Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Сергей Шешуков


Десять кроссвордов

В № 17 мы уже опубликовали работу молодого словесника из Сыктывкара С.Н. Шешукова и пригласили его к дальнейшему сотрудничеству. В письме в редакцию Сергей Николаевич пишет:

“Я работаю в лицее при Сыктывкарском университете. В 9-м классе, зимой, мои ребята всегда сдают устный экзамен по литературе. На экзамене ученику предлагается билет, состоящий из двух вопросов, три отрывка из произведений, которые мы уже изучали за эти полгода (необходимо назвать автора и произведение), три литературоведческих термина для толкования и кроссворд.

Как видите, испытание получается довольно серьёзное. Уже в начале года я предупреждаю ребят о предстоящем экзамене, даю список вопросов, произведений, литературоведческих терминов и в течение полугода еженедельно провожу консультации. Это очень серьёзная подготовка. На мой взгляд, она просто необходима девятиклассникам, потому что готовит их к изучению серьёзных произведений 10-го класса.

Почему же я включаю в экзамен кроссворды?

С одной стороны, они психологически раскрепощают ребёнка, что важно для ситуации экзамена. С другой стороны, они выявляют не только знания, но и смекалку. Эти маленькие кроссворды можно также использовать на уроках литературы в качестве повторительного материала в 9-м классе. В заданиях содержатся вопросы на знание теории литературы и её направлений, от древнерусской словесности до начала XIX века.

Кроме того, в ходе изучения произведений этого периода ребята знакомятся с большим количеством устаревших слов, с которыми они будут постоянно сталкиваться, анализируя поэтические тексты. Поэтому в кроссворды я обязательно включаю задания на знание и понимание этих слов.

В каждом кроссворде по пять слов. Так удобнее подсчитывать баллы — по одному за каждое правильно названное слово.

Буду рад, если мои материалы кому-то пригодятся”.

Кроссворд 1

Кроссворд 1

По вертикали:

1. “Персть” по-старославянски, а по-русски — …

2. Короткое стихотворение, часто не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо.

По горизонтали:

3. Литературное направление, получившее развитие в XVII и XVIII веках. Одним из важных принципов этого направления было подражание образцам античности.

4. Основоположник французского классицизма, сформулировавший в стихах требования, которые должен соблюдать в своём произведении всякий поэт. Его работа называется «Поэтическое искусство».

5. Кому принадлежат эти слова: “По уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором”?

Ответы

По вертикали: 1. Прах. 2. Эпиграмма.

По горизонтали: 3. Классицизм. 4. Буало. 5. Карамзин.

Кроссворд 2

Кроссворд 2

По вертикали:

1. Стихотворное эпическое произведение преимущественно фантастического или героико-исторического характера.

3. Назвав свою оду именем сказочного персонажа, этот поэт снискал славу и милость императрицы.

По горизонтали:

1. Английский поэт-романтик.

2. Писатели этого литературного направления считали главным началом в человеке не разум, а чувство.

4. По-старославянски “вотще”, а по-русски… (наречие).

Ответы

По вертикали: 1. Баллада. 3. Державин.

По горизонтали: 1. Байрон. 2. Сентиментализм. 4. Напрасно.

Кроссворд 3

Кроссворд 3

По вертикали:

1. О ком рассказывает А.Пушкин в своём «Путешествии в Арзум»: “Он погиб под кинжалом персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею”?

2. Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев.

По горизонтали:

3. Герой произведений этого литературного направления отделён от всего мира, он находится в вечном поиске идеала. Толпа его не понимает и преследует.

4. Немецкий писатель-романтик, автор мрачных, загадочных повестей. Автор детской сказки о сказочном превращении куклы в прекрасного принца.

5. Устаревшее слово “зиждитель” на современный переводится как…

Ответы

По вертикали: 1. Грибоедов. 2. Трагедия.

По горизонтали: 3. Романтизм. 4. Гофман. 5. Создатель.

Кроссворд 4

Кроссворд 4

По вертикали:

1. Литературный жанр, в котором описываются дорожные встречи и разговоры в пути, разнообразные дорожные происшествия. Обычно написано в форме путевого дневника.

