —
Люблю всё живое,
Живых люблю.

Рейтинг@Mail.ru