3. Кто из писателей XVIII века принял участие в работе Российской академии наук и составил словарь синонимов (сам писатель называл их “сословами”)?

По горизонтали:

2. Английский писатель, давший название литературному направлению XVIII века.

4. По-старославянски “облобызать”, а по-русски… (глагол).

5. Это слово стало значимым в эстетике классицизма. “Ratio” — так называли его древние римляне. В русском языке от латинского корня образовалось слово “рациональный”.

Ответы

По вертикали: 1. Путешествие. 3. Фонвизин.

По горизонтали: 2. Стерн. 4. Поцеловать. 5. Разум.

Кроссворд 5

Кроссворд 5

По вертикали:

1. Современное “природа” раньше имело синоним…

2. Жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в этом мире.

По горизонтали:

3. Сентиментальный (синоним, прилагательное).

4. Немецкий автор сентиментального произведения о несчастной любви молодого человека, закончившейся трагически.

5. “Бунтовщик хуже Пугачёва”. О ком сказала Екатерина II?

Ответы

По вертикали: 1. Натура. 2. Элегия.

По горизонтали: 3. Чувствительный. 4. Гёте. 5. Радищев.

Кроссворд 6

Кроссворд 6

По вертикали:

1. Переведите латинское слово “classicus” на русский язык (прилагательное).

2. Драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах.

3. В России — Фонвизин, во Франции — … (фамилия).

По горизонтали:

4. “Третий лишний” с точки зрения социального происхождения: Державин, Ломоносов, Карамзин.

5. “Дочь” по-русски, а по-старославянски…

Ответы

По вертикали: 1. Образцовый. 2. Комедия. 3. Мольер.

По горизонтали: 4. Ломоносов. 5. Дщерь.

Кроссворд 7

Кроссворд 7

По вертикали:

1. Английский писатель-романтик, автор приключенческих исторических романов.

3. Слово “тщание” на современный русский переводится как … (существительное).

4. Лирический жанр, в котором воспевается какое-либо важное историческое событие или деяния высокопоставленной особы.

По горизонтали:

2. Этот поэт был воспитателем царя Александра II, поэтому он часто использовал своё положение, чтобы помогать своим друзьям. Он содействовал освобождению от крепостной зависимости украинского поэта Тараса Шевченко, помогал ссыльным декабристам, ходатайствовал за Лермонтова.

5. Переведите латинское слово “classicus” на русский язык (прилагательное).

Ответы

По вертикали: 1. Скотт. 3. Усердие. 4. Ода.

По горизонтали: 2. Жуковский. 5. Образцовый.

Кроссворд 8

Кроссворд 8

По вертикали:

2. Звуковой приём создания художественного образа: Лишь изредка, жужжа, вечерний звук мелькает…

3. Историческая хроника.

По горизонтали:

1. Английский поэт-романтик, кумир прогрессивной российской молодёжи первой четверти XIX века.

3. “Щёки” по-русски, а по-старославянски — …

4. Древнерусский сказитель, княжеский певец.

Ответы

По вертикали: 2. Аллитерация. 3. Летопись.

По горизонтали: 1. Байрон. 3. Ланиты. 4. Боян.

Кроссворд 9

Кроссворд 9

По вертикали:

1. Автор строк: “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй”. Эти слова стали эпиграфом к произведению А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

2. Художественное определение.

3. Рассказ о жизни, смерти и подвигах святого.

По горизонтали:

4. Стихотворный размер: Что ты жадно глядишь на дорогу.

5. Французский романтик, автор одного из самых популярных романов всех времён и народов.

Ответы

По вертикали: 1. Тредиаковский. 2. Эпитет. 3. Житие.

По горизонтали: 4. Анапест. 5. Гюго.

Кроссворд 10

Кроссворд 10

По вертикали:

1. Поэтическое произведение XVIII — начала XIX века, изображавшее идеализированную, безмятежную жизнь на лоне природы.

3. Славянская азбука.

По горизонтали:

2. Определить размер: В полном разгаре страда деревенская…

4. По-русски “лоб”, а по-старославянски — …

5. Античный поэт, воспевавший наслаждение жизнью.

Ответы

По вертикали: 1. Идиллия. 3. Кириллица.

По горизонтали: 2. Дактиль. 4. Чело. 5. Анакреон.